Лешуконский районный краеведческий музей открылся 33 года назад. Организовал и возглавил его директор школы, физик по образованию, которого местные жители считают краеведом от Бога.


Для воспитания молодых

Решение об открытии музея с подачи первого секретаря райкома КПСС Ивана Мефодьевича Максимова было принято в начале восьмидесятых. 25 мая 1984 года музей распахнул двери, а уже в 1987-м получил звание народного.

Саму историю создания Лешуконского краеведческого музея нынешний его директор Ольга Поташева считает уникальной.

— Иван Мефодьевич ратовал за музей как за источник патриотического воспитания молодежи. А организовать, наполнить фонды и возглавить его предложил директору школы села Вожгоры Николаю Афанасьевичу Галеву. К слову, вовсе не гуманитарию, а учителю физики по образованию.

— Ольга Геннадьевна, почему именно ему?

Берестяные и деревянные изделия местных мастеров

— Николая Афанасьевича лешуконцы считают краеведом от Бога. Задолго до открытия музея все свободное время, все свои отпуска он проводил в архивах, изучая и спасая от забвения историю родного края. Результаты исследований Галев публиковал на страницах местной газеты. Первая книга Николая Афанасьевича «Очерки истории», написанная в соавторстве с Петром Николаевичем Паховым, была посвящена установлению на Севере советской власти, Гражданской войне и интервенции. Благодаря его усилиям и помощи ветеранов Великой Отечественной войны у района появилась своя Книга Памяти. Думаю, лишним будет говорить о значимости этого труда. Около трех тысяч лешуконцев отправились на фронта Великой Отечественной, 2 215 имен занесены в Книгу Памяти.

— Есть ли в районе продолжатели такого важного дела?

— В первую очередь это дочь Николая Галева — Светлана Николаевна Антонова, второй директор нашего краеведческого музея и, кстати, тоже физик по образованию. После кончины Николая Афанасьевича она выпустила книгу его статей «Время и судьбы», ставшую настольной для всех интересующихся историей лешуконцев. А недавно Светлана Николаевна сама издала книгу о наших героях Первой мировой.

Поистине народный

— Ольга Геннадьевна, через три года после открытия музей получил статус народного. С чем это связано?

Коллекция колокольчиков XIX века

— Накануне открытия по району был объявлен сбор будущих экспонатов музея, и люди на этот призыв откликнулись с душой. Приносили и привозили из деревень все, что могло иметь историческую ценность: деревянные прялки, короба, лошадиные дуги, орудия труда, рукомойники, старинные баночки-коробочки, самовары, одежду, музыкальные инструменты, фотографии. Думаю, что таким образом лешуконцы хотели сохранить не просто вещи, а память о близких. И это совместными усилиями получилось! Сегодня в основных музейных фондах — 5 тысяч экспонатов, а всего их около 8 тысяч.

— Наверняка имеются среди них и уникальные?

— Да, и таковых достаточно. Мало кто из предков-лешуконцев мог позволить себе патефон, граммофон, тем более фисгармонию, и все-таки они в нашей коллекции имеются. Хранится в музее орден Александра Невского, переданный родственниками героя Отечественной войны Александра Васильевича Патракова. Но доподлинно известно, что награжден им еще один уроженец Лешуконья, Василий Николаевич Прокшин. Интересно, что оба из деревни Смоленец.

Краса и гордость музея — полный комплект коновальского снаряжения. Коновалы (современные ветеринары) были очень уважаемыми на Руси людьми и просуществовали как класс профессионалов до 30-х годов прошлого века. Было их немного, поэтому и предметов, свидетельствующих о принадлежности к коновальскому сословию, почти не осталось.

Анна Фатьянова демонстрирует рубаху-исцеленницу

Еще один редкий даже для крупных краеведческих музеев экспонат — обрядовая рубаха-исцеленница. Шилась она из целого куска ткани. После замужества женщина могла носить ее до рождения первого ребенка, которого и принимали при родах в эту рубаху. Затем исцеленницу стирали, убирали в сундук и доставали лишь на похороны хозяйки. Собственно, этим и объясняется редкость экспоната, у нас же их три.

— Судя по всему, Лешуконский музей собрал достойную коллекцию старинной одежды и головных уборов. Многие просто как новенькие.

— Этим платьям, сарафанам, рубахам, платкам действительно нет износа. Дело в том, что праздничная и обрядовая одежда шилась из домотканого материала, носилась относительно редко и передавалась от матери к дочери и так далее. У нас есть сарафан конца XVIII века, аглицкие и рипсовые платки, которым больше ста лет, и все они в прекрасном состоянии. Иногда мы проводим тематические мероприятия и разрешаем посетителям музея примерить и сфотографироваться в старинной одежде. Люди, конечно, в восторге.

Патефон начала 30-х годов XX века

— А сейчас приносят в музей новые дары-экспонаты?

— Иногда приносят, но, как правило, вещи советского периода. В деревнях мало что осталось, да еще и скупщики шустрят, дорого раритеты покупают.

Уголок деревенской души

— Ольга Геннадьевна, а исполняете ли вы наказ Ивана Максимова о патриотическом воспитании молодежи?

Прялки с палащельской росписью

— Наверное, это одна из основных задач музея. Памятные мероприятия, встречи поколений, пешеходные экскурсии по селу и даже выездные в деревню Ущелье проводим регулярно. Благодаря проекту председателя совета Лешуконского землячества в Архангельске Светланы Александровны Удиной в музейной русской избе появились витрины и половики, украсившие этот уголок деревенской души. Здесь, кстати, представлена шикарная коллекция прялок нашей палащельской росписи, более известной как мезенская.

— А ведь многие думают, что раз мезенская, значит, из Мезени пошла.

— Лешуконская деревня Палащелье, где зародилась мезенская роспись, стоит на реке Мезень, да и само Лешуконье раньше было частью Мезенской волости, так что отчасти это справедливо. По крайней мере, спора на этот счет между нами, соседями, нет.

8000 музейных экспонатов представлены в Лешуконском музее