Малому бизнесу ЛПК не хватает лесосеки, кадров и поддержки местной власти
Индивидуальный предприниматель Сергей Ковригин живет и трудится на родной земле, в селе Покровском.
Рубим «неудобья»
С 2004 года он занимается лесозаготовкой и глубокой переработкой древесины. Сергей Анатольевич обеспечивает работой 35 человек. Операторы харвестера и подборщика, водители лесовозов, строители лесных дорог и работники пилорамы получают стабильную зарплату, полный соцпакет, спецодежду и доплату за выслугу лет. За год лесозаготовители осваивают 25 тысяч кубометров пиловочника и баланса — для небольшого предприятия это немалые объемы.
— Пока мы держимся на плаву, но работать с каждым годом все тяжелее, — рассказывает Сергей Ковригин. — Лесосека упала в разы. Местная власть ее не выделяет, нет у них лесфонда. И с областной лесосекой проблемы: в 2016 году в несколько раз сократились объемы «расчетки» по лесхозам. Сокращают лесосеку — у лесников падают объемы заготовки.
Свободного леса осталось очень мало. Мы рубим все неудобья — за 130–140 километров забираемся в тайгу на делянки. Сами строим лесные дороги, чтобы вывезти лес. Еще лет десять назад в Онеге работало около 25 лесозаготовителей, а сейчас осталось пять — семь. Местная власть должна помогать лесникам, мы же платим налоги, обеспечиваем людей работой, поддерживаем жизнь на селе, но все пущено на самотек…
Проверенный поставщик
Кроме нехватки лесосеки, назревает и кадровая проблема. Молодежь не привлекают тяжелые вахты в лесу. Есть трудности и с утилизацией отходов глубокой переработки древесины. Местные жители не хотят возиться с узкими рейками, на дрова нужен крупный горбыль. Городские котельные обеспечивает щепой и опилками Онежский ЛДК. Щепу у Ковригина закупает лишь ООО «ПКТС», но отходов остается немало. Помочь с их утилизацией должна бы муниципальная власть, но и в этом вопросе от нее нет содействия.
— Мы заготавливаем пиловочник, перерабатываем и продаем. Его покупает холдинг «Segezha Group», продает за границу. Занимаемся и глубокой переработкой: делаем погонаж, строгаем доску, реализуем ее для производства щепы и как доску реализуем. Вся наша продукция сертифицирована, мы входим в реестр «Проверенных поставщиков Архангельской области», — рассказывает Сергей Анатольевич. — Нашу доску покупают местные жители и предприятия региона, но продажа пиломатериалов снижается — сейчас жизнь тяжелая, стали меньше строить. А вот мы строим. В родном селе Покровское восстанавливаем церковь, уже под купол должны подвести. А как иначе? Недаром говорят: где родился, там и пригодился.