Как декабристы разбудили потребительскую кооперацию
О потребительской кооперации наслышаны многие. А многие ли знают, что у ее истоков стояли… декабристы?
Уникальность
Да-да! Первое в стране потребительское общество «Большая артель» было создано в 1831 году ссыльными декабристами в Забайкалье. Архангельский же областной союз потребительских обществ был создан 126 лет назад и является одним из старейших в России.
За эти годы страна повидала много экономических систем, однако потребительская кооперация остается уникальной по совокупности экономических функций, социальной ориентированности и внутрисистемному построению.
Мало какое объединение может снять остроту социального неблагополучия так, как потребительская кооперация. Люди обеспечены работой, при этом занимаются промыслом традиционным, как деды и прадеды, вся цепочка заготовки и переработки на виду, от того, как поработал ты — зависит общий итог. А еще кооперация — это способ отдыха и общения.
Масштабность
Территория присутствия охватывает 1 874 населенных пункта, а это 72,1% от общего числа населенных пунктов области, а сельского населения — 177,2 тыс. человек.
Что же входит в эту многоуровневую систему? Прежде всего — предприятия торговли. На сегодня она включает 559 магазинов, причем существенная часть их (486) находится в сельской местности. На сдаче сельскохозяйственной продукции и иного сырья потребительской кооперации физические лица и фермерские хозяйства заработали в 2016 году 425 млн руб. Эти показатели становятся особенно значимыми в условиях импортозамещения.
Национальная безопасность
Трудно оспорить необходимость создания национальной подушки продовольственной безопасности. А потребительская кооперация уже сейчас готова нарастить объемы заготовки мяса, овощей, ягод и грибов, выпечки свежего хлеба, плодовоовощных практически домашних закруток. Здесь не растеряют рецепты вкуснейшей колбасы и секреты приготовления мясных полуфабрикатов.
Конечно, потребительская кооперация сейчас находится в непростых условиях. Прежде всего трудности связаны с высоким уровнем конкуренции и агрессивным ростом федеральных торговых сетей. Незанятое сельское население уезжает в города, покупательская способность людей падает. Но и в этих условиях потребительская кооперация видит перспективу, например, в развитии экотуризма на уже существующей базе, в том числе фермерских хозяйств.
Есть большая надежда и на развитие единой торговой розничной сети, для этого существуют все предпосылки: и имеющаяся производственная база, и развитая сеть, и популярные уже областные бренды.
Разбудили же декабристы потребительскую кооперацию. Пусть теперь кооперация разбудит Россию.
Цифры
- 22 тыс. пайщиков в Архангельской области;
- 62 предприятия общественного питания;
- 176 цехов по производству продовольственных товаров;
- >505 млн ₽ было внесено в бюджеты всех уровней в 2016 году организациями потребкооперации.