Котласский железнодорожный вокзал

Место встреч и расставаний, место радости и ожидания счастья, место, где порой решаются судьбы… Вокзал — это история города и его жителей, это зеркало, в котором отражается жизнь.

На пути из Вятки

Котлас в начале ХХ века был поселком при конечной станции железной дороги, которую протянули из Вятки в 1899 году. Расположенный между крупными для той поры Великим Устюгом и Сольвычегодском, к 1917 году он получил статус города во многом благодаря железной дороге. Во время Первой мировой войны уголь и военные грузы доставляли из Архангельска, поднимая судами по Северной Двине до Котласа, здесь перегружали на товарняки и отправляли по всей России.

Первый вокзал построили деревянным, с кирпичной аркой посередине. А нынешнее каменное здание в стиле сталинского неоклассицизма было открыто для пассажиров в 1957 году.

Начальник вокзала Елена Субботина
Начальник вокзала Елена Субботина

— Для полностью деревянного тогда Котласа вокзал, оборудованный по последнему слову, стал сенсацией, — рассказывает начальник вокзала Елена Субботина. — Зал ожидания украшали лепнина, многоярусные люстры, полы вестибюля были покрыты мозаикой. На площади перед зданием возле памятника Ленину проводились демонстрации, так что вокзал, несомненно, был точкой притяжения для горожан.

Елена Владимировна — коренная котлашанка, человек, увлеченный работой, неравнодушный к истории малой родины, душой болеющий за свое дело. Хозяйкой вокзала она стала семь лет назад, когда здание вышло из длительного и сложного капитального ремонта.

— Это уникальный объект, и я рада, что он попал в мои руки. Без вклада человеческого, без заботы здания не живут, — рассказывает Елена Субботина. — Сегодня коллектив вокзала — это 15 человек, и наша команда делает все, чтобы история вокзала продолжалась.

Не просто зал ожидания

Экскурсия по Котласскому вокзалу началась для нас с зала ожидания на первом этаже — просторного и светлого. Недавнее новшество здесь — электронная камера хранения, удобство которой уже оценили пассажиры. К их услугам также аптека, сувенирные киоски, туалет, кассы, готовится к открытию новая кофейня.

Вокзал находится под круглосуточной охраной, здесь многое делается для безопасности пассажиров. Не забыты и люди с особыми потребностями — для них работает центр содействия маломобильным гражданам, есть удобные пандусы и коляски для инвалидов.

На первом этаже расположено кафе. Кухня здесь очень вкусная, славится своими пирожками, и редко кто обходится без них в дальней дороге.

Гордость вокзала — медпункт, один из лучших на Северной железной дороге. Здесь есть вся необходимая аппаратура для неотложной помощи, процедурная, изолятор. Если так случится, медики могут и роды принять, и снять показания ЭКГ.

Но первое, на что обращают внимание пассажиры в зале ожидания, — стенды с картами Котласа и Северного трехречья, где обозначены все достопримечательности и памятные места юга Архангельской области. Это совместный проект вокзала и Котласского краеведческого музея.

— Мы дружим с директором музея Татьяной Середкиной и очень рады, что удалось осуществить этот проект. Хочется, чтобы вокзал стал настоящими воротами в историю края для гостей города, — считает Елена Субботина.

Железнодорожники — люди талантливые, творческие, пишут стихи, поют, поэтому зал ожидания часто превращается в концертный.

— До ковидных времен мы приглашали духовой оркестр, отмечали День Победы, День матери, проводили для пассажиров праздник Масленицы на перроне, — вспоминает Елена Владимировна.

Еще одна местная особенность, которая добавляет теплоты и уюта, — живой человеческий голос, объявляющий о прибытии и отправлении поездов. Автодиктора здесь нет, объявления делает дежурный помощник начальника вокзала.

В горе и радости

Вокзал — не просто место приема и отправки пассажиров. Это жизнь людская во всех ее проявлениях — в горе, сложностях, радостях, а порой и в курьезах. И начальнику вокзала приходится быть «скорой помощью» для попавших в непростые ситуации пассажиров. Зимой в тапочках отстал от поезда? Еще и с ребенком? И такое бывает. Приходится принимать нестандартные решения.

— Идешь на работу и не знаешь, чего ждать. Надо быть готовой ко всему. Чаще всего люди забывают свои вещи. Мало кто знает, но в таком случае они дожидаются своих владельцев в камере хранения в течение месяца. Если никто не приходит за ними, списываем. Но вот документы обязательно возвращаем — паспорта, дипломы, медполисы. И знаете, когда звонишь людям и сообщаешь о находке, у них даже голос меняется от радости, что нашлись их ценные вещи. Ради этого, когда полезен людям, и стоит работать, — считает Елена Субботина.

И снова история

Для кого‑то вокзал — это пара минут, чтобы пройти от вагона до автобуса или такси. А кто‑то проводит здесь долгие часы до отправления следующего поезда.

Для транзитных пассажиров на втором этаже есть еще одна зона ожидания. Стараниями работников вокзала для них действуют уютные комнаты отдыха, игровая для детей, комната матери и ребенка, созданы мини-библиотека и зимний сад, проводятся выставки местных художников.

Но главное — гости города снова погружаются здесь в историю Котласа. Экспозиция, подготовленная совместно с краеведческим музеем, кратко и наглядно рассказывает о самых значимых событиях и людях города. На стендах — материалы о зырянских поселениях, святителе Стефане Пермском, фотографии с раскопок палеонтолога Владимира Амалицкого, изучавшего в окрестностях Котласа ископаемых позвоночных животных. Здесь можно увидеть письма писателя Александра Солженицына из котласской ссылки, познакомиться с биографией Героя Советского Союза адмирала Николая Кузнецова, уроженца здешних мест.

Конечно, много здесь уникальных фотографий железнодорожной тематики. Например, о том, как строили в Котласе мост через Северную Двину. Это был подвиг, по‑другому не назвать. Mост официально открыт 6 июня 1942 года. Неимоверными усилиями, практически ручным трудом было осушено дно реки, она была пущена по другому руслу, чтобы установить основания моста.

— Отдельное спасибо нужно сказать директору Дома-усадьбы художника Александра Борисова в Красноборском районе Антонине Ипатовой, помогавшей готовить материалы для экспозиции, — отмечает начальник вокзала. — Борисов внес огромный вклад в развитие Котласской земли, был ее настоящим патриотом, и память о нем нельзя не сохранять!

Выставку в зале ожидания посещают не только пассажиры, экскурсии по вокзалу проводят для школьников и студентов.

— Очень бы хотелось, чтобы усилия не пропали даром, чтобы наша экспозиция стала отправной точкой для посещения музеев Котласа, Красноборска, Великого Устюга, Сольвычегодска — городов юга нашей области с богатой историей, — говорит Елена Субботина.

Материал из журнала к 105-летию города Котлас Архангельской области: