Обновленный товарный знак поможет узнать ненецких производителей на российском и мировых рынках

Центр развития бизнеса НАО (ЦРБ) — уникальная площадка для предпринимателей округа. Десятки новых предприятий вышли на местный рынок при поддержке центра

В 2018 году открылось новое направление его работы — развитие созданного в регионе туристско-рекреационного кластера. «Достояние Севера» рассказывает, как ЦРБ помогает участникам этого кластера, продвигает бренд региона «Сделано в НАО» и снижает административные барьеры между бизнесом и властью.

Бренд попал в массовый тренд

Чтобы качественнее продвигать региональных товаропроизводителей на российском и мировых рынках, в окружном Центре развития бизнеса решили провести ребрендинг знака качества готовых продуктов. Старая версия «Сделано в НАО» не совсем отвечала целям и задачам регионального бренда, в ней не были продуманы ни принципы использования, ни механизмы продвижения. То есть, по сути, она представляла собой уже отжившую свое концепцию, в которую специалистам предстояло вдохнуть новую жизнь и сделать актуальной.

Ребрендинг проводили в несколько этапов. Среди них были экспертные интервью, анализ отзывов туристов о продукции, произведенной в регионе. К разработке новой версии «Сделано в НАО» привлекли профессионалов, которые работали над отличительным знаком всего Ненецкого автономного округа. В результате получился уникальный и узнаваемый информационный продукт, который доступен всем товаропроизводителям округа.

— Стоит отметить, что в России наблюдается массовый тренд по внедрению подобных торгово-имиджевых проектов по поддержке региональных товаропроизводителей. За последние три года количество таких проектов увеличилось вдвое, их реализуют порядка 70 процентов субъектов РФ, — рассказала генеральный директор Центра развития бизнеса НАО Ирина Тихомирова.

Пока «Сделано в НАО» не является официальным подтверждающим региональным знаком качества, но процедура регистрации патента на товарный знак уже запущена. Параллельно идет разработка порядка использования бренда. В будущем предприниматели НАО смогут использовать запатентованный товарный знак для своей продукции на правах безвозмездного дарения, но ограниченное время и только в том случае, если их продукция будет соответствовать установленным критериям качества.

Чтобы не путали НАО с ЯНАО

Впервые новая версия бренда была презентована на Российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2019 года. Эта большая площадка, на которой собираются крупнейшие инвесторы и обсуждаются самые важные для экономики страны проекты, выбрана неслучайно. Уже к концу года ЦРБ планирует выйти на решение одной из своих глобальных задач — поставка местных товаров на российский рынок и экспорт на зарубежные рынки.

Познакомили и, можно сказать, поздравили с новым брендом и непосредственно самих жителей НАО в марте 2019 года на традиционных гонках «Буран-Дей». На специально созданной Центром развития бизнеса площадке под новой торговой маркой свою продукцию публике представили участники туристско-рекреационного кластера.

В первую очередь это производители мясной, сувенирной и кондитерской продукции. Причем были представлены как новые проекты, которые при поддержке ЦРБ еще только начинают свой путь к покупателям, так и традиционные народные промыслы, взятые бизнесменами на вооружение уже достаточно давно. И гости ярмарки, и сами предприниматели остались довольны обновлением бренда.

Многие производители уверены, что знак «Сделано в НАО» на упаковке их товаров действительно повысит доверие покупателей, а также отличит их на рынке от конкурентов из других уголков страны.

— Цель новой торговой марки — сделать так, чтобы НАО не путали с ЯНАО. Продавая свои товары, регион должен быть узнаваем в России, на внешних рынках. И этого можно добиться благодаря такому отличительному знаку, — подчеркнула генеральный директор ЦРБ Ирина Тихомирова.

К участию в региональном туристско-рекреационном кластере в 2018 году в НАО привлекли более 44 организаций, из них 36 — это малое и среднее предпринимательство в таких сферах, как туристские организации, объекты размещения туристов, транспорт, связь, торговля, производство сувениров, питание, строительство, отдых и другие услуги.

Достижения Центра кластерного развития НАО в 2018 году:

  • 63 субъекта предпринимательства получили поддержку;
  • 5,2 млн рублей — доход «подопечных» ЦКР от реализации товаров и услуг;
  • 10 рабочих мест удалось создать участникам кластера;
  • 26 мероприятий проведено для предпринимателей.

Основные направления развития туризма, которые либо запланированы, либо уже существуют в регионе:

  • деловой туризм;
  • гастрономический туризм;
  • экспедиционный и рыболовно-охотничий туризм;
  • групповой тур в НАО.
  • Продукция, которую сегодня уже продвигают под брендом «Сделано в НАО»:
  • эксклюзивные подарки, аксессуары из кожи оленя, а также домашний текстиль в северном стиле (мастерская «Нарэй»);
  • ненецкие бубны (Валерий Гудырев);
  • пошив одежды, обуви и аксессуаров, а также сувениров из меха и не только (дом ремесел «Тэмбойко», ООО «Ерв», СПК «Харп», Наталья Пырерко, Полина Зиневич, Екатерина Валей, Лукерия Валей, Людмила Кустышева, Светлана Михеева, Наталья Могутова);
  • изготовление сувенирных изделий (Ангелина Ардеева);
  • сувениры гончарного производства (мастерская «Клюква»);
  • пошив национальной одежды и аксессуаров (магазин «Булавочка»);
  • мармелад (ООО «Вкус Арктики»);
  • сувенирный шоколад (Никита Янчев);
  • лакомства для домашних животных из северного оленя (ООО «Заполярный олень»);
  • бутилированная вода (ООО «Минеральные воды Заполярья»);
  • резьба по кости, сувениры (Виктор Вылко, Евгений Кокурин);
  • сувенирные сумки и подвески (Людмила Сядей, Лукерия Терентьева).

Работать комплексно и на расширение

Центр развития бизнеса НАО принципиально изменил подход государства к работе с малым и средним бизнесом. Даже если предприниматель начинает свой бизнес не совсем с нуля, а имея некий опыт за плечами, он все равно так или иначе сталкивается с необходимостью собирать, заполнять, а также согласовывать с органами власти разнообразные документы. Зачастую это тормозит воплощение даже самых продуманных бизнес-идей. Поэтому в Центре развития бизнеса взяли курс на снижение административных барьеров.

Совместно с администрацией округа был разработан специальный регламент сопровождения инвестиционных проектов в режиме одного окна. В нем прописаны сроки ведения проекта, куратор и координатор, который ведет идею к реализации; также составляется план мероприятий — так называемая «дорожная карта».

В 2018 году по принципу одного окна сопровождалось четыре бизнес-проекта в четырех разных сферах. Среди уже успешно поддержанных — строительство гостиницы на 24 места в поселке Индига, создание частного детского сада, заполярного медицинского центра и техническое переоснащение комбината по производству строительных материалов и конструкций.

Узнать подробности, а также заполнить заявку на сопровождение инвестпроекта по принципу одного окна можно на сайте инвестиционного портала НАО invest.adm-nao.ru.

Еще один способ поддержки, который предлагает предпринимателям Центр развития бизнеса НАО, — это лизинг. С его помощью можно быстро расширить бизнес, даже если существует недостаток внешнего финансирования. В 2018 году ЦРБ заключил 16 договоров лизинга на общую сумму 77 миллионов рублей. Эти деньги были затрачены в основном на закупку спецтехники, а также оборудования и автотранспорта.

В ЦРБ бизнесменам могут предложить две линейки продуктов лизинга — стандартную и специальную. В стандартной линейке три продукта: «Старт», «Развитие» и «Доверие». Эти продукты покрывают потребности как начинающих предпринимателей, так и уже успешно работающих на рынке.

В специальной линейке четыре продукта: «Производитель» — для тех, кто занимается производством сельхозпродукции; «Бюджет» — для организаций и предприятий, в которых доля собственности НАО или муниципальных предприятий Нарьян-Мара составляет не менее 25 %; «Село» — для тех, чей бизнес зарегистрирован не в столице или городах, а в сельских населенных пунктах; «Индивидуальный» — для всех организаций и предприятий с любой формой собственности с регистрацией от 3 лет.

Кроме того, совместно с региональными лизинговыми компаниями реализуется программа льготного лизинга. Она разработана для индивидуальных предпринимателей или малых компаний, которые желают приобрести новое высокотехнологичное промышленное оборудование или оборудование для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Оборудование предоставляется на срок до 7 лет стоимостью в размере от 3 до 200 млн рублей по пониженным ставкам: 6 % годовых — для отечественного, 8 % годовых — для зарубежного.

В рамках каждого лизингового продукта есть свои основные условия и специальные требования к желающим получить поддержку. Более подробную информацию можно получить по телефону +7 (818 53) 2‑18‑48.