Почтовые маршруты Верхней Тоймы
Почтовая связь на юго-востоке Архангельской области начала активно развиваться в послевоенное время. Образовались три почтамта: Березниковский, Шенкурский и Верхнетоемский. В 2010 году они объединились в один — Березниковский.
«Мне нравится такая жизнь»
Центральное отделение в Верхнетоемском районе находится в здании бывшего почтамта в селе Верхняя Тойма. Там работают восемь человек. Еще 17 отделений связи разбросаны по району. Уже более 15 лет Березниковский почтамт возглавляет Сергей Воронцов. Сейчас у него в подчинении 265 человек, 44 почтовых отделения и 34 удаленных доставочных участка.
— На почту я пришел в 2005 году, — рассказывает Сергей Анатольевич, — сразу на должность начальника почтамта. Родом я из Березника. Здесь и живу. Однажды был опыт переезда в Архангельск. Проработав год, я понял, что не приживусь в городской среде. Хоть Березник и поселок городского типа, но жизнь тут течет, как в любом сельском поселении. Мне нравится эта жизнь.
В Вехнетоемском районе на почте работают в основном женщины — 90 процентов всего коллектива. Такая гендерная арифметика обусловлена историческим развитием всего района. Вот что вспоминает Сергей Анатольевич об этом факте:
— Экономическое развитие Верхнетоемского района определило его географическое положение. Основная часть жителей работает на лесопромышленном производстве. Раньше все — и женщины, и мужчины — могли пойти работать в леспромхозы. Ведь приблизительно до 1989 года Архангельская область была валютной кузницей зеленого золота — беломорской сосны. Я сам после школы целый месяц работал на запани простым рабочим. Время шло, и лесодобывающая промышленность утратила свое первенство. Все крупные предприятия потеряли силу, и сейчас в лесу осталась только мужская работа. Женщины нашли свое место в детских садах, школах, магазинах и, конечно, на почте.
«Назад пятьсот, пятьсот вперед»
Сергей Анатольевич может долго рассказывать о своих сотрудниках — мужчинах. Особенно он гордится водителями. Сейчас в Березниковском почтамте автотранспорт обслуживают 18 человек. В каждом районе есть свой автопарк, в том числе и в Верхнетоемском. Самый труднодоступный участок в этой местности — это поселения вдоль реки Выи.
— Бытует у нас такое понятие — «пошли на Выю», — рассказывает Сергей Воронцов. — Это речка, вдоль которой расположены деревни. Добраться до них мы можем только летом или зимой по ледовым переправам. Помню, как однажды зимой в декабре мы решили поехать на Выю с ознакомительным визитом в отделение связи. Последней ледовой переправой на нашем пути была река Пинега. Приехали, а переправа вся в снегу, за ночь ее замело прямо по фары почтовой «буханки». Можно сказать, дороги нет совсем. Машиной управлял водитель из верхнетоемского гаража Павел Павлович Рыбин. Посмотрел он на переправу и начал отъезжать назад на пригорок. Отъехал и стал с разгона врезаться в эту снежную стену машиной. Я ему говорю: «Ты что делаешь?» А он мне и отвечает: «Сзади нас никого нет на 200 километров. Впереди — столько же. Как в песне у Высоцкого: „Назад пятьсот, пятьсот вперед, сигналим зря — пурга, и некому помочь!“. Переправу быстро не почистят, а значит, нужно действовать своими силами, а то тут и останемся». В течение 45 минут Пал Палыч таранил снег. Мы смогли преодолеть эту преграду, не повредив автомобиль. Мастерство и смекалка водителей в таких ситуациях просто необходимы.
Еще один случай был с поездкой на Выю. Было уже лето, и на реках образовались отмели, по которым может проехать автомобиль. В отделение почтовой связи повезли почту. Когда стали проходить по косе через реку, чуть‑чуть взяли не туда, и уазик провалился в омут. Задняя часть машины оказалась в воде, к счастью, ни люди, ни почтовый груз не пострадали. Почтовики вылезли из машины. Воды по пояс. На переправе никого. Сопровождающая с горя заплакала, да делать нечего. Оставила водителя охранять почту и машину и пошла пешком по дороге в Верхнюю Тойму. А это 200 километров пути. К счастью, километров через семь ей встретился лесник на машине. Он и вытащил почтовый уазик. Водитель у нас опытный, быстро обсушил машину, и почта поехала дальше по маршруту. Все доставили в срок.
«Это самый крупный работодатель»
О своем коллективе Сергей Анатольевич рассказывает особенно трепетно. Многие сотрудники верны почте на протяжении многих лет. В трудовых книжках зачастую можно видеть единственную запись — о работе на почте. Даже после выхода на пенсию сотрудники продолжают служить людям и не покидают своих рабочих мест.
Сергей Воронцов гордится работой на почте. Ведь организация остается одной из самых крупных и стабильных, несмотря на любые события, происходящие в стране.
— Работу на почте я выбрал потому, что это самый крупный работодатель, динамично развивающаяся компания, которая гарантирует стабильность, — поделился Сергей Воронцов. — До этого я работал в торговле и частных банках. Там все по‑другому устроено. Для нашего района почта — это серьезный работодатель. Особенно сейчас, в период пандемии. Многие люди, которые были заняты в других отраслях, просто остались без работы. Фирмы прекратили свое существование. А почта остается. Зарплата всегда вовремя. Наши сотрудники держатся за свою работу, а коллектив сплотился еще больше. Почта сейчас предлагает уверенность в завтрашнем дне — а это главное.