Сосновское, Лавельское, Кушкопальское, Карпогоры, Междуреченское, Шилегское — все эти поселки согреты стараниями ООО «АльянсТеплоЭнерго». На нем же лежит ответственность за водоснабжение и вывоз ТБО.


Одна котельная заменила пять

Раньше эти территории обслуживали три предприятия, сейчас все хозяйство в руках одного. А оно немалое: 15 котельных и на угле, и на дровах. Сейчас предприятие стремится полностью перейти на биотопливо. В 2016 запустили Центральную котельную, сразу заменившую пять. И отдача почувствовалась: повысилось качество предоставления коммунальных услуг теплоснабжения. Основной поставщик биотоплива — ГК «Титан» — Усть-Покшеньгский ЛПХ и ООО «Карпогорылес» — дают почти 40000 кубометров.

О том, как устроено коммунальное хозяйство на селе, мы беседуем с генеральным директором ООО «АльянсТеплоЭнерго» Романом Фофановым.

— На предприятии работают от 130 до 225 человек в зависимости от сезона. Мы первыми ввели в работу четыре аварийные бригады: теперь с октября по апрель круглосуточно дежурят четыре человека для оперативного решения внештатных ситуаций. Бригада состоит из электросварщика, двух слесарей аварийно-востановительных работ, электромонтера. В ЖКХ и минута дорога, особенно в зимний период.

— Люди оценили этот шаг?

— Земляки не слишком лояльно к нам относятся, поскольку мы целенаправленно работаем с потребителями по поводу неплатежей. Но, думаю, время все расставит по своим местам.

Лучше всех оплачивают счета Карпогоры

— То есть у вас, как и у всех коммунальщиков, основные беды — неплатежи?

— Лучше всех оплачивают счета Карпогоры: здесь сосредоточена основная масса бюджетников, а по платежной дисциплине они молодцы. Хуже всего обстоят дела с Междуреченском: жители в большинстве своем уехали, оставили квартиры, а коммунальные платежи оплачивать не считают необходимым — они же там не живут!

Как правило, самая грустная ситуация в бывших ведомственных поселках: люди изначально жили в квартирах, которые предприятие им предоставляло и оплачивало. Время шло, предприятие тихо или громко разорялось, люди меняли работу или переходили на социальное пособие, а «коммуналка» повисала безмолвным укором: платить по счетам как-то было не принято.

Трудность, однако, не только в том, что люди не хотят платить. Зачастую должника либо невозможно найти, либо невозможно с него что-либо взыскать. Юристы предприятия работают по взысканию задолженности с населения, надеемся, что данная тенденция позволит уменьшить кредиторскую задолженность.

Работать стало удобнее

— Вы уже осмотрелись на рынке коммунальных услуг и успешно на нем работаете. Вашу работу может оценить не только население, но и другие участники рынка. Вы чувствуете на себе это отношение?

— Конечно. Сейчас стало удобнее работать в том числе и с банками, поскольку у нас заключены концессионные соглашения по теплоснабжению и водоснабжению на 20 лет с тремя муниципальными образованиями, можно оценивать перспективу развития. Мы выступили инициаторами заключения таких долгосрочных соглашений и по другим МО. Конечно, приходить в банк с  такими договорами и активами намного проще.

Вывоз ТБО — сравнительно новый вид деятельности для предприятия, но весьма перспективный. Мы, пожалуй, одна из немногих компаний в области, кто получил лицензии на все — на транспортировку, размещение и утилизацию твердых бытовых отходов, — замечает Роман Александрович.

Вывоз мусора — относительно новая для сельской местности услуга, поэтому предприятие потихоньку входит в роль «санитара» леса: оборудованы контейнерные площадки — забетонировано основание под них, приобретены контейнеры силами администраций МО «Пинежский муниципальный район».

Колонки на чипах помогут экономить

Сегодня больше всего внимания и денег требуют сети водоснабжения. Водоразборные колонки (всего их на предприятии числится 40 штук) постепенно заменяются на современные, с чипами, где воду можно брать по карточке. Конечно, для населения это был шок: как так, платить за воду? Однако стоимость услуги (6 копеек за литр) и безотказность оборудования примирили людей с новым порядком. Да и не прибыль ставило предприятие во главу угла, а главным образом — уменьшение потерь. Пока «водная» часть деятельности тянет его ко дну. Судите сами: из 45 тыс. м3, поднимаемых предприятием, оплачивается всего 9 тыс. м3. Не может быть нормой 80 процентов потерь.

Уже первая ласточка — Шилега, которую полностью оснастили «чиповыми» замками на колонках, показала поразительные результаты, снизив потери до 5 процентов на водопроводных сетях. Иными словами, население стало оплачивать за фактически потребленные ресурсы, а не норматив в 1,1 м3.

Колонки отечественного производства закупаются предприятием в организации «Источник здоровья» (г. Воронеж), они снабжены встроенным электронагревательным кабелем, чтобы пуск воды происходил и в самые суровые морозы. Предприятию долго не забыть зиму 2017 года, которая заставила кочевать от колонки к колонке с паяльными лампами, отогревая замерзающую воду.

— Если мы добьемся того, что водоснабжение и водоотведение просто перестанет приносить убытки и выйдет в ноль — это уже будет большое дело, — убежден Роман Фофанов. — А следующий важный шаг — научить людей с уважением относиться к ресурсам и платить по счетам за каждый из них.