Настоящие супергерои приезжают на машине скорой помощи
Главный врач Северодвинской станции скорой медицинской помощи Елена Павлова рассказывает, как удалось наладить работу СМП, чтобы она стала быстрой, квалифицированной и точной, как часы.
Кто есть кто
А начали мы разговор с темы ковида и с тех многочисленных изменений, которые принес новый вирус.
— Ситуация с ковидом высветила людей, показала, кто есть кто на самом деле. И наши оказались супергероями! — главный врач Северодвинской станции скорой медицинской помощи Елена Павлова вспоминает разгар пандемии в городе. — Горжусь моими коллегами. Весь коллектив работал в едином порыве. Трудно пришлось не только врачам, фельдшерам, водителям, но и кадровой службе, бухгалтерии, экономистам… Было очень много учебы, новых документов, начислений, закупок спецсредств и так далее. И все нужно было делать быстро, срочно и в условиях, когда сами работники десятками «выпадали» из-за болезни и карантина.
Конечно, «скорая» по определению работает в экстренных условиях, но пандемия показала, насколько жизнь до нее отличалась от того, что было после.
Количество вызовов выросло в полтора-два раза, дежурно-диспетчерская служба принимала до 3000 звонков в сутки, появилось много тяжелых пациентов и очереди на госпитализацию. Пришлось даже увеличить штат диспетчеров, потому что люди обращались и за помощью, и за консультациями, и за советами. Врачи говорят, что самым сложным оказалось привыкнуть к защитным костюмам, в которых было жарко и сложно дышать. А еще — работать почти без отдыха. Все менялось даже не ежедневно — ежечасно, и приходилось подстраиваться под новые обстоятельства максимально оперативно.
— И при этом ни один работник «скорой» не ушел работать в ковидный госпиталь! Все остались на своих местах, — отмечает главный врач.
Вспомним нужный номер
Еще одна проблема, которую выявила эпидемия ковида, — это утраченная культура обращения за помощью. В «скорую» звонили и продолжают звонить не только в экстренных случаях, но и по вполне житейским вопросам, которые легко можно решить самостоятельно.
Многие люди набирают первый попавшийся номер, который удалось «нагуглить», и требуют от секретаря главного врача срочно прислать бригаду. Еще 30–40 лет назад каждый ребенок знал, что для вызова «скорой» нужно набрать 03. Сейчас для вызова с мобильных к номеру добавлена единица, но до сих пор находятся те, кто не знает про 103.
Впрочем, есть единый номер, которым люди активно пользуются, — это 112. Проект «Система 112» реализуется на территории всей Российской Федерации и помогает людям в экстренных случаях быстро попросить о помощи или сообщить о происшествии. Северодвинская станция скорой помощи тоже включена в проект, все специалисты оперативного отдела прошли обучение и знают, как работать в этой системе.
Дистанционная реанимация
Помощь пациенту начинается с диспетчерской «скорой». Крайне важно грамотно принять звонок, чтобы дальнейшая цепочка действий привела к спасению жизни. Работает диспетчерская четко и слаженно, в последние годы очень многие процессы здесь максимально компьютеризированы и отработаны до мелочей.
Несколько лет назад из командировки в Сибирь Елена Павлова привезла идею дистанционной реанимации. И теперь диспетчеры СМП могут по телефону руководить действиями звонящего, чтобы он при наличии показаний был в состоянии самостоятельно оказать пострадавшему первую помощь, провести сердечно-легочную реанимацию. Разработан протокол действий при подозрении на внезапную остановку кровообращения, отработана последовательность слов и фраз. В год специалисты северодвинской «скорой» проводят порядка 30 дистанционных реанимаций.
Учебный класс
Еще одно нововведение в «скорой» города корабелов — учебный класс.
В отремонтированном специально под эти цели помещении стоит машина-тренажер, оборудованная, как обычный автомобиль «скорой», закуплены манекены, на которых отрабатываются приемы оказания помощи.
Такой учебный симуляционный центр на Северодвинской станции появился первым в Архангельской области. Сейчас в нем регулярно проходят практику сотрудники полиции, ГИБДД, аварийно-спасательной службы, администрации. Частые гости — школьники, которые приходят на станцию на экскурсии. И, конечно же, раз в полгода здесь сдают зачеты и сами сотрудники «скорой».
— Непрерывное образование и постоянная практика — это необходимость и личная ответственность каждого работника «скорой помощи». В нашей службе просто нельзя иначе! — отмечает заместитель главного врача Северодвинской станции скорой медицинской помощи Светлана Лизунова.
Тромболизис спасет от инфаркта
Несколько лет назад все бригады северодвинской «скорой» были обучены проведению тромболизиса. Сейчас его делают до 70 раз в год, и это основная часть всего проводимого на догоспитальном этапе тромболизиса в Архангельской области.
Тромболизис — это внутривенное введение тромболитического препарата, который освобождает коронарный сосуд от закупорки и помогает восстановить кровоснабжение сердечной мышцы. Чем быстрее пациент получит помощь, тем меньше вероятность развития инфаркта и некроза тканей. Тем больше шансов на спасение жизни.
Бригады Северодвинской станции скорой медицинской помощи спасают несколько десятков пациентов ежегодно, проводя процедуру тромболизиса до передачи больного врачам стационара. И опять же — все алгоритмы четко отработаны, показания и противопоказания заучены, действия выверены.
Спасибо, медработники!
За спасение жизни работников «скорой» благодарят пациенты. За верность профессии и самоотверженный труд — руководство. А старших наставников благодарит молодежь, которая приходит на «скорую» пробовать себя в профессии.
В январе этого года министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко издал приказ о возможности привлекать выпускников 4‑х курсов лечебных отделений медицинских колледжей для работы с врачом или фельдшером, который имеет сертификацию и все необходимые документы. Нововведение было призвано облегчить нагрузку на выездные бригады «скорой», ускорить доезд до пациента.
На северодвинскую станцию СМП пришли 11 учащихся Архангельского медицинского колледжа — будущих фельдшеров, а также четыре студента СГМУ. Начинали работать со страхом в глазах и большим волнением, а после двухмесячной практики, познакомившись со службой, многие решили вернуться после завершения учебы.
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Дорогие коллеги, работники Северодвинской станции скорой медицинской помощи, уважаемые ветераны!
Примите самые искренние поздравления с профессиональным праздником — Днем медицинского работника. Спасибо вам за ваш труд! Желаю вам крепкого здоровья, силы духа, успехов во всем, за что вы беретесь, огромного счастья и благополучия!
Главный врач Северодвинской станции скорой медицинской помощи Елена Павлова