Как работает в Новодвинске уникальный всероссийский проект «Орлята России»
Учитель начальных классов новодвинской школы № 3 Ирина Белозерова и ее четвероклассники подключились к программе «Орлята России» в 2022 году. Сегодня Ирина Евгеньевна убеждена: эта программа — прекрасный инструмент воспитания. Но он дается в руки только по‑настоящему увлеченным педагогам.
«Дети меняются на глазах»
«Орлята России» — это всероссийская программа развития социальной активности у младших школьников, созданная по предложению министра образования РФ Сергея Кравцова. В ее основу заложены идеи известного советского педагога Игоря Иванова о коллективном творческом воспитании. Программа состоит из семи треков, или образовательных модулей: «Орленок — эрудит», «Орленок — доброволец», «Орленок — лидер», «Орленок — спортсмен», «Орленок — хранитель исторической памяти», «Орленок — мастер» и «Орленок — эколог». Выполняя задания каждого трека, дети получают опыт командной работы, где, как у Дюма, один за всех и все за одного.
В Архангельской области к «Орлятам России» уже присоединились более 180 классов, среди них — ученики заслуженного педагога России Ирины Белозеровой из новодвинской школы № 3.
— Мой четвертый класс вошел в программу в 2022 году, и на выпускном вечере родители ребят много раз сказали спасибо за то, что их дети стали частью «Орлят России», — рассказывает Ирина Евгеньевна. — Это прекрасный инструмент для воспитания, причем не назидательного, а незаметного, подспудного воспитания в коллективе. В классе развивается самоуправление, дети сами выбирают лидеров, меняются поручениями, каждый трек заканчивается самостоятельным коллективным творческим делом… Что меня особенно радует: разработчики программы оставили педагогам пространство для творчества — концепция прописана, а вот какими путями вы пойдете внутри этой концепции, зависит только от вас. Да, поначалу будет сложно: учителю потребуется много времени для подготовки, и, кроме того, он должен сам загореться этой идеей… Но результат того стоит: ребята меняются на глазах и сами замечают эти изменения!
От вопросов депутатам до печенья для собак
Орлятский отряд получил название «Крылья вверх» — Ирина Евгеньевна объясняет название так: «Потому что мы всегда стремимся вперед». Есть у отряда и свой мерч — береты и флаг сделали для ребят родители.
— Фантазия родителей неиссякаема! — говорит Ирина Белозерова. — Приведу такой пример: я сама много лет являюсь волонтером приюта для бездомных собак «Милосердие», который находится в Турдеевске, и когда мы проходили трек «Орленок — волонтер», то провели в Новодвинске акцию по сбору посылок для приюта. Но родители пошли дальше! Они собрали ребят, которые захотели заниматься выжиганием по дереву, и вместе с ними сделали таблички с именами собак. Потом в приюте дети сами шуруповертом прикрепили таблички к собачьим вольерам. А что придумали бабушки с мамами — они позвали девчонок и мальчишек к себе на кухни, научили их делать тесто и напекли печенья для собак в виде лапок, косточек, сердечек… Печенье дети сами раздали питомцам приюта.
Или другой пример: в программе прописано, что в конце трека «Орленок — лидер» нужно провести встречу с публичным человеком, общественным лидером. Оказалось, что папа одной из учениц — депутат Новодвинского городского Совета. Он не только сам пришел на встречу с ребятами, но и пригласил на нее председателя горсовета. Общение получилось очень теплым, а дети задавали так много вопросов, что депутаты спросили у меня, не я ли подготовила все эти вопросы. Но нет: они возникали у ребят спонтанно, когда те слушали выступления гостей.
Встречи с новыми интересными людьми имеют в программе особое значение: так, на занятия по дополнительному треку «Орленок — артист» педагог приглашала архангельских артистов и режиссеров, а на занятия по треку «Орленок — спортсмен» — своего бывшего ученика, тренера по кобудо, который принес с собой награды и портфолио.
— Представляете, как у ребят расширился горизонт! — подчеркивает Ирина Белозерова.
Как подружиться с орленком из Магадана?
В прошлом году отряд стал частью всероссийского проекта «Дружба классами» — суть его в том, что классные руководители из разных городов знакомятся и начинают общаться, а их ученики-орлята обмениваются посылками и письмами, встречаются на телемостах, обсуждают книги и фильмы, некоторые даже путешествуют друг к другу в гости. Новодвинские орлята подружились с четырьмя классами из разных регионов страны: два класса находятся в Ясиноватой в ДНР, один — в Магадане, еще один — в Златоусте Челябинской области.
— Наши четвероклассники отправляли своим новым друзьям письма, открытки и подарки, сделанные своими руками, рассказывали о родном городе, записывали видео о том, как провели каникулы, — и с нетерпением ждали ответа, — рассказывает Ирина Белозерова. — Главной фишкой стала онлайн-игра «Большая страна», когда мы должны были подготовить вопросы о своем регионе, а наши друзья — о своем. Мы побывали в разных районах нашей области и собрали материалы о Михаиле Ломоносове, космодроме Плесецк, самом большом в Европе ЦБК… Ребята сами сформулировали вопросы и ответы, подготовили для детей из других регионов небольшие видео с основными достопримечательностями. Затем мы, представители четырех городов из разных часовых поясов, собрались онлайн в оптимальное для всех время — в девять утра по Москве. Было очень интересно! Получается, что, используя игровую форму, мы показали другим орлятам свой Архангельский край таким, каким его видим сами.
В марте Ирина Белозерова побывала на форуме классных руководителей в Санкт-Петербурге, где поделилась своим опытом участия в программе «Орлята России» с другими педагогами. А в мае выпустила своих первых орлят. Войдет ли в программу ее новый первый класс?
— На собрании для мам и пап будущих первоклассников я рассказала им о программе и подчеркнула: без поддержки родителей эффекта не будет. Родители решили, что мы обязательно станем орлятами. Тем более что теперь у меня в школе есть прекрасное подспорье: мои орлята, которые перешли в пятый класс, возьмут шефство над первоклассниками.
Официальный сайт МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 Новодвинска»