13 декабря в рамках ток-шоу «Позиция» ГТРК «Поморье», посвященного обсуждению Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года, высказаться успел самую малость. Поэтому дописываю эпилог своему участию в экспертизе Стратегии-2035.


Позитивные моменты

В Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года можно отметить четыре позитивных момента:

  1. наличие самой Стратегии — это уже хорошо; худо-бедно населению региона предложен абрис параметров его жизни через 17 лет;
  2. декларировано обязательство власти помочь каждому жителю с любым социальным статусом выйти на высокий уровень благосостояния;
  3. декларировано обязательство обеспечить глобальную конкурентоспособность региональной экономики;
  4. а также — создать современную инфраструктуру здравоохранения, содействующую достижению ожидаемой продолжительности жизни населения Архангельской области до 78-80 лет к 2035 г.

Такие обещания не грех одобрить. Но это — не барьер для вопроса о том, насколько реалистично достичь намечаемых параметров.

Противоречия и недостатки

Документу под названием «Стратегия-2035» присущи противоречия и недостатки. Например, при всей электоральной выигрышности, задачи по 100-процентному доступу населения к библиотечным фондам, превращения физической культуры в массовое явление кажутся не такими весомыми факторами изменения качества региональной экономики.

Почему? Из-за недостаточности вектора перелома в 2019-2035 годы негативных тенденций, присущих социально-экономическому развитию региона. Трудно, например, связать благосостояние, доступное каждому, с прогнозируемым процентом населения, уровень доходов которого будет ниже прожиточного минимума. Это прогноз — 11 процентов, что несущественно отличается от современного положения.

Предполагается, что уровень безработицы составит примерно 6 процентов — но это тоже слабый сигнал о позитивном улучшении нынешней ситуации. При этом в сельской местности «гарантируется» занятость на уровне 65 процентов!

Также Стратегия признает неизбежным (?!) явлением будущего отток высококвалифицированных кадров, а вот мероприятия, хотя бы минимизирующие этот процесс, рельефно не видны. А если что-то и есть, то относится к 3-му этапу реализации Стратегии (2030 год). То же самое констатируется в отношении динамики сокращения численности населения региона. Нас, по мнению авторов Стратегии, все равно «должно» быть меньше.

Зачем нужно такое стратегическое планирование, если всей совокупностью задач оно не помогает сформировать в регионе такие привлекательные условия и качество жизни, которые бы не понуждали северян покидать отчий край, не стимулировали бы приезд работоспособного и молодого населения в Архангельскую область?

Хотел бы верить, но не могу

Утверждается, что средняя производительность труда станет расти за счет повышения технической вооружённости труда. Хотел бы верить этому, но не могу из-за отсутствия в Стратегии сведений о новых производственных мощностях (оборудовании) — высокотехнологичной базе решения этой задачи.

И еще одна нестыковка: намечено модернизировать к 2030 году структуру подготовки специалистов среднего персонала, но странен выбор направлений модернизации. Почему странен? Потому что он все равно выводит регион на показатель допустимости 10-процентной безработицы среди его выпускников в структуре общей безработицы.

Возможно, это происходит из-за того, что весь комплекс намерений повысить эффективность реализации главного приобретения «Стратегии-2035» — человеческого капитала региона — не сопровождается измерением эффективности развития социальной инфраструктуры и качества социальных услуг. Где он? Почему отсутствует? Если бы на него ориентировались, то были бы принуждены к ответу на проблемные вопросы, имеющиеся в Стратегии. И, прежде всего, задали бы вопрос: а не слишком ли это — переносить в 2035 год потребность населения в функционирующей в полном объёме межведомственной системы обеспечения культуры здоровьесберегающих технологий.

На чем основана эффективность экономики

Для меня неубедительна оправдательная аргументация невысокого рейтинга (83-85 места) Архангельской области ее нахождением в Арктической зоне РФ. Во-первых, это лукавство: основная часть территории не относится к этой зоне. Во-вторых, есть Ямало-Ненецкий АО и Тюменская область, которые лидируют в российской экономике, несмотря на сходные арктические условия хозяйствования и жизни. Нынешняя и будущая эффективность экономики Архангельской области зиждется на умении выбирать оптимальные стратегические инструменты преобразований и на тактическом умении институтов власти и корпоративного сектора применять эти инструменты сообразно динамично меняющейся социально-экономической ситуации.

Это главная предпосылка нужности и полезности Стратегии-2035, если мы действительно хотим соединить теорию и практику достижения благополучного будущего каждого жителя Архангельской области независимо от его статуса! У меня главное сомнение именно в возможности гармоничного синтеза этого умения.

Утешение для населения

В общем, жить мы в 2035 году, возможно, будем так же, как сейчас, но точно лучшие ожидания пока почти беспочвенны. Во всяком случае, мне недостаточно аргументов, снимающих данное сомнение. И думаю не только у меня.

Архангельская область вполне может достичь 1,7 триллиона рублей регионального ВВП, но этот экономический рост — не индикатор новой структуры региональной экономики (где высокотехнологичный сегмент занимал бы весомую долю в структуре промышленного обрабатывающего производства) и, соответственно, не может считаться позитивным фактором роста глобальной конкуренции региональной экономики.

Следовательно, Архангельской области не светит к 2035 году «прорывной» успех — даже в том, чтобы поднять наш уровень экспорта выше уровня Вологодской и Мурманских областей, не говоря уже о повышении доли ВВП Архангельской области в ВВП РФ. Это и есть признак того, что запланированные Стратегией меры вовсе не фактор динамичного подъема, а просто набор возможностей, которыми можно утешить население, перспектива, которая может и не открыться. О чем люди пока не догадываются, что защищает от разочарования в институтах власти, обещающих хорошую жизнь в далеком будущем, а не в ближайшей реальности.

Период, в котором мы могли быть счастливыми

Еще в конце 90-х годов мною спрогнозирован возможный период относительного высокого благополучия населения Архангельской области именно на 2025-2035 годы. Он даже был опубликован в сборнике научных работ (см.: Залывский Н. Моя не популистская модель развития Севера в ближайшей перспективе / Сб. статей «Архангельская область: социально-экономическое развитие, история, культура, образование. — Архангельск: изд-во ПГУ, 1999, с.32-39). Более того, в отличие от авторов нынешней Стратегии-2035, ограничивших успехи развития региона наличием 11 процентов бедного населения, я тогда предложил критерий успешности стратегического влияния на динамику развития Архангельской области: отсутствие групп населения с доходами ниже прожиточного минимума и превышение на 10-15 процентов среднероссийского уровня доходов. Теперь я просто оптимистичный эксперт оттого, что двадцать лет назад предугадал период, в котором мы могли быть счастливыми.

Авторы Стратегии, к моему сожалению, подтвердили, что даже сейчас этот период и надежда на это под вопросом! Я так и не увидел намерения наконец-то создать новую высокотехнологичную отрасль в структуре региональной экономики, которая бы подправила (оптимизировала) ее стратегический облик, т.е. давно унаследованный исторический ее профиль (ЛПК и ОПК).

Теперь по этой и иным причинам, уменьшившим энтузиазм по содержанию и качеству стратегических намерений, я одновременно и пессимистичный избиратель. Интуитивно возникает мысль о том, что современная региональная власть обращается к стратегическому позиционированию на базе концепта желания утолить электоральную жажду населения увидеть просвет своей нужде и надежду на решения своих базовых проблем. А что бы импонировало мне и тысячам жителей региона? Доказательства повседневной практики управления регионом, действительно обеспечивающего его реальное приближение к высоким стандартам жизни всех групп населения, подтверждаемого 2-3 годовыми положительными успехами в социально-экономическом развитии Архангельской области. Будут ли они?

От редакции: официальный портал «Разработка Стратегии 2035» расположен по адресу https://strategy29.ru