Предприятие «Нарьян-Мардорремстрой» — один из крупнейших участников дорожной деятельности Нарьян-­Мара и близлежащих населенных пунктов. На протяжении многих лет организация занимается ремонтом и содержанием сети автодорог и мостов округа, который для отрасли во многом является территорией экстремального хозяйствования. Что значит быть дорожником на Крайнем Севере, рассказывает руководитель предприятия Денис Объедков

Предприятие, которое умеет все

— В 2024‑м нашему предприятию «Нарьян-­Мардорремстрой» исполнилось 47 лет, за его плечами богатая история.

В свое время предприятие создавалось как организация, которая производит абсолютно весь ассортимент и полный цикл дорожных работ. Сегодня мы специализируемся на дорожном строительстве, капитальном и текущем ремонте дорог и мостов, а также содержании улично-­дорожной сети. У нас есть для этого вся необходимая техника, а также асфальтобетонный завод, ремонтные мастерские и станция техосмотра. Коллектив компании составляет более ста человек.

В 2023 году мы выработали 18 тысяч тонн асфальтобетонной смеси, поменяли дорожное покрытие на десяти километрах дорог. Для любого другого региона это просто капля в море, но в округе все дороги с твердым покрытием находятся в Нарьян-­Маре и поселке Искателей, а за пределами этих населенных пунктов асфальт заканчивается.

Всего на нашем содержании находится более 65 километров дорог, при этом потребность в асфальтировании здесь остается немалой, особенно это касается дворовых территорий. В текущем году мы выполняем довольно небольшой объем работ — в рамках текущего ремонта меняем дорожное полотно на участке общей протяженностью шесть километров.

Потребность региона в асфальте очень высока. Так что в будущее наша организация смотрит с оптимизмом. Буквально пару лет назад она ­какое-то время находилась в сложном финансовом положении, однако благодаря субсидии из окружного бюджета ситуация налаживается. Сегодня предприятие заключило договоры и контракты, которые обеспечили его работой на несколько лет вперед.

Экстремальные условия — дело привычки

— Мы работаем в Заполярном районе, поселке Искателей, на бывшей федеральной дороге, а также на части дороги Нарьян-­Мар — Усинск до поселка Красное. Другими словами, наша зона ответственности — дороги разных категорий и на разных территориях.

Основная работа зимой — содержание дорог. Здесь есть своя специфика: обильные снегопады, повышенная скользкость, переметы, полярная ночь и другие факторы. Но для человека, выросшего на Крайнем Севере, все эти экстремальные погодные условия — дело привычное. Зимой мы, как правило, работаем в две-три смены круглосуточно. По просьбам населения и в силу сложившейся практики отказались от использования противогололедных реагентов, используем только песок. На линии постоянно находятся от семи до десяти единиц техники.

Летом объем работ по содержанию у предприятия самый материало- и трудозатратный: мы обновляем дорожную разметку, знаки, ограждения, ремонтируем остановочные павильоны и выполняем прочие работы. В короткий теплый период необходимо успеть организовать и выполнить работы по ремонту и строительству. У нас есть все возможности для выполнения работ по строительству, в том числе мостов. Учитывая требования законодательства по закупке товаров (работ, услуг) посредством конкурентных процедур и сложную логистику, короткий навигационный период, лето — самая напряженная пора у дорожников.

В частности, предприятие занимается текущим содержанием городского моста: мы красим, белим, подметаем, ухаживаем за ограждением и отражателями. Еще один важный для нас объект — это сборно-­разборный мост через реку Кую, что на дороге в поселок Красное и город Усинск. Мосту уже 40 лет. Каждый год перед ледоходом вода резко поднимается на 2,5 метра, мы его срочно снимаем — буквально в течение суток! — и после этого примерно в течение месяца у столицы округа вообще нет дорожного выхода на Большую землю. Сообщение возобновляется с понижением уровня воды и установкой мостового сооружения.

Всего же по Заполярному району на нашем содержании находятся пять мостов.

Рабочая встреча на объекте. Мастер участка по строительству Дмитрий Леонов, губернатор округа Юрий Бездудный, директор предприятия Денис Объедков
Рабочая встреча на объекте. Мастер участка по строительству Дмитрий Леонов, губернатор округа Юрий Бездудный, директор предприятия Денис Объедков

Рабочий сезон длится два-три месяца

— Главная специфика дорожных работ в ­Ненецком автономном округе — это, конечно, климатические условия. В этом году мы выстраивали план-­график, прогнозируя, что в мае снег сойдет и в июне мы приступим к работам. Однако погода с этим была не согласна: в июне еще лежал снег, и мы начали работы на 20 дней позже. За два-три теплых месяца нам нужно успеть доставить рекой все материалы, изготовить асфальт и провести все ремонтные работы. И на погоду зачастую надеяться не приходится.

В текущем году провели модернизацию нашего асфальтобетонного завода и, начиная с этого сезона, укладываем дорожное покрытие в соответствии с новым ГОСТом. Кроме того, в этом году планируем обновить парк на две единицы техники, в следующем году — закупить еще две. Предпочитаем иметь дело с машинами отечественного производства, чтобы впоследствии не возникало проблем с ремонтами.

Многие специалисты работают в «Нарьян-­Мардорремстрое» уже долгие годы, на предприятии выросли свои династии. Например, отец и сын Берхольц — Константин Эдуардович — машинист крана автомобильного, Максим Константинович — водитель транспортно-­уборочной машины; семья Шальковых — отец Сергей Николаевич — водитель и автослесарь, дочь Анастасия Сергеевна- старший диспетчер. А начальник ремонтных мастерских Александр Дмитриевич Шабунин, сыновья которого тоже трудятся у нас, все еще в строю, несмотря на свои 70! Еще один яркий пример — инженер ПТО Ольга Петровна Михеева, в трудовой книжке которой — единственная запись на протяжении более 40 лет!

Тем не менее кадровый вопрос — один из самых острых на сегодняшний день. Средний возраст сотрудников коллектива неуклонно стремится к пенсионной отметке, и организации срочно требуются молодые кадры.

Цифры

  • >65 километров дорог находится на содержании предприятия, при этом потребность в асфальтировании здесь остается немалой.