Школа в небольшом поселке Урдома Ленского района накопила уникальный опыт работы с индивидуальными образовательными траекториями
— Наша школа — единственная в поселке, — рассказывает директор Урдомской средней школы Владимир Додонов. — И если раньше мы набирали три, а то и четыре десятых класса, то в последнее время — максимум два. В этом году набрали один. В таких условиях невозможно создать профильные классы, чтобы предоставить старшекласснику возможность варьировать, чем он будет заниматься, получая среднее образование.
Эта ситуация и подтолкнула нас к тому, чтобы перейти на обучение по индивидуальным образовательным траекториям (ИОТ). Мы работаем по этой системе с 2011 года, то есть начали ее внедрять еще до введения новых образовательных стандартов.
— В чем ее суть?
— У каждого ученика 10–11‑х классов есть своя ИОТ, подписанная им самим, родителями, завучем и утвержденная директором.
ИОТ включает две части: урочная и внеурочная. Внеурочная — это занятия в кружках, спортивных секциях, проектная деятельность, волонтерство, участие в ученическом самоуправлении, художественная самодеятельность и так далее.
Что касается урочной части. В новых образовательных стандартах есть определенный обязательный компонент — назовем его так. Это набор предметов, которые ученики должны изучить обязательно. А вот на каком уровне их изучать — базовом или углубленном — это учащиеся решают сами.
Далее ученики, поступающие в 10‑й класс, определяются с необязательным компонентом образовательного стандарта. Школьник может добавить в свою ИОТ предметы, которые сегодня в 10–11‑х классах необязательны: обществознание, экономика, право, экология, физика, химия, биология… Единственное условие — хотя бы один предмет из каждой образовательной области в ИОТ должен быть представлен. И тоже можно сделать выбор — изучать предметы на базовом или на углубленном уровне.
Кроме того, есть еще один компонент — элективные курсы. Ученик обязан посещать определенное количество элективов, но может выбрать, какие именно, из предложенных учителями. Очень часто эти курсы завязаны на подготовке к ЕГЭ, но не всегда. И последний компонент — обязательный, но для каждого ученика строго индивидуальный — это учебный проект. Работает ученик над своим проектом хоть и под руководством педагога, но самостоятельно.
В итоге получается так, что, даже если не брать в расчет внеурочную часть, у нас нет двух учащихся с одинаковыми ИОТ.
— А как вы оцениваете новые образовательные стандарты?
— Это благо. Новый стандарт облегчает обязательный компонент и тем самым дает больше свободы для создания ИОТ. Старшеклассник может больше сосредоточиться на тех предметах, которые ему интересны и нужны для поступления и дальнейшего обучения после окончания школы.
— Но это наверняка порождает сложности с расписанием…
— К сожалению, да. И у учителей, и у детей в расписании неизбежно появляются окна — свободные от занятий уроки. Но в это время к услугам учащихся библиотека с читальным залом и бесплатным безлимитным Интернетом.
— Были прецеденты смены траекторий на полпути?
— Были, конечно. В первый месяц-два дети зачастую меняют предметы, учебные группы, проекты, руководителей проектов… И это предусмотрено нашими локальными актами: в пределах первого учебного полугодия допускается рассматривать вопрос о переходе, например, с одного предмета на другой, с одного уровня изучения предмета на другой. Можно это сделать и в дальнейшем, но это будет сопряжено с необходимостью сдать соответствующие экзамены.
— Вы семь лет работаете по ИОТ — есть уже какой‑то результат, отклики?
— В 1998 году мы впервые перешли на профильное обучение, в связи с тем что у нас резко сократился процент поступающих в вузы. На тот момент мы ситуацию исправили. Но с 2004 года профильное обучение перестало давать прежний эффект, в том числе из‑за уменьшения количества 10‑х классов. После перехода на ИОТ процент поступивших в вузы снова подрос. Сегодня этот показатель колеблется в пределах от 52 до 65 процентов в разные годы. Я считаю, это неплохой результат.
Но главное — как дети поступают по направлениям, которые они изучали в рамках своих образовательных траекторий. И здесь коэффициент полезного действия пока неустойчивый — от 47 до 67 процентов. Мы ищем разные варианты увеличения эффективности нашей деятельности.
Надо отметить, что практически все выпускники потом приходят в школу и рассказывают: ни у кого, с кем они общаются в вузах, в других городах, обучение по ИОТ нет. Опыт Урдомской школы — уникальный. Но мы не останавливаемся на достигнутом. Всегда есть над чем поработать, чтобы совершенствовать свою школьную образовательную систему.