Дмитрий Иванов, научный сотрудник Архангельского областного краеведческого музея, — о непростой судьбе всем известного монумента, ставшего за сто лет одним из символов Архангельска и успевшего обрасти массой легенд

С высочайшего соизволения

Впервые о необходимости сооружения памятника Петру I в. Архангельске заговорили в сороковые годы xix века. Инициатива принадлежала тогдашнему военному губернатору Иосифу Ивановичу Сулимову. Именно он ходатайствовал перед кабинетом министров — а такое обращение «на верха» было формально необходимо, так как речь шла о памятнике особе царской фамилии, — «о начале сбора пожертвований на сооружение памятника императору в Архангельской губернии». Особо в прошении отмечалось, что размер будущего памятника будет зависеть от собранной суммы. 11 ноября 1841 года на поданное прошение была наложена резолюция, в которой указывалось, что только верховному правителю, то есть императору, «принадлежит право судить о пользе и приличии таковых памятников, а также определять их форму и размер». Тогда «согласия родственников» дано не было, а фактически это означало запрет на данное начинание.

История получила продолжение лишь спустя 30 лет, когда известный российский скульптор Марк Матвеевич Антокольский установил в 1884 году в Петергофе свой памятник Петру I. По форме и композиции это творение аналогично архангельскому монументу. Памятник был признан «весьма удачным», и с начала xx века с него было изготовлено несколько копий разного размера.

Но вернемся в Архангельск. В 1872 году в городском парке в качестве элемента благоустройства накануне 200‑летнего юбилея императора была установлена небольшая временная алебастровая статуя, простоявшая там некоторое время. До нашего времени дошли почтовые открытки с ее изображением, по которым видно, что внешне эта фигура очень напоминала нынешний памятник. Дальнейшая судьба временной статуи нам неизвестна.

В 1909 году по инициативе другого архангельского губернатора, Ивана Васильевича Сосновского, городская Дума поддержала решение о приобретении для Архангельска бронзовой копии статуи императора Петра I работы Марка Антокольского. На эти цели было ассигновано пять тысяч руб­лей. Монумент был изготовлен в одной из парижских мастерских — это оказалось значительно дешевле, чем повторить его в России.

«Запульнуть царю в гузку»

Вопреки распространенному мнению, архангельский памятник не был отлит в бронзе, а изготовлен с применением иных, более прогрессивных технологий. Еще в 1837 году русский химик Борис Семенович Якоби разработал новый революционный метод создания сложных скульп­турных форм, в последующем названный техникой гальванопластики. В течение xix века по методу Якоби были созданы тысячи скульптурных произведений в России и Европе. Однако лучшие гальванические мастерские на рубеже столетий располагались в Западной Европе. И это был тот случай, когда цена изделия полностью соответствовала его качеству. Поэтому мы можем говорить, что Архангельская Дума приняла тогда единственно правильное решение и потратила деньги вполне осознанно и в высшей степени рачительно.

Данная технология не только позволяла реализовать высокую степень детализации скульптуры, но ввиду минимального количества использованного металла делала ее более легкой и удобной в транспортировке, поскольку памятник внутри был полым. И это легко заметить невооруженным взглядом: со спины у архангельского Петра между полой камзола и ботфортами есть пустоты. Позже, уже в советское время, у учеников местной школы № 4 и ребят с соседних улиц появилась странная забава: парни, стоя на земле, старались на спор попасть в отверстие под камзолом, а затем и в сапог царю монетой, камнем или расплющенной пивной пробкой. Называлось это развлечение «стрельнуть (или запульнуть) царю в гузку». Такая вот оборотная сторона технологии гальванопластики…

Соловецкий монастырь. Кондостровские каменоломни. Гранитная плита, предназначенная для памятника Петру Великому в Архангельске. Открытка начала XX века. Изображение предоставлено Архангельским краеведческим музеем
Соловецкий монастырь. Кондостровские каменоломни. Гранитная плита, предназначенная для памятника Петру Великому в Архангельске. Открытка начала XX века. Изображение предоставлено Архангельским краеведческим музеем

Соловецкий камень для императора

В 1911 году работы по созданию скульптуры в основном были завершены. Причем вместе с памятником, который в дальнейшем был установлен в Архангельске, одновременно были изготовлены еще три. Они предназначались для Санкт-­Петербурга и других городов России. Однако городу требовалось создать еще и пьедестал для будущего монумента. В Архангельске по этому поводу был проведен особый конкурс, и после тщательного отбора комиссией было принято предложение местного инженера Сергея Августовича Пеца. В уточняющем задании ему было рекомендовано разместить на постаменте три даты приезда Петра в Архангельск — 1693, 1694, 1702; сделать надпись «Петру Великому» и указать дату начала работ по созданию памятника — 1911 год. Комиссия также решила изготовить постамент из местных материалов. С этой целью губернатор Сосновский обратился к архимандриту Соловецкого монастыря, в каменоломнях которого, располагавшихся на Кондострове, и были заготовлены монолитная гранитная глыба и плиты стилобата для будущего постамента. В течение трех лет проводились подготовительные работы: камень обтесывался, затем морем вывозился в Архангельск, где в это время готовилась площадка для установки монумента.

Торжественное открытие памятника Петру Великому в Архангельске 27 июня 1914 года. Фото предоставлено архангельским краеведческим музеем
Торжественное открытие памятника Петру Великому в Архангельске 27 июня 1914 года. Фото предоставлено архангельским краеведческим музеем

27 июня 1914 года памятник Петру Великому был торжественно открыт после архиерейского богослужения в Троицком кафедральном соборе и крестного хода. Это событие очень подробно описывалось в губернской прессе: на городском рейде выстроились разукрашенные сигнальными флагами корабли, площадку, на которой был установлен памятник, украсили цветами и мачтами с государственными гербами, гирляндами и лентами. Звучал духовой оркестр, а по завершении церемонии с городского рейда, на котором стояли корабли, салютовали из бортовых орудий… Огромная празднично одетая толпа горожан заполнила в этот день соборную площадь, набережную и площадку, на которой установили скульптуру.

Примечательная деталь: до этого в Архангельске был лишь один монумент — памятник, посвященный М. В. Ломоносову, работы скульптора Ивана Мартоса, который установили в городе за 80 лет до этого — в 1832 году. Видимо, пиетет перед великим земляком в сознании горожан перевешивал славу первого императора.

Жертвы интервенции vs Петр Первый

Важное примечание: памятник Петру в Архангельске первоначально находился ровно на том месте набережной Северной Двины, где сейчас располагается обелиск жертвам интервенции 1918–1920 годов. Здесь следует понимать, что сместившиеся после революции идеологические ориентиры сыграли в судьбе монумента императору роковую роль.

В конце февраля 1920 года части Красной армии полностью освободили Архангельск от оккупировавших его иностранных интервентов и белогвардейцев. С первых же месяцев новая власть в нашем крае занялась решительным сломом старой идеологии. Так, в губернском городе Шенкурске снесли первый в молодой Советской республике православный храм, а в Архангельске сняли с постамента памятник Петру I, названный в печатной прессе тех лет «гидрой капитализма». Реальная же задача демонтажа бронзового Петра заключалась в необходимости создания в центре города по примеру Марсова поля в Петрограде, на котором разместились могилы жертв революции, аналогичного захоронения «новых мучеников». Участок, на котором стоял памятник Петру, идеально подходил для этой цели. Более того, властям даже удалось сэкономить на создании монумента, так как решено было использовать старый «петровский» гранитный постамент, на котором в последующем закрепили доски с именами жертв интервенции, а рядом выкопали две братские могилы, погребя в них останки 49 человек, перезахороненные сюда из района Мхов. К слову, до сих пор на постаменте памятника Петру видны заштукатуренные отверстия, куда крепились эти доски.

В конце 1920‑х годов над памятником установили деревянную конструкцию, обитую кровельной жестью, напоминавшую очертаниями форму древних египетских обелисков. Судя по всему, на окончательную форму нового монумента повлияли заметные представители оккультных и теософских кружков, высланные в эти годы в Архангельск и нередко занимавшие ответственные должности в городских и краевых учреждениях. Это были достаточно активные и образованные люди, влиявшие на принятие решений, — например, один из них, оставшись после ссылки жить в Архангельске, проектировал уже нынешний обелиск жертвам интервенции. В 1930‑е годы в СССР в качестве альтернативы церковным обрядам формируется «новая гражданская обрядность» с элементами, заимствованными из схожих оккультных практик. Так, вокруг данного обелиска были установлены металлические чаши-жаровни, в которых по торжественным и праздничным дням возжигали огонь, символизирующий пламень революции, призванный «испепелить проклятое прошлое» и «осветить путь в будущее». Таким образом, этот обелиск напоминал некое подобие зороастрийского капища, на котором проводились новые большевистские ритуалы.

Бронзовая скульптура Петра Великого, сброшенная с постамента в марте 1920 года, на крыльце павильона домика Петра. Фото предоставлено Архангельским краеведческим музеем
Бронзовая скульптура Петра Великого, сброшенная с постамента в марте 1920 года, на крыльце павильона домика Петра. Фото предоставлено Архангельским краеведческим музеем

Лежал на ступенях лицом вниз

Памятник Петру решением новой власти был демонтирован и какое-то время валялся рядом на каменных ступенях крыльца кирпичного «футляра», ранее выстроенного над деревянным домиком Петра I. Это безобразие запечатлено на фотографиях тех лет. У общественности города были разные идеи, как распорядиться свергнутым памятником: предлагалось сдать его в утиль и даже символически захоронить, однако до этого все же не дошло. К счастью, здравый смысл перевесил тогда дешевый популизм, и в итоге бронзовый Петр оказался в краевом музее, где создавалась специальная экспозиция под названием «Тюрьма народов». В этой музейной «тюрьме» бронзовый император последующие 20 лет дожидался своей «реабилитации».

В 1947 году общественность города обратилась к местным властям с просьбой вернуть Петра Великого на набережную города. Этому в послевоенной России способствовало значительное изменение взгляда на личность императора: вышли книги и кинофильмы, прославляющие его как патриота и государственника, самодержца, выводящего Россию на новый уровень европейской цивилизации… Однако прежнее место было занято, и решением руководства города было предложено установить памятник в сквере перед фасадом бывшей школы № 4. Осенью 1948 года памятник Петру Великому вновь был торжественно открыт, для этой цели был возвращен и его исторический пьедестал, замененный на временный деревянный обелиск. Сквер вокруг памятника постепенно облагораживался и вскоре стал одним из знаковых мест города, каковым остается и в наши дни.

Памятнику Петру I необходим покой

Сегодняшнее состояние памятника Петру I в. Архангельске вызывает у научного сообщества оправданные опасения. Он находится в ужасающем состоянии: сказываются испытания, выпавшие на его долю в прошедшие годы, и объективная усталость металла (а он там довольно тонкий) — прямое следствие суровых природных условий Русского Севера. Да и голуби с чайками, облюбовавшие этот «насест», знаете ли… В связи с этим есть обоснованное мнение, что уникальный для Архангельска памятник стоит сохранить для будущих поколений, изготовив заново его точную копию и установив на привычном месте, а оригинал разместить под крышей в одном из городских музеев, где ему уже ничего не будет угрожать. Кстати, метод гальванопластики и сегодня широко используется в России — в частности, именно так создавали скульптуры для оформления главного храма Вооруженных сил Российской Федерации в Одинцовском районе Московской области, так что создать копию не составит труда. А реставрация, консервация и установка старого памятника в музее на небольшом постаменте на уровне человеческого роста даст возможность посетителям рассмотреть мелкие детали, такие как ордена, оружие, костюм и лицо Петра I.