Полная ликвидация почти 40‑километрового гравийного разрыва на одной из самых интенсивных по движению региональных дорог Поморья Усть-Вага — Ядриха (ныне М-8 — Котлас) — очень важный и осязаемый результат действия первой пятилетки дорожного нацпроекта в Поморье

Причем не только для Верхнетоемского округа, по которому проходили эти 40 километров дорожных проблем и водительских мучений, но и в масштабах всего региона. На одном из самых сложных объектов нацпроекта работали специалисты ООО «Севзапдорстрой».

От границы до границы

Дорога идет от федеральной трассы «Холмогоры» до Котласа, проходя по Виноградовскому, Верхнетоемскому, Красноборскому и Котласскому рай­онам. Далее — Вологодская и Кировская области, а также Республика Коми. Протяженность трассы — около 300 километров, а интенсивность движения по ней растет с каждым годом. Для жителей Верхнетоемского округа, где нет железных дорог, данная трасса, без всякого сомнения, — главная.

Нацпроект стартовал в Верхнетоемском рай­оне в 2019 году с ремонта крупного 21‑километрового перегона дороги до границы с соседним Красноборским районом. А в 2020‑м от границы уже с Виноградовским районом были начаты наиболее капиталоемкие и масштабные работы по ликвидации так называемого гравийного разрыва между асфальтированными участками дороги, которые были разделены на три перегона и три рабочих сезона. Именно эти 40 километров гравийки были самыми проблемными для водителей на всей дороге, особенно в весенне-осенний сезон. Грязь, колдобины, крайне невысокая скорость движения, из‑за которых небольшой перегон иногда приходилось преодолевать часа два. Спойлер: все эти проблемы были решены нацпроектом.

Специалисты «Севзапдорстроя» трудились на дороге при температуре от минус 35 до плюс 35 градусов
Специалисты «Севзапдорстроя» трудились на дороге при температуре от минус 35 до плюс 35 градусов

Вгрызаясь в землю

Огромный объем земляных работ, в том числе по замене глинистых участков, — одна из сложностей капитального дорожного ремонта в Верхнетоемском округе. И она не единственная: лесная болотистая местность, удаленность от карьеров и необходимость большого крюка для доставки материалов, большое количество водопропускных труб, которые также пришлось менять, — все это дополняло картину трудностей. Плюс сами условия работы: специалисты «Севзапдорстроя» трудились на дороге при температуре от минус 35 до плюс 35 градусов, в самый горячий сезон — круглосуточно, задействуя до сотни единиц спецтехники. На участке вырос целый рабочий городок, был перевезен и установлен асфальтобетонный завод. Работы проходили под постоянным контролем руководства областного минтранса и «Архавтодора».

— Проектом было предусмотрено снятие старого покрытия глубиной от полуметра до полутора метров. В основании дороги уложен геотекстиль, который сделает ее более долговечной. Ну и конечно, произведена укладка асфальта, которого здесь никогда до этого момента не было, — рассказывает главный инженер ООО «Севзапдорстрой» Дмитрий Применко.

Большое внимание в проекте уделили безопасности — как водителей, так и пешеходов, местных жителей. Вблизи населенных пунктов построили тротуары с ограждениями, установили остановочные павильоны, на пешеходных переходах появились шумовые полосы. Сегодня преображенный 40‑километровый перегон мало отличается от современной федеральной трассы. Скорость движения здесь заметно выросла — а значит, у жителей Верхней Тоймы связь с Архангельском стала более надежной.

Таким образом, за первую пятилетку нацпроекта в Верхнетоемском округе приведен в норматив 61 километр дороги. Причем 40 из них — в рамках капремонта, что является одним из рекордов БКД в Архангельской области по объему капитальных работ на одной дороге.

Комментарии

Илья Нечаев, генеральный директор ООО «Севзапдорстрой»:

— История работы ООО «Севзапдорстрой» на автомобильной дороге Усть-Вага — Ядриха началась в 2012 году. С тех пор силами предприятия было отремонтировано 97 километров дороги, то есть треть всей ее протяженности. Из-за высокой важности трассы для экономики области и решения социальных задач, трудных условий работы в болотистой местности, значительных объемов земляных работ, непростой логистики доставки материалов, удаленности объекта от базы предприятия деятельность на этом направлении требовала повышенного внимания, значительных усилий и была у предприятия в приоритете.

Особенно сложными были участки капитального ремонта дороги в Верхнетоемском рай­оне км 73 + 150 — км 87 + 000 и км 87 + 000 — км 101 + 800 общей протяженностью 29 километров и стоимостью работ по контракту один миллиард рублей. Здесь, по сути, выполнялись работы по реконструкции объекта с устройством асфальтобетонного покрытия. Несмотря на трудности, дорожно-строительный участок предприятия с 2020 по 2022 год успешно выполнил работы в соответствии с контрактными обязательствами.

Сергей Гуцало, глава Верхнетоемского муниципального округа:

— До капремонта дорога вызывала множество нареканий жителей. Проезжая часть была сильно изношена, поэтому весной и осенью здесь имелись большие сложности с проездом. Завершение перевода протяженного гравийного участка в асфальтобетон — конечно, огромный плюс для жителей и для развития округа. Дорожникам — большое спасибо!

 

 

Объекты БКД, реализованные в Верхне­тоемском округе:

  • ремонт автомобильной дороги Усть-Вага — Ядриха на участках км 152 — км 166, км 166 — км 174;
  • капитальный ремонт автомобильной дороги Усть-Вага — Ядриха на участке км 62 + 432 — км 72 + 500, км 73 + 150 — км 87, км 87 — км 101 + 800.