Сегодня мой сын Филипп — студент-первокурсник, поэтому окончательные итоги подводить рано. Но уже есть опыт, собранный по городам и весям, который, возможно, кому-то окажется полезным.
Первые победы
Доказательства одаренности Филиппа — толстенная папка грамот и дипломов за призерство и победы на олимпиадах разного уровня во время учебы в школе. Точнее, школах — их было семь. Первая, куда с пяти лет ходили на подготовительные курсы, — архангельская гимназия № 6. Аттестат об окончании 9 классов выдали уже во Всеволожском районе Ленинградской области, о получении полного среднего образования — в специализированном учебно-научном центре (СУНЦ) Новосибирского государственного университета.
Первую грамоту за победу в заочной викторине Архангельского областного краеведческого музея вручили нам в пятом классе. Нам — потому что правильные ответы на вопросы были найдены при моем деятельном участии. Еще из ранних достижений помню места в первой десятке на конкурсах «Кенгуру», «Британский бульдог» и «Русский медвежонок» — тут Филипп исключительно самостоятельно отдувался. В 7-м классе в архангельской 45-й школе он стал победителем школьного этапа Всеросса по пяти предметам: было решено поступать в Ломоносовский университетский лицей.
Ради сына — в Санкт-Петербург
Через знакомых случайно узнала, что во Дворце пионеров проводит выездные вступительные экзамены представитель Академической гимназии Санкт-Петербурского государственного университета (АГ СПбГУ). 12-летние и постарше абитуриенты письменно сдавали три предмета — по три часа на каждый. Даже ожидание их снаружи казалось долгим. Рейтинговые списки (сын был на 17-м месте из 20) на сайте АГ появились только в начале июля, к тому времени в Ломоносовском лицее уже состоялось собрание для родителей будущих восьмиклассников, в числе которых был и Филипп. Сделали выбор в пользу Санкт-Петербурга. Тем более там школьники проживали и питались в интернате в Петергофе при минимальной родительской плате (увы, сейчас это не так).
Далеко не все шло гладко. Чтобы поддержать Филиппа, помочь ему двигаться дальше, решила переехать на окраину Северной столицы сама с младшим сыном. Это далось, конечно, непросто: пришлось обживаться с нуля, искать работу, встраиваться в жизнь мегаполиса с его проблемами, не видными из Архангельска.
В девятый класс сын пошел в школу по новому месту жительства. К тому времени для себя он выбрал «царицу» предметов — химию. На Всероссе стал первым в районе, третьим — в Ленинградской области. Без экзаменов поступил обратно в АГ, в 10-й класс.
Вместо МГУ — МФТИ
По окончании его по результатам конкурсного отбора попал на июльскую проектную смену в сочинский лагерь «Сириус». Оттуда поехал в летнюю школу СУНЦ в Новосибирск, где провел август и… решил остаться на следующий учебный год.

Замечу, что сын никогда не занимался с репетитором, не ходил ни на какие платные подготовительные курсы для абитуриентов.
Став в 11-м классе победителем Всесибирской открытой олимпиады школьников по химии (первого уровня), Филипп получил право без вступительных экзаменов быть зачисленным на химфак любого вуза России, включая госуниверситеты Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга. Набрал достаточно баллов для поступления на факультет наук о материалах МГУ, специализирующийся на изучении нанотехнологий. Но — неожиданно — выбрал факультет молекулярной и химической физики Московского физико-технического института (МФТИ).
Высокая планка — общая цель
Сыну сейчас 19. Уже не ребенок. Есть девушка. Но наша с ним жизнь продолжается в прежнем, негладком режиме, хоть мы теперь и снова в разных городах.
Без Филиппа это была бы не я. Благодаря его успехам и неудачам я двигалась вперед — чтобы быть с ним рядом: не дать почивать на лаврах, подставить плечо или протянуть руку, обнять или отругать. Правильно это или нет — не знаю. Да это и неважно. Но я его безмерно люблю и верю, что у него все получится. Возможно, в этом и весь секрет. А может, я все нафантазировала по мотивам любимой серии романов про Гарри Поттера.