В этом учебном году олимпиада «Наследники Ломоносова» пройдет в десятый раз
Победитель первой региональной олимпиады «Наследники Ломоносова», выпускник Холмогорской школы Тимур Меджидов уже окончил МГИМО: в свое время он дошел до финальных игр «Умницы и умники» в Москве и там, находясь на зрительской трибуне в роли теоретика, сумел набрать наибольшее количество орденов. Всего же начиная с 2014 года в региональной олимпиаде приняли участие около тысячи старшеклассников, шестеро из них стали победителями «Умниц и умников» — и студентами МГИМО.
Чемоданы с книгами
Наиболее активно в олимпиаде участвуют школьники из Архангельска, Северодвинска, Холмогорского и Мезенского округов. Неслучайно в нашей золотой шестерке двое выпускников из Архангельска, двое — из Северодвинска, один — из Холмогор и один — из мезенского села Дорогорское.
— Мы стараемся, чтобы в отборочном этапе «Наследников Ломоносова» (а это написание эссе) принимали участие десятиклассники из абсолютно всех муниципальных образований, — подчеркивает консультант отдела общего образования министерства образования Архангельской области Евгения Акишина, — и если замечаем низкую активность территории, то работаем с ней индивидуально. Потому что для кого‑то из детей олимпиада может сыграть судьбоносную роль.
Евгения Вячеславовна рассказывает: когда она и ее коллеги расспрашивали победителей регионального и федерального этапов олимпиады о том, какие цели ребята перед собой ставили и что им помогло победить, то слышали очень похожие ответы: «Цель — поступление в МГИМО, а победить помогает упорная учеба и особенно — дотошное знание литературы по заявленной теме олимпиады».
— Когда наши участники ехали в Москву на отборочные игры, то их чемоданы были заполнены не вещами, а книгами, — говорит Евгения Акишина. — Добавлю, что у нас сложилась добрая традиция приглашать на финал региональных игр победителей предыдущего года, чтобы дать игрокам пообщаться с ними — это всегда вдохновляет и помогает. И в целом мы стараемся как можно больше рассказывать о результатах наших ребят, потому что это служит мощной мотивацией для остальных старшеклассников: «Раз они смогли — то и я смогу».
«Главное правило подготовки — упорный труд»
Своего первого участника олимпиады «Наследники Ломоносова» учитель истории и обществознания школы № 3 города Мирного Виктор Лукашов подготовил в 2017 году. Его ученица Дарья Потапова стала победителем «Наследников», а затем и финалисткой телевизионной олимпиады «Умницы и умники». С тех пор он помог подготовиться 16 участникам, финалистам и победителям регионального и федерального этапов олимпиады, в том числе — Анне Булдаковой из Северодвинска и Владиславу Борисову из Мезенского района, которые стали победителями «Умниц и умников» в 2022 и 2023 годах.
— Главное правило подготовки — нужно упорно трудиться, — рассказывает Виктор Витальевич. — И с Анной Булдаковой, и с Владом Борисовым мы работали практически каждый день. Здесь, конечно, большую роль играет позиция администрации школы: многие руководители образовательных учреждений идут навстречу, предоставляя участникам игр свободное посещение. К сожалению, есть и обратные примеры. И как тогда ребенку готовиться?
Объем информации, который нужно усвоить, огромен. Участникам «Наследников Ломоносова» немного проще: им выдаются и тема, и список литературы. А вот в «Умницах и умниках» ребята получают только тему — материалы для подготовки нужно искать самостоятельно. Убежден, что здесь главная нагрузка и ответственность должны лечь на преподавателя. Мы вместе с детьми подбираем источники, вычленяем из них главное, конспектируем. При этом я могу спрогнозировать вопросы, которые, возможно, задаст ведущий, их мы отрабатываем отдельно.
Кроме того, я консультирую детей на самом первом этапе, когда нужно написать отборочное эссе — размышление философского характера. Что здесь важно? Нельзя писать эссе стандартно, банально! Избегайте клише, покажите, как вы сами понимаете тему, пропустите ее через призму собственного видения.
Отрабатываем мы и 30‑секундные выступления на конкурсе красноречия: заранее ищем философские высказывания, учимся справляться с волнением, выступать перед аудиторией, укладываясь в заданное время.
Зачем вообще нужно участвовать в «Наследниках Ломоносова», в «Умницах и умниках»? Я всегда говорю своим ученикам: даже если вы не стали студентами МГИМО — вы уже выиграли. Вы получили массу полезных навыков, расширили кругозор, познакомились с новыми людьми, научились держаться перед камерами… Это в любом случае отличный опыт.
«Общение с участниками олимпиады было важнее съемок»
В 2022 году одной из победительниц гуманитарной олимпиады «Умницы и умники» стала выпускница архангельской школы № 11 Мария Селягина. Сегодня Мария — студентка Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО.
— Все началось с того, что в девятом классе я участвовала в городском этапе олимпиады, который называется «Путь к Олимпу», — рассказывает она. — Региональные игры «Наследники Ломоносова» стали закономерным продолжением этого пути.
Подготовкой я занималась самостоятельно, поддержка со стороны школы заключалась в том, что меня, если нужно, освобождали от занятий. Я никогда не относилась к участию в «Наследниках» суперсерьезно, поэтому мне было немного легче проходить через это, хотя и меня олимпиада заставила понервничать. И если говорить о том, что я могу посоветовать будущим участникам «Наследников Ломоносова», мой совет будет таким: постарайтесь воспринимать олимпиаду как просто интересный этап в жизни, без серьезных ожиданий.
В одиннадцатом классе мне нужно было выбирать: ехать на финал «Умниц и умников» или на финал Всероссийской олимпиады школьников. Я выбрала «Умников» и до сих пор уверена, что поступила правильно.
Телевизионная олимпиада стала для меня по‑настоящему трансформирующим опытом. Я впервые встретила в одном месте так много людей с очень разными амбициями и представлениями о жизни. Общение с ними в итоге стало для меня гораздо важнее съемок. Поступив в МГИМО, я приехала в Москву не на пустое место — меня встретили ребята, с которыми у меня уже была крепкая связь и которые переживали то же, что и я: скучали по дому, беспокоились за учебу, выстраивали новые отношения. Мы стали очень близкими людьми.