о главных качествах врачей и администрации — оперативности и новаторстве

Врачи станции скорой медицинской помощи — первые, кому звонят люди, если вдруг стало плохо со здоровьем. А потому сами они совершенствуют свои знания и навыки постоянно и постоянно находятся в поиске эффективных методик для организации работы экстренной службы. По крайней мере именно так действуют на Северодвинской станции скорой медицинской помощи.

17 сотрудников Северодвинской станции скорой медицинской помощи были награждены за борьбу с коронавирусом
17 сотрудников Северодвинской станции скорой медицинской помощи были награждены за борьбу с коронавирусом. Фото Владимира Барбенца

Движение вперед

И даже минувший 2020 год, осложненный новой коронавирусной инфекцией, не стал исключением из общего правила. Здесь, считает главный врач Северодвинской станции скорой медицинской помощи Елена Павлова, не только оперативно смогли перестроить работу станции в экстренных условиях пандемии, но и продолжили внедрение ранее заложенных новаций.

Вот данные из годового отчета: за 2020‑й приемам оказания первой помощи обучено 32 инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД ОМВД по г. Северодвинску, проведены тренинги по сердечно-легочной реанимации для 24 спасателей городской аварийно-спасательной службы.

Работа в учебном центре станции скорой помощи проводилась непрерывно в течение всего года, несмотря на пандемию. В том числе здесь проходил ежегодное тестирование по программе «Сердечно-легочная реанимация» и персонал «скорой».

Такой учебный симуляционный центр действует на Северодвинской станции уже несколько лет, а появился он здесь первым в Архангельской области. Идею эту Елена Александровна и ее заместитель Светлана Лизунова «нашли» в Грозном.

Не один месяц понадобился, чтобы внедрить новое направление в работе «скорой», зато сейчас желающие пройти обучение выстраиваются в очередь: это и сотрудники городской администрации, и полицейские, и школьники, которые часто приходят с экскурсиями.

Еще одна цифра: в 2020‑м проведено 28 дистанционных реанимаций, это на четыре больше, чем годом ранее. Дистанционная реанимация — это действия диспетчера СМП в соответствии с разработанным протоколом при подозрении на внезапную остановку кровообращения, направленные на выполнение сердечно-легочной реанимации лицами, вызывающими «скорую». То есть, чтобы спасти жизнь человека, поддержать его жизненно важные функции, диспетчер предложит звонящему самостоятельно оказать первую помощь пострадавшему при наличии показаний и под контролем его действий по телефону. Эта новинка «приехала» в Северодвинск из Новосибирска.

Поездки по регионам дают огромное количество информации, интересных и перспективных идей. Позитивный опыт других позволяет Северодвинской станции скорой помощи расти и развиваться. И в то же время, замечает Елена Павлова, он помогает увидеть успехи и достижения в работе наших медиков.

Вызов 112

Единый телефонный номер оперативных служб 112 знает сейчас, наверное, каждый житель нашей области. Проект «Система 112» реализуется на территории всей Российской Федерации и помогает людям в экстренных случаях быстро попросить о помощи или сообщить о происшествии.

Северодвинская станция скорой помощи успешно участвует в пилотном проекте: в 2020 году через номер 112 было принято 7624 вызова. Чтобы правильно общаться с очевидцами или пострадавшими, весь состав оперативного отдела прошел обучение и применяет АРМ «Система 112» в повседневной работе. Для специалистов-медиков и простых людей это еще один канал связи в экстренной ситуации.

Но основной номер «скорой» — 103 (с мобильного телефона у любого оператора). Именно по нему в основном и звонили северодвинцы в минувшем 2020‑м, вызывая врача в случае нарушения дыхания и высокой температуры…

Испытание ковидом

Это было ровно год назад: в июне 2020‑го в области и в Северодвинске бушевала эпидемия новой коронавирусной инфекции. То время работники «скорой» вспоминают как испытание. Испытание не столько знаний и врачебного мастерства, сколько сил и терпения. Врачи говорят, что самое сложное в эпидемии было работать в защитных костюмах и респираторах, имея при этом на отдых всего несколько часов сна и выходя на внеочередную смену вместо заболевшего коллеги.

Смены без смен

— Растерянности не было, — вспоминает Елена Александровна. — Мы все время работаем в экстренных условиях, поэтому сориентировались быстро. Трудно было, когда количество вызовов стало большим настолько, что мы не успевали их обрабатывать. А ведь нашим бригадам приходилось возить заболевших и в Архангельск, и в Новодвинск, и в Талаги.

— Тех, кто остро нуждался в кислороде, старались поскорее доставить в стационар, — продолжает врач выездной бригады скорой помощи Виктория Кузнецова. — Кому только ни позвонишь из машины, когда в очереди в больницу уже третий баллон кислорода заканчивается…

Служба скорой медицинской помощи одна из первых ощутила на себе удар эпидемии: с конца апреля в Северодвинске резко возросло количество вызовов, тогда же появились первые заболевшие COVID-19, увеличилось число пневмоний.

Дежурно-диспетчерская служба становится кол-центром для жителей всего города, принимая до 3000 звонков в сутки. Было увеличено количество диспетчеров, они оказывали консультативную помощь жителям города по вопросам, связанным с новой коронавирусной инфекцией.

Было значительно увеличено количество выездных бригад в зависимости от складывающейся оперативной обстановки. В отдельные дни число вызовов доходило до 350 (за аналогичный период прошлых лет — 180–200). Многие северодвинцы в растерянности и в страхе за здоровье свое или близких звонили тем, кого легче всего попросить о помощи, — врачам «скорой».

— От того, насколько грамотно будет принят звонок в диспетчерской, как сориентируют врача по симптомам, насколько точно он определит первичный диагноз, зависит все дальнейшее лечение, — поясняет Елена Александровна. — Есть у нас на «скорой» такое определение — от звонка до иглы. Это наше время, когда мы должны: первое — быстро доехать, второе — хорошо полечить.

Цена и ценность

И в обычных‑то условиях непросто работать на «скорой», а тут еще почти космическое обмундирование: очки практически сразу запотевают, в респираторах без напряжения дышать невозможно, а как жарко в белых защитных костюмах в теплые летние дни!..

Виктория Кузнецова с памятной монетой
Виктория Кузнецова с памятной монетой. Фото Владимира Барбенца

Многие северодвинцы понимали условия работы врачей, относились с участием, а у Виктории Кузнецовой и такой случай в практике был: после лечения пациент, к которому она с бригадой приезжала на срочный вызов, подарил в благодарность памятную монету, посвященную самоотверженному труду медицинских работников. На ней изображены врачи в защитных костюмах, в которых и работают медики с больными COVID-19. В таком же приезжала к нему на вызов и Виктория.

Номинал этой монеты 25 рублей, однако ценность ее для медицинских работников несравнимо выше…

Цифры

  • В первый месяц эпидемии поступало до 3000 звонков в течение суток (за аналогичный период прошлых лет — до 1000 звонков). Количество обращений в 2020 году превысило план на 6240
  • В 2020 году 17 сотрудников Северодвинской станции скорой медицинской помощи были награждены за борьбу с коронавирусом, из них восемь — памятными медалями «За самоотверженность в борьбе с пандемией»
Главный врач Северодвинской станции скорой медицинской помощи Елена Павлова. Фото Владимира Барбенца
Главный врач Северодвинской станции скорой медицинской помощи Елена Павлова. Фото Владимира Барбенца

Главный врач Северодвинской станции скорой медицинской помощи Елена Павлова

Дорогие работники Северодвинской станции скорой медицинской помощи, уважаемые коллеги!

Сердечно поздравляю вас с профессиональным праздником — Днем медицинского работника и желаю вам и вашим семьям здоровья и благополучия. Гореть на работе, не выгорая, успевать на вызовы, не торопясь, расти и совершенствоваться, получая удовлетворение от работы и выбранной профессии.