О том, как готовилась реализация дорожного нацпроекта в Поморье и какова его внутренняя механика, мы беседуем с администратором входящих в состав БКАД региональных проектов Архангельской области, заместителем главы регионального минтранса Денисом Кулижниковым.

Серьезный новый опыт

— Денис Александрович, с чего и когда началась работа по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Архангельской области?

— Безусловно, для нас эта история началась еще в период реализации в России приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Все регионы стремились попасть в этот проект, но Архангельской области он, к сожалению, не коснулся: мы объективно не соответствовали его критериям численности населения агломерации.

Однако уже тогда, в конце 2017 года, мы, исполняя поручение губернатора и подразумевая, что данный проект будет иметь свое продолжение, начали определять сеть автомобильных дорог агломерации и выявлять наиболее проблемные участки дорог, требующих первоочередного ремонта. Было множество запросов от Росавтодора относительно состояния дорожной сети Архангельской области. После же появления в 2018 году майских указов Президента Владимира Путина стало понятно, что наш регион также должен готовиться к большим дорожным ремонтам.

К этому моменту мы уже провели серьезный анализ текущего состояния дорог, что помогло нам в короткие сроки подготовить и защитить все необходимые документы для участия в нацпроекте, в том числе перечень объектов на все шесть лет его действия.

— Работа в рамках нацпроекта подразумевает, в том числе, четкое соблюдение контрольных точек. Каков смысл этих условий?

— Действительно, изначально нам была поставлена задача уже в первый год реализации нацпроекта заключить все контракты с подрядчиками до конца мая 2019 года. Согласен, очень жесткие условия. И если относительно региональных дорог это сделать удалось, то с муниципалитетами, входящими в Архангельскую агломерацию, были определенные проблемы.

Конечно, для нас такие условия работы — очень серьезный новый опыт. Могу ответственно заявить, что такого в Архангельской области не было еще никогда — уже в мае иметь заключенные контракты по всем объектам! По опыту прошлых лет это случалось обычно в июле—августе. Эти ранние сроки определения подрядчиков привели к тому, что мы смогли во многих случаях начать работы еще весной и реализовать их в самое благоприятное время года. А город Архангельск, например, не столкнулся с пробками на дорогах в сентябре благодаря тому, что к этому времени большинство работ уже было завершено. Это действительно большое достижение работы в режиме нацпроекта!

— Есть смысл сохранить этот режим работ и в будущем!

— Конечно, принципы работы в рамках проектного управления будут реализовываться нами в будущем. Мы будем работать в режиме нацпроекта еще как минимум пять лет — к тому же есть большие надежды регионов на то, что нацпроект не ограничится 2024 годом! Конечно, для всех нас стартовый 2019 год был непростым, но мы действительно многому научились и готовы применять полученный опыт и в будущем. К тому же требования нацпроекта по срокам продолжают ускоряться. Так, в 2020 год мы должны войти с заключенными контрактами. А значит, дорожные работы в следующем году начнутся уже весной, как только позволят погодные условия.

Расширить границы нацпроекта

— Сложилась ли на данный момент проектная команда Архангельской области? Как сегодня реализуется взаимодействие между всеми субъектами нацпроекта?

— Скажу честно, я бы желал лучшего уровня взаимодействия. Однако определенные достижения и прогресс налицо: в частности, налажен контакт на уровне специалистов минтранса и муниципальных образований, а среди последних уже заметны однозначные лидеры. В частности, это, к нашему удивлению — Приморский район, который, даже при определенных ошибках, объяснимых недостатком опыта, отличается самой высокой степенью ответственности исполнения. Архангельск и Новодвинск по этому показателю уверенно делят второе место, а Северодвинску в плане вхождения в общую систему работы стоит, пожалуй, еще подтянуться.

Тем не менее, должен сказать, что по итогам 2019 года в границах Архангельской агломерации мы отремонтируем даже больше, чем изначально было запланировано. Это стало возможным благодаря тому, что удалось выделить городу Архангельску дополнительные средства для проведения ремонтов улиц Поморская и Свободы. Таким образом, всего в областном центре в этом году благодаря нацпроекту отремонтируют не 18, а порядка 20-ти километров городских дорог!

— Есть ли смысл Архангельской области ожидать дополнительного финансирования в рамках нацпроекта от федерального центра?

— Мы являемся территорией Арктической зоны. В этой связи хочется надеяться на то, что на уровне Федерации будут приняты решения по увеличению финансирования для субъектов, входящих в данную зону, — это позволит довести показатели дорог, находящихся в нормативном состоянии, до общероссийских. Напомню, по результатам нацпроекта в 2024 году этот показатель в Поморье будет равняться 29,1 %, тогда как в среднем по России — более 50 %. Конечно, для этого нужны немалые дополнительные средства из федерального бюджета. И Архангельская область уже подготовила все необходимые документы в федеральное министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики для того, чтобы доказать необходимость такой финансовой помощи.

— Сегодня много говорят о том, чтобы расширить границы нацпроекта и на ремонт аварийных мостов. Каковы перспективы положительного решения этого вопроса?

— Архангельская область, в силу своей специфики, наверное, один из наиболее заинтересованных в серьезном обновлении мостового хозяйства российских регионов! Только на муниципальных дорогах у нас 138 мостов, требующих реконструкции. Нами подготовлен перечень наиболее важных мостовых сооружений области, который также отправлен в Росавтодор. Очень надеемся, что уже в 2020 году нацпроект будет расширен и мы увидим в нем средства, предусмотренные на реконструкцию наиболее востребованных мостов из тех, что находятся сегодня в ненормативном состоянии. И Архангельская область обязательно будет в этом участвовать.

— Денис Александрович, можно ли говорить о каком‑то новом личном опыте, который вы вынесли из работы в режиме нацпроекта?

— Самая главная сложность всегда заключается в правильной организации работы с людьми. В случае нацпроекта новым является то, что региональные структуры напрямую работают с муниципальными, которые исторически являлись совсем иной ветвью власти. При этом увеличивается и объем работ, и объем необходимых отчетов в самые разные контролирующие органы. Сказывается и тот факт, что в муниципалитетах мало профессиональных специалистов-дорожников, готовых говорить с нами на одном языке. Тем не менее, сегодня мы учимся работать по‑настоящему единым коллективом, есть первые достигнутые общими усилиями результаты. А значит, проектная команда сработала!