Легенды и предания Ленского района
История заселения территории, относящейся к Ленскому району Архангельской области, ведет в глубь веков.
За столетия в этих местах сложились свои легенды, сказания, мифы, предания. Это полуяви-полубыли, но их сегодня пересказывают из уст в уста.
Сказ о чёрванском богатыре
Валентина Попова, сотрудник Центра народной культуры и туризма (с. Яренск):
Была такая деревня Чёрва. Там давным-давно по легенде у женщины родился ребенок с головой бычка. Буквально за несколько дней у всех на глазах этот ребенок вырос. Местные жители, конечно, испугались, думали, что это проявление нечистой силы. И решили ребенка извести.
Пришли к дому, где он родился. А ребенок, увидев их, свистнул. И тут же за ним явился огромный конь. Он на него взобрался, и они поскакали прочь вдоль реки Яренги, туда, где Скакальная гора, деревни Тохта, Борок, а за ними гора Шайнаты. В этих местах и дальше вдоль всего побережья реки образовались ямы. В них в свое время делали древесный уголь. Но по преданию считается, что это следы того огромного чёрванского коня-богатыря. А куда он ускакал вместе с ребенком, неизвестно.
Я узнала это предание, когда работала в клубе в лесном поселке Лысимо, который на другой стороне реки, напротив деревни Тохта. Она одна осталась из тамошних крупных деревень, их было много, но теперь все остальные уже давно нежилые. Легенду даже записали в стихотворном варианте. Там были такие строчки:
Скачет богатырский конь — лес качается,
Комья земли величиной с копну
Из-под копыт коня разлетаются…
Кстати говоря, не знаю, правда это или нет, но говорят, что дом, в котором родился ребенок с головой бычка, был затем перевезен в Яренск. Он долго стоял на перекрестке улиц Жданова и Урицкого. Но в этом доме никто не мог жить, и его снесли.
Колокол на дне, но рядом с храмом
Олег Угрюмов, журналист:
Есть в Ленском районе полулегенды-полубыли, которые связаны с тем, что в советское время ломали старинные каменные храмы, которые строились еще в самом начале XVIII века.
Например, жители деревни Выемково, где стоит церковь Георгия Победоносца, рассказывали, что когда собирались сбрасывать колокол, местные отказались это делать. Поэтому кузнецов привезли из Яренска. Они колокол с трудом взломали и сбросили. А когда перевозили его через реку, неожиданно налетел сильный ветер и перевернул лодку. Люди спаслись, а колокол и по сей день лежит на дне реки Вычегда, недалеко от храма.
Уже в нашем веке в храме произошел пожар, обрушился купол. Сейчас деревня Выемково малолюдна, там постоянно живет всего несколько человек. И они говорят, что после пожара около церкви стал появляться черный монах. Люди видели, как во время пожара в огне мелькало что-то черное, а кому-то даже удалось запечатлеть это на пленку.
Явление черного монаха также называют наказанием за неверие и за разрушение древнего кладбища. Дело в том, что храм находится совсем рядом с рекой, а около него есть старинный погост. В последнее время берег размывается, и, к сожалению, кресты и останки весной смывает.
Есть еще интересная местная история. В селе Слободчиково стоит замечательный Успенский храм. У него очень высокая колокольня, и, если присмотреться, на крыше колокольни виднеются две надписи. Происхождение их забавно.
Рассказывают, что ходили по улице у храма двое котласских речников. А в селе работала в магазине симпатичная продавщица. Они все пытались с ней поближе познакомиться. На что продавщица сказала: пока не напишете названия своих катеров на верхушке колокольни, никаких разговоров быть не может. А колокольня очень высокая, и подобраться к ней практически невозможно. Тем не менее на следующее утро речники позвали продавщицу, и она своими глазами увидела те самые две надписи. Как речникам удалось забраться на колокольню — неизвестно.
От Козьминки — чай с секретом
Наталья Белоголова, библиотекарь Козьминской сельской библиотеки:
Легенду о Козьме, основателе Козьмино, я придумала сама в 2011 году к Дню села. И даже тогда не думала, что она окажется не выдуманным, а реальным персонажем. В 2014 году ко мне в библиотеку заглянула женщина, которая живет в Санкт-Петербурге, а родом из Козьмино. Она и рассказала мне, что основателем нашего села является новгородский купец Козьма Болотов.
Он, вероятно, приехал в наши земли на одну из ярмарок, тогда Яренский уезд ими славился. И решил обосноваться здесь: построил избу, завел хозяйство, женился на девушке из здешних мест. Так появилась деревня Козьминская, а затем — село Козьмино.
Сейчас никто не помнит, как звали жену Козьмы, поэтому зовут ее по имени мужа — Козьминка. Она была знатной травницей, собирала травы и делала лекарственные и чайные сборы. Черный чай в те времена был дорогим, поэтому в деревнях в основном заваривали сборы из ромашки, мяты, малины, смородины и других трав.
Собирая супруга на охоту или рыбалку, Козьминка всегда заваривала ему с собой чай. Да не просто чай, а чай с секретом, который согревал его на утренней зорьке или холодным осенним вечером и сберегал его от простуды. Чай Козьминки по сей день берут с собой на охоту или рыбалку. За пределами нашего села он известен как «чай по-козьмински».