Потребительское общество «Устьянское»
Опора на советские трудовые традиции, поиск и внедрение новых бизнес-решений, забота о сохранении кадров — составляющие успеха потребительского общества «Устьянское».
Было такое время
История устьянской кооперации началась 1 августа 1930 года и продолжается до сих пор. В советские годы число потребительских обществ, входящих в райпотребсоюз, доходило до двух десятков, их деятельность охватывала практически всю территорию района.
— Было время, когда в каждой деревне работали наши пекарни и магазины, причем не по одному, а несколько, — рассказывает председатель правления ПО «Устьянское» Светлана Ручьева. — Столовые, маслозаводы, заготовительные конторы, оптовая база — направления деятельности были очень разнообразными.
Действовали несколько предприятий, продукция которых и сегодня пользовалась бы спросом. Например, работники овощесушильных заводов выращивали, заготавливали и сушили картофель, капусту, морковь, лук, производили крахмал. С 1977 по 1998 год функционировал Устьянский производственный участок Архангельской трикотажной фабрики. Здесь шили нижнее белье и одежду.
Пройдя через череду преобразований, в 1980 году Устьянский райпотребсоюз объединил семь крупных совхозрабкоопов: Бестужевский, Строевской, Едемский, Устьянский, Костылевский, Минский, Дмитриевский.
В период с 1960 по 1985 год построены более 15 магазинов, хлебопекарня, хлебозавод, свинарники, товарные склады, сданы в эксплуатацию три заготпункта, коптильный цех. Возводились жилые дома для работников потребительских обществ, в том числе пятиэтажный благоустроенный дом на 58 квартир.
Хлебозавод — всему голова
Крепкие трудовые традиции и ответственное отношение к делу — та основа, на которой и сегодня продолжают строить свою работу устьянские кооператоры.
Особая их гордость — хлебозавод в Шангалах. Это мощный современный производственный комплекс, который выпускает более 500 наименований мучных изделий. Только хлеба здесь выпекают более 60 видов! Каждое утро во все концы района отправляются восемь машин со свежей выпечкой. Идет устьянский хлеб и «на экспорт»: в Котлас, Вельск, Емецк, Плесецк, Двинской Березник. Такая широкая география поставок говорит о высоком качестве, востребованности местной продукции и любви к ней северян.
Сегодня в трех цехах завода — хлебобулочном, кондитерском, пряничном — трудятся 40 человек. Правление ПО многое делает, чтобы коллектив хлебозавода работал в комфортных условиях. Обновление оборудования идет постоянно, кроме того, в этом году в здании проведен масштабный ремонт, благоустроена территория.
За технологический процесс и результаты работы предприятия отвечает начальник производства Татьяна Мигаль. Пекарь Мария Столярова трудится на хлебозаводе с 2008 года.
— Моим учителем в цеху стала пекарь Ольга Васильевна Попова. И хотя работа у нас нелегкая, мне нравится, — рассказывает Мария Васильевна.
По ее словам, самый любимый хлеб устьяков — «Деревенский», традиционный черный на ржаной закваске. Есть и новые виды: «Луковый», «Альпийский», «Фитнес», «Боярский», «Крестьянский», «Купеческий». Мастер-классы на заводе проводили и московские хлебопеки, а в целом за рецептуру и вкус изделий отвечает технолог предприятия, опытный специалист Светлана Комякова.
И хотя при заводе есть собственный магазин, который манит ароматом горячего хлеба, в ПО задумываются о приобретении мини-пекарни. Покупателям хочется свежей, вкусно пахнущей выпечки, и в этом им нельзя отказать.
Пряник с историей
Визитная карточка хлебозавода — знаменитый устьянский пряник.
— Его рецептуру, созданную еще в 1987 году, мы очень бережем. Благодаря нашим мастерам-кондитерам это уже достояние не только района, но и всей страны. Пряник «Устьянский» в 2020 году участвовал в Национальном конкурсе региональных брендов продуктов питания «Вкусы России» и занял второе место среди продукции, представляющей Архангельскую область, — с гордостью поделилась Светлана Ручьева.
Классический устьянский пряник скрывает внутри полезную начинку из лесных северных ягод. Без искусственных добавок, насыщенный ароматами имбиря и корицы, покрытый сахарной глазурью, в яркой коробке, он стал настоящим брендом района.
Заведует пряничным делом кондитер четвертого разряда Татьяна Максимовская. Именно она вымешивает тесто, с помощью деревянной матрицы печатает на нем слово «Устьяны», бережно укладывает в железную рамку и отправляет в печь.
— В цехе я работаю уже 20 лет. Все секреты перешли мне от наших пряничных мастеров Веры Николаевны Козицыной и Любови Александровны Батуриной, — поделилась Татьяна Николаевна. — Работать нравится, радуюсь, что мой труд идет на пользу людям. Кроме нашего фирменного пряника самые популярные — это мятные, «Ирэк», клюквенные. Для каждого вида тесто замешивается отдельно, это трудоемкий процесс, но результат стоит того.
Зачем в цехе принтер?
Устьянские кондитеры — активные участники самой большой в районе ярмарки «Устьянская ссыпчина». Огромный ягодный пирог, удивительный стог из баранок и торт весом 200 килограммов — такие задачи под силу только местным кулинарам.
Не так давно на предприятии появился пищевой принтер, и теперь в цехе выполняют заказы на брендированные пряники и козули с логотипами таких предприятий, как «УЛК», спортивный комплекс «Малиновка» и другие.
— Территориальные брендовые вещи — это здорово! — говорит председатель правления ПО. — Тут же возникла и другая ниша — изделия для школ и детских садов на выпускные, подарки юбилярам и молодоженам. Такая продукция пользуется спросом, и мы его удовлетворяем с удовольствием.
С доставкой до деревни
Собственное производство требует налаженной системы сбыта. Сегодня в ПО «Устьянское» 29 магазинов, куда поставляются продукты и товары первой необходимости. А туда, где торговых точек нет, приезжает автолавка.
— В 2020 году мы приобрели для автопарка еще одну «Газель». В наличии сегодня две автолавки, которые развозят продукты по двум направлениям шесть дней в неделю, — объясняет Светлана Сергеевна. — Такой способ доставки востребован людьми. Самая большая сложность для нас — магазины за рекой. Приходится даже переправлять продукты по подвесному мосту на тележке. Но людям нужны товары первой необходимости, и в данном случае потребительское общество — единственный шанс их получить.
Сплоченная команда одной из автолавок — продавец магазина деревни Ульяновской Наталья Акулова и водитель Вячеслав Мотовилов. Их надежный «ГАЗон» способен добраться до села и в распутицу. Такая специализированная автомашина оборудована холодильниками, так что можно торговать замороженными и молочными продуктами. В одном из сел жители попросили установить в машину банковский терминал — так удобнее. А там, где связь неустойчивая или ее вообще нет, расплачиваются наличными.
Ковид помог новому делу
Кадровый дефицит не обошел стороной и ПО «Устьянское». Особенно остро эта проблема стоит в дальних деревнях, где в советские годы процветали огромные колхозы и совхозы, а теперь жителей можно пересчитать по пальцам.
— В нашем коллективе много сотрудников, которые искренне болеют душой за свое дело. Такие кадры на вес золота. Те, кто, несмотря на трудности, снова и снова встречает покупателей с улыбкой и печет хлеб для тех, кто его очень ждет, — рассказывает Светлана Ручьева.
Сегодня в коллективе ПО 160 человек. Сложно ли сохранять кадры в непростые ковидные времена? Кризис подсказал верное решение: к примеру, точку общепита здесь переформатировали на производство полуфабрикатов. В кафе убрали посадочный зал, расширили помещение, провели ремонт. Теперь здесь готовят голубцы и пельмени, котлеты, закуски и вторые блюда на продажу и для банкетов. И эффект от подобной реорганизации выше, чем от общепита. Заведующая производственным цехом Татьяна Сметанина своим делом довольна: цех выпускает 30 наименований продукции. Недавно здесь появился аппарат для производства тушенки. Так что земляков ждет еще один кулинарный сюрприз.
Новоселы призадумались
Вообще, ПО «Устьянское» — поставщик новых идей для рынка кооперации. Оно единственное в регионе имеет в своем активе магазин стройматериалов. Расположен магазин в деревне Строевское. Сначала пришла идея открыть здесь заведение общепита, но кадровая ситуация взяла верх — в селе есть хорошие продавцы, заинтересованные в своей работе. Так что решение сохранить их рабочие места было правильным.
Магазин торгует всем необходимым для строительства и ремонта, в том числе кирпичом, цементом, газобетоном. Поставки идут из Вологды. Это первый подобный опыт, и здесь надеются на хорошие перспективы. Хотя есть и сложности.
— В этом году покупателей отпугнули резко выросшие цены на древесину и металл, они отложили ремонт квартир, строительство новых домов, и к уровню прошлого года оборот торговли стройматериалами значительно упал. Это неприятный для нас фактор, — говорит Светлана Сергеевна. — Тем не менее надеемся на улучшение ситуации на ценовом фронте.
Будущее — за местными продуктами
Самая заветная мечта устьянских кооператоров — возрождение северной деревни. Ведь большие магазины торговали на селе, пока там жили люди. А пекарни работали, пока было кому есть хлеб.
— Обязательно надо развивать сельское хозяйство — хотя бы для туристов. Молоко, сливки деревенские — такого ведь не отыщешь в городе, а вкус и польза в разы превосходят то, что стоит на полках федеральных сетевых магазинов, — считает Светлана Ручьева. — Так что приезжайте к нам, пробуйте в магазинах потребкооперации нашу местную продукцию. Потребкооперация была, есть и будет. Хлебом накормить обязаны. Поэтому и трудимся.
Цифры и факты
- 160 человек трудятся в коллективе ПО «Устьянское»
- ПО «Устьянское» на постоянной основе поддерживает советы ветеранов муниципальных образований района, оказывая помощь детям войны, ветеранам труда и участникам Великой Отечественной войны.