Полное отсутствие асфальта, многие сотни километров гравийных дорог, деревянные мосты, ледовые переправы и зимники. Все это в начале XXI века кажется водителю-горожанину настоящим экстримом. Однако до сих пор остается реальностью для нескольких районов Архангельской области, в которых настоящие профессионалы-дорожники востребованы, как нигде.

Дорога как связь с цивилизацией

В это сегодня трудно поверить, однако вплоть до августа 2008-го круглогодичного автодорожного соединения с Архангельском, а значит, и всей остальной Россией, двух северных райцентров Поморья, Мезени и Лешуконского, просто не существовало. Мезенцы средних лет сегодня вспоминают, что водный путь до областного центра иногда длился сутками. Поэтому для них, жителей районов Крайнего Севера, сегодняшняя пусть гравийная, но надежная и круглогодично функционирующая дорога до Архангельска — это подлинная связь с большой землей.

Современные арочные конструкции приходят на смену ветхим деревянным мостам
Современные арочные конструкции приходят на смену
ветхим деревянным мостам

Забота о содержании дорог Мезенского, Лешуконского, Пинежского и части Холмогорского районов — одних из самых сложных и одновременно живописных в нашей области — лежит на Мезенском дорожном управлении. Для этих территорий, как правило, нет альтернативных дорог. И если в Пинежском районе паводком размоет трассу Архангельск — Пинега — Кимжа — Мезень, то наземную связь с областным центром потеряют жители сразу трех районов. И просто связь: по дорогам доставляют топливо, продукты, медикаменты и другие грузы первой необходимости. Социальная ответственность — огромная.

Мезенское ДУ обслуживает 28 ледовых переправ, а также почти 300 километров автозимников. Последние — некие наброски будущих дорог, они организуются исключительно в зимнее время и ведут к отдаленным населенным пунктам по непроезжим летом болотам и лесным чащам. Постепенно по мере сил предприятия и возможностей финансирования зимники преобразуются в грунтовые дороги круглогодичного действия. Кто знает, возможно, когда-нибудь зимники дождутся асфальта.

Работа для настоящих мужчин

Как и в случае с остальными предприятиями дорожной отрасли Поморья, костяк инженерно-технических работников коллектива Мезенского ДУ составляют выпускники дорожной кафедры САФУ. Для работы здесь необходимы всесторонние знания профессии — предприятие занимается не только содержанием дорог, но и ремонтом, строительством мостов, а также обустройством зимников. Часто, в период распутицы, отдельные участки предприятия работают обособленно, без связи с основной базой и с расчетом лишь на собственные силы. И в таких почти «робинзоньих» условиях основные рабочие факторы — это профессионализм, уверенность в своих коллегах и настоящий мужской характер.

— Для меня работа — это очень интересная, каждый день разная и увлекательная часть моей жизни, — делится с нами главный инженер Мезенского ДУ Игорь Лыков. — Постоянные командировки по всей Архангельской области и России, общение со специалистами разных сфер обеспечивают непрерывное профессио­нальное развитие и дают бесценный опыт. За семь лет трудовой деятельности ни разу не пожалел о выборе профессии.

Помимо поддержки социальных проектов в своих районах дорожники-«мезенцы» заметны и в Архангельске, где находится центральный офис предприятия. Мезенское дорожное управление сотрудничает с образовательным проектом «Строительный класс», который реализуется на базе архангельской школы № 14. Здесь учащимся 10-11-х классов дают строительную специализацию, которая уж точно пригодится в жизни.

Андрей Малышев, выпускник дорожной кафедры АГТУ, ныне САФУ (2002 г.). Родился в с. Лешуконское, карьеру начинал дорожным мастером. Позже возглавлял Лешуконский райдоротдел. Получил опыт муниципальной работы в качестве зам. главы районной администрации. С 2016 года — генеральный директор Мезенского дорожного управления.

— Я пошел учиться на дорожную специальность по стопам отца, который работал в Лешуконском дорожном управлении. С детства видел эту профессию изнутри. После университета вернулся в район, на родное предприятие. Как говорится, где родился — там и пригодился. Учеба дала нам возможность прочувствовать все аспекты дорожной профессии, начиная с проектирования автотрасс, заканчивая организацией строительства, что называется, собственными руками. Остальное приходит с опытом. В дорожной профессии находят себя люди, готовые при необходимости сорваться с места и выйти на работу ночью, в любую погоду. Ведь у нас на сто процентов социально ориентированная работа.

Мезенское ДУ облуживает:

  • 300 км автозимников
  • 28 ледовых переправ