В уникальных условиях

Сегодня ФГУП «Росморпорт» осуществляет деятельность в отечественных портах. Оно представлено в 24 регионах Российской Федерации — это более восьми тысяч специалистов и 15 филиалов. Частью этой масштабной команды стал и Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт».
— Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» был образован в сентябре 2003 года и работает, можно сказать, в уникальных условиях, — рассказывает руководитель филиала Кирилл Гайда. — Мы обеспечиваем безопасное судоходство в зоне ответственности ­филиала, в том числе ледокольную проводку судов, дноуглубительные работы, гидрографические работы на акваториях портов, поддерживаем надлежащее техническое состояние средств навигационного оборудования, предоставляем навигационные услуги с помощью системы управления движением судов (СУДС) и решаем многие другие задачи, чтобы судоходство в акваториях портов было безопасным.

Добавим от себя: ФГУП «Росморпорт» — это еще и уникальные условия для работы профессионалов. Специалисты высокого класса, работавшие на иностранные компании, без сожаления переходят в ФГУП «Росморпорт» — в том числе по причине высоких социальных стандартов предприятия, безграничных возможностей профессионального и личностного роста.

— У нас работают очень узкие специалисты, — подчеркивает Кирилл Гайда. — И все соответствуют определению профессионала. Вот ближайший пример: в этом году по приказу Ространснадзора капитан ледокола «Капитан Евдокимов» Владимир Лисовский был награжден нагрудным знаком отличия «За безаварийную работу на морском транспорте» I степени.

Помощь советом и делом

Еще один факт, который красноречиво говорит об уровне специалистов Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт»: сегодня танкеры-газовозы в акватории Севморпути пользуются услугами именно лоцманов нашего предприятия.

Ледовые лоцманы и советники — это люди, которые как свои пять пальцев знают гидрологические и метеорологические условия места осуществления проводки, имеют знания, навыки и опыт плавания в замерзающих морях и арктических широтах.

Проводкой работа лоцмана не ограничивается. Как рассказал «Достоянию Севера» капитан-наставник Архангельского филиала, ледовый лоцман Владимир Хохлов, сначала специалист знакомится с особенностями судна и возможностями экипажа. Подготавливает экипаж к тому, с чем ему придется столкнуться, и в течение нескольких дней проводит небольшой ознакомительный курс с судоводительским составом. Так что определение «советник» здесь обосновано сразу во многих смыслах.

Четыре компании имеют разрешение от администрации Северного морпути оказывать такие услуги, но именно ФГУП «Росморпорт» в данном случае выглядит убедительнее всех.

— С февраля 2015 года лоцманы Архангельского филиала начали оказывать лоцманские услуги в порту Сабетта. Сейчас порт активно развивается, соответственно, поток судов, в частности газовозов, растет. Но на газовозах трудится комсостав, не имеющий практического опыта работы во льдах. Поэтому советом и делом им помогают наши ледовые лоцманы, — объясняет Кирилл Гайда.

Глубина гарантирована

Еще одна важная и, безусловно, интересная задача Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» — дноуглубительные работы. Для этого используются земснаряды: «Архангельский» с вместимостью трюма 1080 кубических мет­ров, а также «Северная Двина» и «Белое море» — это новейшие суда вместимостью две тысячи квадратных метров, полученные в 2016 и 2018 годах. Они обеспечивают проведение дноуглубительных работ не только в зоне ответственности филиала, но и в других бассейнах.

Сегодня дноуглубительный флот Архангельского филиала ждет пополнения: на Онежском судоремонтно-строительном заводе строится земснаряд «Юрий Маслюков», окончание работ запланировано на 2019 год.

Открытый борт

В мае в Архангельске прошел первый фестиваль морского флота Арктики, посвященный 325-летию начала государственного судостроения в России. В эти дни штурманы ледоколов Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» стали экскурсоводами: «Диксон», «Капитан Евдокимов» и «Капитан Чадаев» были ошвартованы у причалов в морском порту, а на «Диксоне» – организован открытый борт. Все желающие – взрослые и дети от 6 лет – могли попасть на ледокол, пройти по всем палубам, подняться на мостик, ознакомиться с оборудованием. По словам Кирилла Гайды, за день свободного посещения на ледоколе побывала почти тысяча человек. Еще около тысячи школьников, студентов и курсантов пришли организованными группами.

В Архангельском филиале ФГУП «Росморпорт» уверены: профориентационную роль фестиваль сыграл большую. Здесь ждут молодых моряков, которые будут водить ледоколы и открывать новые арктические маршруты.


Архангельский филиал ведет хозяйственную деятельность в пяти портах —

  • Сабетта
  • Нарьян-Мар
  • Мезень
  • Онега
  • Архангельск

и двух терминалах —

  • Соловки
  • Беломорск

Всего в Архангельском филиале ФГУП «Росморпорт» работает 500 человек.

В состав ледокольного флота входят четыре судна —

  • Диксон
  • Капитан Чадаев
  • Капитан Косолапов
  • Капитан Евдокимов