Архангельская РЭБ флота: новый формат и современные технологии судостроения
АО «Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота» — одно из старейших предприятий региона. Предприятие отметило столетие в прошлом году и строит большие планы, открывая новый век своей истории. О перспективах и целях компании в Арктическом регионе говорим с генеральным директором Архангельской РЭБ флота Антоном Крушельницким.
— На протяжении десятилетий Архангельская РЭБ флота являлась своего рода брендом в судоремонтной отрасли. В новый век компания вошла с обновленным кадровым составом. Какие перспективы видите для предприятия?
— Судоремонт — это основное направление деятельности предприятия, уже исторически сложившееся. Однако компанией накоплен большой опыт и по строительству новых судов. И это открывает перед нами новые двери.
Сегодня активно развивается арктическое судоходное направление, и наша цель — стать предприятием, производящим весь комплекс работ в сфере судостроения: от разработки проекта до спуска судна на воду. Наши специалисты выполняют целый комплекс работ: корпусные, слесарные, малярные, установка всей необходимой технической начинки. Это позволит Архангельской РЭБ флота стать судостроительным и судоремонтным предприятием, предоставляющим весь комплекс услуг в судостроительной сфере. Это удобно и для клиентов: построив в РЭБ флота судно, они могут и обслуживать его здесь. Соответственно, наши специалисты, строя суда, лучше знают, как их ремонтировать, модернизировать, дооснащать под цели заказчика.
Одно из главных требований заказчика — короткие сроки выполнения работ, поэтому еще на этапе согласования проекта мы разрабатываем график производства работ и строго его придерживаемся — это весомый аргумент и конкурентное преимущество перед другими подрядчиками. Кроме того, у нас круглогодичный судостроительный и судоремонтный процесс. Слип может принять суда весом до 2500 тонн, шириной до 20 метров и длиной до 130 метров. Это в первую очередь суда типа «река — море», речные суда. Помимо докового ремонта мы готовы обслуживать суда, дооборудовать под цели заказчика, вести ремонт с выездом на место размещения судна.
— Что подталкивает на развитие именно судостроительного направления?
— Сама экономика подталкивает. Архангельская область неразрывно связана с морем, морскими грузоперевозками, речным сообщением. Развивается судоходство по Северному морскому пути, реализуются различные проекты на территории Арктической зоны. Судоходные компании обеспечивают северный завоз, транспортировку грузов, флот активно задействован в нефтегазовой отрасли, интересы которой сегодня устремлены в северные моря. Да и в целом грузопоток по арктическому направлению растет.
При этом флот заметно стареет. Большинство судов, которые еще работают в Белом, Баренцевом, Карском морях, построены 20–30 лет назад. Они уже не отвечают современным тенденциям. Их необходимо модернизировать, начинять современным оборудованием, создавать более комфортные условия для экипажей, ведь они могут проводить в рейсах по несколько месяцев. К тому же современный флот более безопасный, энергоэффективный, способный выполнять самые разные задачи в Арктической зоне. Из наших последних проектов можно отметить модернизацию судов с заменой двигателей и повышением класса. Это позволило собственнику выйти на новый рынок. Мы строим баржи, буксиры, со временем планируем осваивать более сложные судостроительные проекты.
— РЭБ флота — предприятие с историей, а сама компания успевает модернизироваться, закупать и устанавливать новое оборудование?
— Мы разрабатываем график модернизации и постепенно меняем станочный парк, парк техники и инструментов. Учитывая скорость развития технологий, без своевременного обновления материальной базы судостроительное предприятие сегодня не сможет оставаться конкурентоспособным на рынке. Модернизация позволяет ощутимо увеличить производительность труда, уменьшить время выполнения работ. Например, внедрение технологии плазменной резки позволило сократить количество операций при обработке многих деталей в два-три раза.
Практика показала, что в силу географического положения и накопленного опыта именно северные судостроители справляются с созданием судов для Арктики наилучшим образом. Такая работа требует особых компетенций. У Архангельской РЭБ флота есть собственное конструкторское бюро. Если заказчик приходит с готовым проектом, мы как судостроители можем указать на его слабые стороны, доработать. В наших ближайших планах — строительство судов для местных судовладельцев с перспективой войти в более крупные проекты и привлечь заказчиков из других регионов.
— Сегодня во многих отраслях сетуют на нехватку квалифицированных кадров. Испытывает ли РЭБ флота кадровый голод?
— Мы пошли по пути подготовки своих профессионалов. Стараемся привлекать молодых специалистов еще на этапе учебы. У нас налажены крепкие связи с профильными образовательными учреждениями, проводим профориентационные экскурсии, знакомим с предприятием, условиями труда, перспективами карьерного роста, приглашаем студентов на практику. Многие из них в дальнейшем становятся нашими сотрудниками. Сегодня не все готовы заниматься обучением персонала — это время, дополнительные затраты, но мы видим в этом перспективы и свои плюсы, а главное — возможности формировать крепкий и профессиональный коллектив первоклассных судостроителей.
Факт
- История предприятия берет свое начало в 1920 году. Именно тогда в Исакогорском затоне было решено построить мастерские для ремонта речных судов, традиционно становившихся здесь на отстой в зимний период. Деревянная кузница, здание для ремонтных работ и склад — все, с чего начиналось предприятие.
Цифры
- 2500 тонн — вес судна, которое может принять слип