Как многопрофильное предприятие из Урдомы вышло на общероссийский рынок

Директор ООО «Орион» Сергей Байдин — потомок купца первой гильдии. Его прадед держал лавку в селе Рябово, заботился о том, чтобы земляки не знали нужды в необходимых товарах и продуктах. Желание повышать качество жизни в Ленском районе присуще и предпринимателю Сергею Байдину. И дело тут не только в генах, но и в ответственности, с которой он берется за каждый новый проект.

Водительские права получил в школе

— Сергей Валерьевич, каким было ваше детство?

— Родился в Коряжме, затем семья переехала на железнодорожную станцию Кивер в Вилегодском районе. Отец работал там обходчиком нефтепровода. В 1986 году его перевели в Урдому, и уже здесь я окончил среднюю школу.

Прекрасно помню моих учителей математики и физики — Людмилу Александровну Николаеву, Людмилу Михайловну Белую. Благодарен им за знания. А любовь к технике и автомобилям привил Алексей Ефимович Пирожников, преподаватель автодела. Первую специальность автомеханика и водительские права получил под его руководством.

После школы поступил в сельскохозяйственный техникум в Вельске. И со второго курса ушел в армию.

Испанский выучил на Кубе

— Чем запомнилась служба?

— Конечно, местом ее прохождения. Я исполнял интернациональный долг на острове Куба. Отбирали строго — чтобы и специальность имел, и комсомольцем был, и со здоровьем все было хорошо. После учебки в Питере нас отправили в Одессу. Чтобы не привлекать внимания, переодели в гражданскую одежду, и под видом туристов мы шли до Гаваны на туристическом лайнере почти 20 суток.

Во время службы на Кубе
Во время службы на Кубе

Служил в частях ПВО не только водителем. Приходилось и моторы чинить, и разбираться в новой технике, и на полигоне в учениях участвовать. В армии произошло мое мужское взросление. Конечно, сначала было непривычно — тропики, влажность, комары. Но потом все вошло в свою колею. В увольнительную мы ходили на океанский пляж. А для дембеля научились делать чучела крокодилов и черепах — чтобы было чем удивить родных по приезде. Рад, что довелось учить испанский язык. Прошло 30 лет, а я ничего не забыл. Могу объясниться за границей по‑испански.

Первый бензовоз

— Сергей Валерьевич, с чего начиналась ваша трудовая биография?

— После армии в 1992 году устроился в «Транснефть» водителем. За 12 лет работы на предприятии прошел путь до инженера МРО, участвовал в пуске нефтеперекачивающей станции в Урдоме. Параллельно учился, получая высшее образование в Ухтинском государственном техническом университете по специальности «проектирование и эксплуатация магистральных нефтепроводов и газохранилищ».

Может, склад характера мне такой достался от предков — не могу стоять на месте, выполнять однотипные работы, мне интересны рост, развитие. Прадед мой был купцом первой гильдии. Держал лавку в деревне Рябово, торговал солью, сам себе был хозяин, все умел, многое знал. Думаю, я в него пошел.

— Что стало отправной точкой для создания своего дела?

— В 1997 году купил свой первый автомобиль — старенький бензовоз ЗИЛ-157. Зачем? В Урдоме тогда возникла потребность в АЗС — не было у нас заправок, бензин бочками возили из Яренска. Думал, куплю бензовоз и стану привозить топливо, чтобы люди не испытывали нужды в этом виде услуг. Хотелось, чтобы мы жили не хуже, чем в крупных городах. Отремонтировал бензовоз и начал работать. А через год открыл первую контейнерную АЗС в Урдоме.

АЗС на улице Паламышской в Урдоме
АЗС на улице Паламышской в Урдоме

Чем дальше, тем работать было интереснее. Начал расширять ассортимент марок бензина, ввел продажу дизельного топлива. Топливо возил сначала из Котласа, потом — из Ухты. Позднее подвернулся случай — леспромхоз продавал свою нефтебазу с железнодорожным тупиком. Купил ее в рассрочку, и топливо стало приходить вагонами. Тогда и встал вопрос о расширении сети АЗС: строил новые, реконструировал старые. Добавлял к ним магазины запчастей и станции технического обслуживания. Проекты делал сам, и они успешно проходили госэкспертизу. К тому же в 2005 году началось строительство дополнительных ниток газопровода в Урдоме. Спрос на топливо был высоким.

Железнодорожный тупик с козловыми кранами
Железнодорожный тупик с козловыми кранами

В 2006 году мою работу заметили. Я стал победителем конкурса «Лучший предприниматель года Архангельской области» в номинации «Торговля промышленными товарами».

— Сколько сегодня у вас АЗС? Где они находятся?

— Вторая моя заправка появилась в Сойге, где строилась дорога Котлас — Яренск. Следующие — в Яренске, а также в Ильинске и Сорово — это уже Вилегодский округ. Постепенно стали выходить в соседнюю Республику Коми. Там сейчас две АЗС — в Жешарте и Айкино. Всего их у предприятия семь.

Дела идут неплохо, но, к сожалению, замечаю, что объемы продаж топлива падают. Автомобили стали экономичнее, чем 15 лет назад. Думаю, скоро все пересядут на электромобили. Это очень актуальная тема. И хотя сейчас на столичных заправках подзарядка их проходит бесплатно, кто знает, как это будет организовано в будущем.

Магазин «Радуга» в Урдоме
Магазин «Радуга» в Урдоме

От Питера до Сахалина

— Сергей Валерьевич, кроме реализации нефтепродуктов у вас есть и другие виды деятельности, причем по всей России. Расскажите об этом подробнее.

— Основное — это грузоперевозки и дорожное строительство. С первого бензовоза автопарк постепенно рос, и сегодня это сто единиц техники. Кроме того, мы организовали переправу в Урдоме, купив для этих целей катер и баржу.

Автопарк предприятия постоянно пополняется современной техникой
Автопарк предприятия постоянно пополняется современной техникой

Наша техника работает сегодня на возведении газопровода в Няндоме. Это большой проект. Строили лежневые дороги для «Транснефти», разрубали лес для прокладки нефтепровода. По контрактам отсыпали дороги в Краснодаре, возили песок в Казани, были проекты в Ярославле, Нижнекамске, Республике Коми. Самый дальний пункт, где мы работали, — Иркутск, Ковыктинское месторождение, где шло строительство газокомпрессорной станции.

В 2021 году мы открыли офис в Санкт-Петербурге. Взяли в лизинг технику для строительства газоперерабатывающего завода и порта в Усть-Луге.

— Каким проектом вы гордитесь?

— Таких много, есть и неожиданные. Расскажу о том, как удалось зайти на рынок медицинских услуг. Когда выросли цены на предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей в государственных медучреждениях, встал вопрос об организации собственной медслужбы. Оформили лицензию на этот вид деятельности, наняли медработников. И дело пошло. А позже за медуслугами пришли подрядчики «Газпрома», и теперь наши медкабинеты открыты по всей стране — от Петербурга до Сахалина.

Бетонный завод
Бетонный завод

— А бетонный завод, как он появился?

— В 2019‑м для строительства компрессорной станции КС-13 в Урдоме газовикам потребовался бетон. А я за пару недель до этого договорился о покупке бетонного завода. Так и получил подряд. Для заливки фундамента произвели 4 тысячи кубометров бетона разных марок. Потом перешли на производство тротуарной плитки, бетонных колец. Хотелось бы освоить выпуск новой продукции, продолжить развивать эту нишу.

Подготовительные работы перед навигацией
Подготовительные работы перед навигацией

С опорой на людей

— Сергей Валерьевич, какова стратегия развития вашего предприятия?

— Радует то, что мы наработали опыт и хорошую репутацию, стали постоянными подрядчиками «Газпрома» и «Транснефти».

Душа болит за все направления деятельности. При наличии технических ресурсов сегодня стоит задача сохранения темпов работ. Особенность текущего момента в том, что оборотных денег не хватает, кредиты дорогие. Для развития приходится обращаться за микрокредитованием.

И конечно, в осуществлении проектов опираюсь на своих работников. В Урдоме их 30, а по всей России — более 300. Это начальники отделений, вахтовики-водители, механики, бульдозеристы, трактористы, дорожные рабочие… Для меня это большая ответственность — платить людям зарплату, думать о тех, кто трудится на предприятии. Стараюсь их не подвести. Но и в ответ жду качественной работы и уважения.

Для родного края

— Сергей Валерьевич, вы уже много лет избираетесь депутатом Ленского районного Собрания. Какие задачи ставите перед собой?

— Всегда хотел быть в курсе жизни Урдомы, помогать землякам. Сегодня, думаю, очень важно для района привлекать федеральные и областные средства — участвовать в проектах, выигрывать гранты и так далее. И речь не только о социалке, благоустройстве и развитии туризма. Речь в первую очередь должна идти об открытии новых предприятий, использовании природных ресурсов, создании рабочих мест, строительстве жилья.

Кафе и музей «Белкин дом» — популярное место отдыха урдомчан
Кафе и музей «Белкин дом» — популярное место отдыха урдомчан

У нас очень много пустующих территорий. А фермеров нет. И это понятно — им некуда сдавать продукцию. Сравните: в Татарстане в каждой деревне не по одному пункту приема молока и мяса, оснащенному лабораторией. То есть человеку нужно только подоить корову, а все функции по контролю за качеством молока берет на себя государство.

10 лет назад у меня была попытка развития горнолыжного спорта в Ленском районе. Я открыл горнолыжную трассу в деревне Суходол, построил кафе, парковку. На празднике открытия у нас там было 300 автомобилей! Люди поддержали этот проект. А вот администрация Ленского района свое обещание о софинансировании трассы не сдержала. И ее пришлось закрыть.

Считаю, если есть предприниматель, который хочет что‑то делать для района, — помогите ему. Надо поддерживать любые инициативы, создающие рабочие места.

Внук продолжит дело

— Сергей Валерьевич, расскажите о своей семье.

— Моя главная поддержка — жена Валентина Анатольевна. Мы вместе с 1993 года. Она экономист по образованию и с самого начала моей предпринимательской деятельности заведовала всей бухгалтерией. Грамотный, ответственный специалист, дело у нее всегда спорится, я ей очень благодарен. Сегодня она управляет офисом в Санкт-Петербурге.

А самое лучшее мое произведение — дети. Горжусь ими. Сын окончил МИФИ, стал ученым, он физик-ядерщик, работает над кандидатской диссертацией в Российской академии наук. Дочь недавно подарила внука, так что будет кому передать купеческие гены.

На отдыхе в Сочи
На отдыхе в Сочи
Байдины Сергей, Валентина, сын Иван
Байдины Сергей, Валентина, сын Иван

— Остается ли время на отдых?

— Люблю путешествовать. А отдыхать чаще всего езжу в Сочи. Там можно покататься на лыжах, сноуборде. Еще одно из увлечений — марафоны. Бегали с женой и по 10, и по 45 километров и у нас в России, и за границей. Так что спорт для нас — не просто увлечение. Это жизнь!

Рыбалка на Волге удалась!
Рыбалка на Волге удалась!
Хобби семьи Байдиных — участие в марафонах
Хобби семьи Байдиных — участие в марафонах