За успехами победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников стоят их наставники

Представители Архангельской области традиционно демонстрируют высокий уровень знаний на Всероссийской олимпиаде школьников. Завершившийся 2022 / 2023 учебный год не исключение. 49 старшеклассников признаны победителями регионального этапа, еще 230 стали призерами. В общероссийских финалах по различным предметам наш регион представляли 26 юных северян, из них девять стали призерами олимпиады. За успехами ребят всегда стоят их учителя, которые не только дают крепкие знания, но и могут поддержать, направить, вдохновить.

Ольга Потанина: «Давайте вместе узнаем»

Учитель обществознания Архангельского государственного лицея имени М. В. Ломоносова Ольга Потанина к работе подходит творчески и получает искренний отклик от детей. Она готовит ребят к Всероссийской олимпиаде школьников по четырем направлениям: обществознанию, экономике, праву и мировой художественной культуре. По итогам 2022 / 2023 учебного года среди ее учеников два победителя и два призера регионального этапа: Юлия Новинская, Иван Собашников, Алексей Есликов и Иван Горовых.

Ольга Потанина, Учитель обществознания Архангельского государственного лицея имени М. В. Ломоносова
Ольга Потанина, учитель обществознания Архангельского государственного лицея имени М. В. Ломоносова

— Обществознание — предмет про жизнь, и он актуален для любого человека, ведь каждый будет трудоустраиваться, взаимодействовать в социуме, вступать в семейные отношения, — говорит Ольга Павловна. — Базовые знания должны получить все. Олимпиада — это более высокая планка, тут все зависит от интереса и трудоспособности ребят. Я просто направляю, советую, даю почитать литературу.

Ольга Потанина поддерживает учеников, которые включаются в олимпиадное движение. Отслеживает различные онлайн-школы по подготовке к олимпиадам, рассылает ребятам интересную информацию. Все прошедшие олимпиады собирает на виртуальном диске, чтобы доступ к ним был у всех.

— Самое главное — заинтересовать детей. Когда у них горят глаза, нет ничего невозможного, — отмечает Ольга Потанина. — В прошлом году, например, ребята на школьном этапе обнаружили ошибку в задаче на логику. Решают — получается один результат, а в правильных ответах другой. Они не отступают: «Нет, Ольга Павловна, мы правы». Мы долго дискутировали. Сама решаю — у меня тоже получается ответ, как у ребят. Пишу коллегам из других регионов, раздала задачу коллегам из лицея — результат аналогичный. Ребята оказались правы. Мне понравилось, с каким энтузиазмом они отстаивали свою правоту, анализировали, приводили аналогичные задачи. Это характеризует их как вдумчивых и целеустремленных личностей.

Подготовку школьников к олимпиаде Ольга Потанина называет командной работой и считает, что каждый олимпиадник впитывает лучшее у всех учителей.

— В процессе нашего общения с ребятами происходит взаимное обогащение, — делится Ольга Павловна. — Например, с участницей олимпиады по мировой художественной культуре Юлией мы любим говорить об искусстве. Юля оканчивала художественную школу, у меня за плечами музыкальная школа. Она задает мне вопросы о художниках, архитектуре, скульптуре, я ей — про музыку, театр, кино. Мы вот так друг друга проверяем.

На уроке в лицее № 17
На уроке в лицее № 17

Под руководством Ольги Потаниной ребята занимаются проектной деятельностью. Минувшим летом на молодежном форуме «Команда 29» выиграли грант Росмолодежи в номинации «Делись опытом» с образовательно-мотивационной программой для школьников 10–11‑х классов «Не та «общага».

— Ребята самостоятельно написали проект, я лишь подредактировала, — рассказывает Ольга Потанина. — Проект рассчитан на школьников, которые планируют сдавать ЕГЭ по обществознанию. У меня есть такая система: в 10‑м и 11‑м классах мы не ведем тетради, а создаем рабочие листы. На основе этих рабочих листов ребята решили записать серию познавательных подкастов.

Педагогический стаж Ольги Потаниной — семь лет, из них четыре года она работает в Архангельском государственном лицее имени М. В. Ломоносова. В профессию пришла благодаря своим педагогам.

— Я горжусь, что окончила Холмогорскую среднюю школу. У меня были прекрасные учителя истории и обществознания, — говорит Ольга Павловна. — Очень люблю коллектив этой школы, слежу за их новостями, воспитательная и образовательная деятельность там на прекрасном уровне.

Ольга Потанина много времени уделяет профессиональному развитию. Была победителем международной олимпиады учителей-предметников «Профи-2022» по обществознанию. Ездит на учительскую смену Всероссийского образовательного форума «Территория смыслов».

— На форуме мы много говорили об образовании будущего. Мне очень понравилась прозвучавшая там мысль: педагог должен быть эмпатичным навигатором, — делится Ольга Павловна. — Мы должны направлять. Я радуюсь, когда дети знают больше меня, не стыжусь сказать в ответ на вопрос: «Не знаю, давайте вместе узнаем».

Елена Митюшева: «Любить свой предмет и детей»

Учитель немецкого языка архангельской школы № 14 имени Я. И. Лейцингера Елена Митюшева свою профессию считает лучшей на свете. Секрет ее профессионального успеха — любить свой предмет и детей, искренне хотеть делиться с ними знаниями и умениями. С педагогической миссией Елена Ивановна справляется успешно. В прошлом учебном году среди ее учеников — один победитель и 13 призеров регионального этапа олимпиады школьников, а также четыре призера заключительного (общероссийского) этапа.

Елена Митюшева, учитель немецкого языка школы № 14 Архангельска
Елена Митюшева, учитель немецкого языка школы № 14 Архангельска

— Участвовать в школьном этапе олимпиады ребята могут с пятого класса, и я призываю всех учеников пробовать свои силы. Никогда не отбираю заранее по принципу: «Ты сможешь, а ты нет», — рассказывает Елена Ивановна. — Если вижу, что ребенок действительно очень талантлив, предлагаю ему испытать себя в олимпиаде на класс старше. Например, в прошлом году восьмиклассница выступала за девятый класс и прошла в заключительный этап. Она получила полезный опыт и в этом году, будучи уже девятиклассницей, стала призером заключительного этапа.

Елена Митюшева считает, что для первых олимпийских шагов прекрасно подходят онлайн-олимпиады, которые проводит МетаШкола Герценовского института. В них участвуют даже второклассники, которых педагог потом поощряет: вручает дипломы под аплодисменты одноклассников. Так формируется мнение, что участвовать в олимпиадах — здорово. Кроме того, младшие ребята смотрят на старших и вдохновляются их примером.

Последние несколько лет в июне Елена Митюшева проводит для учеников, нацеленных на участие во Всероссийской олимпиаде школьников, интенсивный курс немецкого языка. Они разбирают олимпиадные задания и начинают готовиться к следующему сезону.

Елена Митюшева с призерами всероссийской олимпиады школьников 2023 года
Елена Митюшева с призерами всероссийской олимпиады школьников 2023 года

— Спецификой олимпиады по немецкому языку является то, что там наряду с аудированием, чтением, устной и письменной речью есть блок «Страноведение», для которого организаторы каждый год предлагают две ключевые темы. Мы начинаем готовиться к этим темам уже летом, поскольку их объявляют обычно на заключительном этапе. Ребята много работают в группах, помогая друг другу, — поясняет Елена Ивановна. — Иногда приходится слышать мнение, что страноведение — это не совсем проверка знания языка. Мои ребята говорят, что это очень интересно — углубляться в ту или иную тему, узнавать что‑то новое об известных людях Германии и России. Во время занятий страноведением я и сама многое узнаю вместе с детьми.

Елена Митюшева всегда мечтала быть педагогом. Профессию выбрала по примеру родителей: мама преподавала немецкий язык, папа — физику. В 1991 году, будучи студенткой пятого курса, Елена Ивановна устроилась на работу в Талажскую среднюю школу. Десять лет назад она пришла в архангельскую школу № 14, где иностранные языки изучают на углубленном уровне.

— С учениками 10–11‑х классов мы не просто занимаемся немецким языком, а расширяем кругозор, обсуждая различные важные темы: охрану окружающей среды, изменение климата, научно-технический прогресс, генную инженерию, музыку, искусство, — рассказывает Елена Митюшева. — Еще у нас есть проект — слет знатоков немецкого языка в осенние каникулы. Когда я училась в школе, в моей жизни был коммунарский сбор, который повлиял на мое желание работать с детьми. Хочется, чтобы наш слет знатоков немецкого языка в жизни моих учеников сыграл такую же решающую роль, как для меня — коммунарский сбор.

Ольга Аввакумова: «Учитель — это проводник в жизнь»

Еще в начале профессионального пути учитель истории и обществознания лицея № 17 города Северодвинска Ольга Аввакумова сформулировала свое педагогическое кредо как «Не навреди!». В основе ее работы — построение индивидуальной траектории развития ребенка. Неслучайно северодвинские лицеисты регулярно становятся призерами по праву и обществознанию, в том числе в 2022 / 2023 учебном году.

Ольга Аввакумова, учитель истории и обществознания лицея № 17 Северодвинска
Ольга Аввакумова,
учитель истории и обществознания лицея № 17 Северодвинска

— В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию и праву принимало участие пятеро наших лицеистов. Это замечательные и трудолюбивые юноши и девушки из 10–11‑х классов, — рассказывает Ольга Леонидовна. — Владимир Красноруженко принял участие в трех олимпиадах: по истории и обществознанию стал победителем, по праву — участником. Его друг и соперник Александр Тетеревлев стал призером по истории, Алеся Харитонова и Софья Обыночная участвовали в двух олимпиадах. Владислав Вантрусов и Софья Обыночная стали призерами по обществознанию. Все эти лицеисты участвовали в муниципальных и региональных олимпиадах и в прошлые годы. На заключительный этап по истории попал только Владимир Красноруженко. Уверена, что и Александр достойно защищал бы честь области. Эти успехи — итог огромного и многолетнего их личного труда.

Залогом успеха в подготовке к олимпиадам по истории, обществознанию и праву Ольга Аввакумова считает прежде всего начитанность, эрудированность ребят и свободное владение общеучебными навыками: это анализ текста (исторического, философского, правового), понимание источника, выделение общего и специфического. По социальным наукам необходимо хорошо знать не только авторов теорий, названия трудов, но и их суть.

— Подготовка к конкретному этапу олимпиады и по конкретному предмету является дополнительной к той базе знаний, которую учащийся уже усвоил, — делится Ольга Леонидовна. — Далее приходим к поэтапному разбору заданий предыдущих лет, обращая внимание не столько на содержательную часть, сколько на умения: что надо уметь при выполнении заданий, как использовать знания. Работаем над формулировками ответов. Олимпиады и конкурсы сейчас в основном письменные, и необходимо оформлять свою мысль так, чтобы эксперты правильно ее поняли и смогли оценить на максимальный балл.

Ольга Аввакумова с учениками
Ольга Аввакумова с учениками

На уроках Ольги Аввакумовой ребята часто работают в группах. Так легче решаются задачи, больше вопросов можно рассмотреть с разных точек зрения и каждый имеет возможность себя проявить. Совместная деятельность развивает командный дух и взаимное уважение.

— У старшеклассников в основном интересы уже сформированы. А мои предметы — социальные — про жизнь, про человека, про успехи и неудачи, про мир и войну, — отмечает педагог. — Поставить проблему, вопрос на уроке так, чтобы решение заинтересовало многих, чтобы каждый хотел разобраться в причинах и последствиях событий, необходимо для мотивации. Для меня важнее разговор, обмен мнениями, а не поучения. Надо давать развиваться личности учеников и помогать им в самоопределении.

Педагогическая биография Ольги Аввакумовой началась в архангельской школе № 62 в 1977 году с должности старшей пионерской вожатой. С 1983 года работает учителем истории и обществознания, с 1984‑го — в северодвинском лицее № 17.

— Мне интересно самой постоянно учиться и идти за молодыми. Все так меняется! Жизнь приобретает разные оттенки с разными классами, с каждым поколением, — говорит Ольга Леонидовна. — Учитель — это проводник в жизнь. Его задача в том, чтобы помочь каждому ребенку стать собой: человеком, гражданином, членом семьи, верным другом. Через личностное отношение к истории и людям формировать общечеловеческие ценности. Быть учителем всегда значит быть человеком. Подавать пример постоянной работы над собой, непрерывного профессионального образования. Быть патриотом. Не демонстрировать патриотизм, не навязывать свои ценности, не ворчать, а быть. Быть интересным для учеников и учиться у них.

«Это особый год»

Олег Русинов, министр образования Архангельской области:

— В этот особый год хочу поблагодарить за труд наших учителей — и не только тех, чьи ребята достигли высот в этом сезоне Всероссийской олимпиады школьников, но и всех наставников, кто ежедневно входит в классы и аудитории, кто переживает за своих детей и старается использовать любую возможность, чтобы помочь знаниями, советом и делом.

«Вы нужны стране»

Иван Дементьев, заместитель председателя правительства Архангельской области:

— Олимпиада дает возможность каждому школьнику проверить себя, свой характер и знания. Она помогает узнать больше, чем дается в рамках школьной программы, проявить целеустремленность, творческий подход и неординарный взгляд на задачи состязаний. И эти качества, несомненно, пригодятся ребятам в жизни. Обращаясь к ним, хочу сказать, что они нужны нашему региону, нужны нашей стране. Мы не только гордимся их победами, но и делаем все возможное для их личностного и интеллектуального роста.

Цифры

>47 тысяч юных жителей Архангельской области приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников в 2022/2023 учебном году

Справка

Всероссийская олимпиада школьников — один из ключевых проектов по выявлению и поддержке одаренных детей. Проходит в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный и общероссийский. Многоступенчатый отбор позволяет выявить лучших из лучших.

Официальная группа Архангельского государственного лицея имени М. В. Ломоносова в соцсети «Вконтакте»

Официальная группа школы № 14 Архангельска в соцсети «ВКонтакте»

Официальная группа лицея № 17 Северодвинска в соцсети «Вконтакте»