Мы часто слышим, что кризисы успешно сказываются на развитии бизнеса: это самое подходящее время, чтобы модернизировать существующие производства и совершенствовать технологии, расширять ассортимент продукции, рынки сбыта. То, что сегодня кажется убыточным, завтра может принести колоссальную прибыль.
Емкое слово — «диверсификация»
Насколько успешно работает это в наших условиях, поинтересовалась у заместителя генерального директора — директора центра пропульсивных систем (ЦПС) «Звездочки» Александра Ильинцева.
Почему у него? Он принадлежит к поколению, которому довелось постигать азы менеджмента в условиях плановой, а затем рыночной экономики. В специализированное винтообрабатывающее производство он пришел, когда то процветало и портфель заказов на гребные винты с маркой «Звездочки» был наполнен на годы вперед. Но именно тогда и прозвучали первые звоночки — то у заказчиков проблемы с деньгами, то задержки с поставками заготовок. Одним словом, было над чем задуматься.
В качестве панацеи ведущие ученые-экономисты предлагали диверсификацию. Слово на тот момент модное и не всем понятное. А в СВОП по инициативе первого начальника Николая Шорохова, учителя и наставника Ильинцева, коллегиально было принято поистине соломоново решение: не ограничиваться поставками гребных винтов и комплектующих к ним, а поэтапно расширять номенклатуру изготавливаемых изделий. Пусть и с некоторой потерей прибыли. Правильность решения подтвердило время.
Добрым словом вспоминает Александр Ильинцев и заместителя начальника СВОП Бориса Титова. Тот и в 90-е ратовал за техперевооружение станочного парка и внедрение новых технологий, и во времена, когда наступил спад в отечественном и зарубежном судостроении.
Создание ЦПС пришлось на кризис в мировом судостроении, и объем заказов на гребные винты уменьшился. Но специалисты, стабильно и четко выполняя свои контрактные обязательства перед отечественными и зарубежными партнерами, нашли выход из сложившейся ситуации и активно работают над развитием новых инновационных направлений. О них и пойдет речь.
От винта!
На рынке современных пропульсивных систем лидирующие позиции занимают иностранные компании с большим опытом, и каждый новый игрок на этом рынке реально должен доказать свою состоятельность. К тому времени ЦПС уже был готов подняться на новую ступень и изготавливать не только стабильно приносящие прибыль гребные винты, но и более серьезную и современную инжиниринговую продукцию — пропульсивные комплексы, позволяющие повысить маневренность судна, эффективность, КПД его движителя. Первой ласточкой стали четыре винторулевые колонки (ВРК) мощностью 2,5 МВт для Ярославского СРЗ. Нелегко дались они производству: и первоначальный проект пришлось дорабатывать, и разруливать неурядицы с поставкой и изготовлением комплектующих, но все преодолели, и изделия в конечном итоге получились востребованными. Сейчас на них поступают заявки и от других заказчиков, в том числе зарубежных.
Прямое лазерное выращивание деталей позволяет создавать геометрически сложные объекты, изготовление которых обычными методами было невозможно
На очереди новая задача — разработка конструкторско-технологической документации на ВРК различной мощности (ДРК 2,5 МВт — детище НПО «Винт»). А вот колонки мощностью 4,5 МВт, которые в перспективе на годы могут стать базой загрузки ЦПС, осваивали сами. По словам Олега Рохина, начальника конструкторско-технологического отдела, в процессе разработки приходилось искать и находить инновационные решения по актуальным проблемам: как улучшить технологичность изделия, повысить его прочностные характеристики с учетом предполагаемого места эксплуатации судов — Арктики, как снизить себестоимость и так далее. Первые колонки планируется поставить для Зеленодольского завода им. М. Горького, давнего партнера «Звездочки» по целому ряду позиций.
Еще одной стратегической задачей для ЦПС стала разработка техпроекта валопровода ледокола нового поколения «Лидер», выполняемого по заказу ЦКБ «Айсберг». Предполагается, что для этого суперледокола «Звездочка» изготовит четыре гребных винта диаметром 7,5 метра и массой более 120 тонн.
Предлагаем услуги
Процесс изготовления гребных винтов и пропульсивных комплексов весьма длителен, и в ходе его возникают ситуации, когда специалисты того или иного направления оказываются перегруженными или недозагруженными. Чтобы исправить перекос и не потерять компетенции, в ЦПС стали «экспортировать» свои услуги, то есть выполнять расточные операции, установку винторулевых колонок и прочих изделий по желанию заказчика. Коммерческие предложения такого рода уже пользуются большим спросом.
Слой за слоем
В конкурсном отборе проектов для реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» совместная заявка Центра судоремонта «Звездочка» и Санкт-Петербургского государственного морского технического университета признана победителем. Как результат — проект «Разработка технологий прямого лазерного выращивания и ремонтной лазерной наплавки высокопрочных деталей судового машиностроения, эксплуатируемых в условиях Арктики», над которым будут работать сотрудники «корабелки», получит субсидию из государственного бюджета в сумме 60 миллионов рублей. Технологии, которые будут разрабатываться в рамках проекта, относятся к аддитивным, набирающим в последнее время большую популярность. Суть их в том, что в процессе прямого лазерного выращивания лазерный луч из металлического порошка слой за слоем изготавливает детали на основе их 3D-моделей.
По завершении проекта в 2019 году технологии прямого лазерного выращивания и ремонтной лазерной наплавки, а также установка, созданная на базе 6-координатного промышленного робота, будут переданы в ЦПС для опытной эксплуатации. Это даст новый импульс в развитии, расширит компетенции, повысит привлекательность на рынке производителей пропульсивных систем. И тогда любой кризис нам нипочем!