Предприятие «Нарьян-Мардорремстрой» — один из крупнейших участников дорожной деятельности Нарьян-Мара и близлежащих населенных пунктов. На протяжении многих лет организация занимается ремонтом и содержанием сети автодорог и мостов округа, который для отрасли во многом является территорией экстремального хозяйствования. Что значит быть дорожником на Крайнем Севере, рассказывает руководитель предприятия Денис Объедков
Предприятие, которое умеет все
— В 2024‑м нашему предприятию «Нарьян-Мардорремстрой» исполнилось 47 лет, за его плечами богатая история.
В свое время предприятие создавалось как организация, которая производит абсолютно весь ассортимент и полный цикл дорожных работ. Сегодня мы специализируемся на дорожном строительстве, капитальном и текущем ремонте дорог и мостов, а также содержании улично-дорожной сети. У нас есть для этого вся необходимая техника, а также асфальтобетонный завод, ремонтные мастерские и станция техосмотра. Коллектив компании составляет более ста человек.
В 2023 году мы выработали 18 тысяч тонн асфальтобетонной смеси, поменяли дорожное покрытие на десяти километрах дорог. Для любого другого региона это просто капля в море, но в округе все дороги с твердым покрытием находятся в Нарьян-Маре и поселке Искателей, а за пределами этих населенных пунктов асфальт заканчивается.
Всего на нашем содержании находится более 65 километров дорог, при этом потребность в асфальтировании здесь остается немалой, особенно это касается дворовых территорий. В текущем году мы выполняем довольно небольшой объем работ — в рамках текущего ремонта меняем дорожное полотно на участке общей протяженностью шесть километров.
Потребность региона в асфальте очень высока. Так что в будущее наша организация смотрит с оптимизмом. Буквально пару лет назад она какое-то время находилась в сложном финансовом положении, однако благодаря субсидии из окружного бюджета ситуация налаживается. Сегодня предприятие заключило договоры и контракты, которые обеспечили его работой на несколько лет вперед.
Экстремальные условия — дело привычки
— Мы работаем в Заполярном районе, поселке Искателей, на бывшей федеральной дороге, а также на части дороги Нарьян-Мар — Усинск до поселка Красное. Другими словами, наша зона ответственности — дороги разных категорий и на разных территориях.
Основная работа зимой — содержание дорог. Здесь есть своя специфика: обильные снегопады, повышенная скользкость, переметы, полярная ночь и другие факторы. Но для человека, выросшего на Крайнем Севере, все эти экстремальные погодные условия — дело привычное. Зимой мы, как правило, работаем в две-три смены круглосуточно. По просьбам населения и в силу сложившейся практики отказались от использования противогололедных реагентов, используем только песок. На линии постоянно находятся от семи до десяти единиц техники.
Летом объем работ по содержанию у предприятия самый материало- и трудозатратный: мы обновляем дорожную разметку, знаки, ограждения, ремонтируем остановочные павильоны и выполняем прочие работы. В короткий теплый период необходимо успеть организовать и выполнить работы по ремонту и строительству. У нас есть все возможности для выполнения работ по строительству, в том числе мостов. Учитывая требования законодательства по закупке товаров (работ, услуг) посредством конкурентных процедур и сложную логистику, короткий навигационный период, лето — самая напряженная пора у дорожников.
В частности, предприятие занимается текущим содержанием городского моста: мы красим, белим, подметаем, ухаживаем за ограждением и отражателями. Еще один важный для нас объект — это сборно-разборный мост через реку Кую, что на дороге в поселок Красное и город Усинск. Мосту уже 40 лет. Каждый год перед ледоходом вода резко поднимается на 2,5 метра, мы его срочно снимаем — буквально в течение суток! — и после этого примерно в течение месяца у столицы округа вообще нет дорожного выхода на Большую землю. Сообщение возобновляется с понижением уровня воды и установкой мостового сооружения.
Всего же по Заполярному району на нашем содержании находятся пять мостов.

Рабочий сезон длится два-три месяца
— Главная специфика дорожных работ в Ненецком автономном округе — это, конечно, климатические условия. В этом году мы выстраивали план-график, прогнозируя, что в мае снег сойдет и в июне мы приступим к работам. Однако погода с этим была не согласна: в июне еще лежал снег, и мы начали работы на 20 дней позже. За два-три теплых месяца нам нужно успеть доставить рекой все материалы, изготовить асфальт и провести все ремонтные работы. И на погоду зачастую надеяться не приходится.
В текущем году провели модернизацию нашего асфальтобетонного завода и, начиная с этого сезона, укладываем дорожное покрытие в соответствии с новым ГОСТом. Кроме того, в этом году планируем обновить парк на две единицы техники, в следующем году — закупить еще две. Предпочитаем иметь дело с машинами отечественного производства, чтобы впоследствии не возникало проблем с ремонтами.
Многие специалисты работают в «Нарьян-Мардорремстрое» уже долгие годы, на предприятии выросли свои династии. Например, отец и сын Берхольц — Константин Эдуардович — машинист крана автомобильного, Максим Константинович — водитель транспортно-уборочной машины; семья Шальковых — отец Сергей Николаевич — водитель и автослесарь, дочь Анастасия Сергеевна- старший диспетчер. А начальник ремонтных мастерских Александр Дмитриевич Шабунин, сыновья которого тоже трудятся у нас, все еще в строю, несмотря на свои 70! Еще один яркий пример — инженер ПТО Ольга Петровна Михеева, в трудовой книжке которой — единственная запись на протяжении более 40 лет!
Тем не менее кадровый вопрос — один из самых острых на сегодняшний день. Средний возраст сотрудников коллектива неуклонно стремится к пенсионной отметке, и организации срочно требуются молодые кадры.
Цифры
- >65 километров дорог находится на содержании предприятия, при этом потребность в асфальтировании здесь остается немалой.