ТОС «Погорелец» — яркий пример того, что получается, когда люди берут на себя ответственность за свою территорию.
Все началось с мельниц
На окраине деревни Погорелец в очень живописном месте стоят две из четырех самых северных мельниц-столбовок. Одна из них датируется предположительно XVIII веком, вторая — началом XX. Председатель ТОСа Наталья Ружникова говорит, что с мельниц‑то все и началось:
— Нужно было сделать так, чтобы они у нас окончательно не разрушились и не упали. Но средств на мельницы не было ни у администрации, ни тем более у нас. И в 2007 году Виктор Александрович Обросков начал нас агитировать, чтобы мы создавали ТОС и таким образом привлекали деньги в деревню. Анна Викторовна Крючкова тоже подключилась к уговорам. И мы решились.
— Наталья Прокопьевна, а «мы» — это кто?
— Мы — это вся деревня.
«А потом наши дети подросли»
Костяк, самую сердцевину этого «мы» можно назвать поименно: Вера Геннадьевна и Иван Иванович Грозных, Валерий Владимирович и Надежда Васильевна Ружниковы, Александр Николаевич и Александра Юрьевна Гудаевы, Тамара Васильевна Тараканова и Алексей Николаевич Шибанов, сама Наталья Прокопьевна с мужем Василием Владимировичем. «Несколько семей активного возраста», как говорит председатель. И конечно, активное участие в делах ТОСа принимают все приезжающие в Погорелец.
Укрепив мельницы, тосовцы передали ответственность за них специалистам. А сами занялись проблемами деревни. И первым делом восстановили клуб.
— Клуб стоял без ремонта и давно не работал, — вспоминает Наталья Ружникова. — А потом наши дети подросли — и оказалось, что им некуда пойти… Чтобы провести косметический ремонт, мы по всей деревне собирали краску и обои, буквально по кускам, кто что принесет. Поклеили, покрасили — и клуб преобразился, в него стало приятно зайти. Перед празднованием 450‑летия деревни в 2011 году перекрыли крышу досками. И теперь сами организуем и проводим здесь почти все праздники. Не собираемся только зимой.
Катер, на котором плавали в школу
Постепенно ТОС сделал спуски к реке и ручьям, оборудовал гостевой дом, поставил новую ограду вокруг мемориала погибшим в годы Великой Отечественной войны, построил детскую площадку. Рядом с площадкой жители деревни установили подремонтированный старый катер, на котором теперь любят сидеть местные ребята. На перекрашенном его боку надпись — «Детство».
— Этот катерок был списан на металлолом, но мы решили, что его не отдадим, — рассказывает Наталья Прокопьевна. — Нам предлагали: «Мы вам за него заплатим!» Но мы ответили: «Не надо нам денег». Знаете, какая история связана с этим катером? Я‑то сама не местная, родилась в Устьянском районе, поэтому не застала, а муж у меня погорельский. Так они детьми на этом судне плавали в школу. И как после этого отдать его? Мужики катер отремонтировали. На нем написано «Детство» — потому что это их детство…
Все экспонаты — из Погорельца
А рядом с магазином сельпо в маленькой передней комнате старого дома ТОС «Погорелец» открыл музей. Все вещи в нем — из родной деревни, ничего привозного нет. Одежда и обувь, керосиновые лампы, жернов и ступа, медный умывальник, прялки, патефон, зеркала, фотографии… На накрытом столе — самовар с сушками, красивый старый сервиз, сахарница и щипчики для сахара… На стене — картина одного из московских художников, который приезжал в Погорелец за вдохновением. У окна — настоящие венские стулья. За ними сегодня много охотников, но Наталья Прокопьевна говорит: «Не отдадим».
В этом году ТОС выкопал пожарный водоем и, чтобы сохранить старый амбар, перекрыл на нем крышу — мужики просто собрались в субботу и сделали. Погорелец, в котором прописаны всего 18 человек, живет и дышит полной грудью. И не исключено, что скоро он станет третьей мезенской деревней, которая войдет в Ассоциацию самых красивых деревень России.
Цифры и факты
- 2007-й — год основания ТОС «Погорелец»
- В 2016 году Наталья Ружникова стала победителем конкурса «Лучший активист ТОС Архангельской области»
- В 2019 году ТОС «Погорелец» признан победителем конкурса «Лучший ТОС Архангельской области».