Главному коммунальному предприятию Нарьян-Мара — 35 лет
У руководителя муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей Натальи Бетхер огромная зона ответственности. 18 котельных, более 150 км сетей, по которым город получает тепло, горячую и холодную воду, два комплекса очистных сооружений, 35 км канализационных сетей, 14 насосных станций. Такое большое хозяйство обслуживает три сотни человек, с которыми Наталье Николаевне интересно работать и «как‑то выкручиваться, что‑то придумывать», чтобы решать производственные и финансовые проблемы.
Коммунальная аналитика
— Наталья Николаевна, семь лет вы успешно возглавляете муниципальное ресурсоснабжающее предприятие. А с чего начинали?
— В 2012 году, когда я пришла сюда работать, у предприятия были огромные долги. Численность работников — более 400 человек. Зарплату платить нечем. Начала с того, что взяла в бухгалтерии список контрагентов. Звонила в бюджетные организации, просила, чтобы хоть 10–20 тысяч перечислили за предоставленные ресурсы. Мы стали подавать иски в суд на управляющие компании, которые задолжали нам. Подали документы на банкротство шести УК, но они банкротились, а мы несли судебные издержки, платили конкурсному управляющему. Долги УК пришлось списывать, списали 120 млн рублей. С учетом неплатежей УК мы имеем дебиторскую задолженность более 500 млн рублей — это наш годовой оборот.
— Как выбирались из долговой ямы?
— В 2012–2014 годах финансовая ситуация на предприятии была тяжелая. Нам не платили за ресурсы, соответственно, у нас копились долги по налогам, за газ, за электроэнергию, счета были арестованы. Случалось, что не было денег даже на топливо.
Я призвала управленцев вносить платежи за «коммуналку» в кассу предприятия, появилась какая‑то наличность. Мы сокращали свои расходы. Экономисты сделали фотографии рабочего дня сотрудников, проанализировали эффективность работы всех кадров. Например, было у нас три токаря, но все детали поступают готовые, зачем нам токари? Я сама производственник, инженер, имею экономическое образование, вижу, на чем можно сэкономить, но решения принимаю с учетом всех мнений.
Постепенно нам удалось снизить численность работников с 400 до 305 человек. Сокращение прошло безболезненно: кто сам уволился, кто на пенсию ушел — мы не брали людей на их места, массовых сокращений не было. В целях уменьшения расходов у меня и моих заместителей на 40 процентов снизилась зарплата, но при этом каждый год на 4 процента повышалась зарплата работникам, мы четко соблюдаем условия тарифного отраслевого соглашения.
Полтысячи собраний жильцов
— И все же сокращение своих расходов — лишь полумера. Как удается гасить миллионные долги?
— В 2013 году мы создали цех по управлению домами, что позволило решать проблемы по выплате зарплаты. Однако добывать, транспортировать и предоставлять населению услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению и при этом еще заниматься управлением домов было тяжело.
Пришлось учредить отдельную управляющую компанию. С 2013 года наши работники и сотрудники городской администрации каждый вечер ходили по домам, проводили собрания с собственниками жилья. Мы просили их голосовать за расщепление коммунальных платежей, чтобы МУ ПОК и ТС, а не управляющие компании получало деньги за ресурсы. В Нарьян-Маре около пятисот домов, и в каждом мы провели собрание с жильцами.
В результате такой колоссальной работы к 2015 году мы добились расщепления платежей практически во всех домах. Начали отдавать долги. На 1 января 2018‑го мы были должны за ресурсы 200 миллионов рублей, на 1 января этого года — уже 130 миллионов, причем долги гасим с учетом текущих платежей.
Но не все так просто. В апреле 2018 года изменилось российское законодательство — собственники жилых помещений могут напрямую заключать договоры с ресурсниками, то есть мы обязаны заключать договоры с каждым домом. Для нас это увеличение штата сотрудников и расходов предприятия, для потребителей ресурсов — рост тарифов.
«Давайте ремонт делать сами»
— Сети, объекты водоснабжения и водоотведения в Нарьян-Маре требуют обновления?
— Конечно, после 35 лет интенсивной эксплуатации вся городская система водоснабжения и водоотведения нуждается в глобальной модернизации. В рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение населения города Нарьян-Мара чистой водой» разработан комплекс необходимых технических мероприятий.
Инвестиции должны поступать из окружного и городского бюджетов, но с 2015 года финансирование как‑то остановилось. У нас регулируемый тариф, в который заложены средства только на эксплуатацию и амортизацию оборудования. На модернизацию и капремонт не заложены, поэтому за счет амортизации нам приходится что‑то придумывать, как‑то выкручиваться.
— Какова изношенность городских наружных сетей?
— Все городские сети были построены в 70–80‑е годы прошлого века, их надо менять. Наше предприятие не должно заниматься строительством и капремонтом сетей — у нас только обслуживающий персонал, в тариф не заложены средства на капремонт, но нам приходится это делать. Сами отремонтировали уже 80 процентов сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения — они находятся на небольшой глубине, мы можем ремонтировать их своими силами.
В результате число аварий снизилось почти в десять раз: в 2012 году было 1200 инцидентов на сетях, в 2017‑м — 126. А вот сети водоснабжения и водоотведения в Нарьян-Маре в аварийном состоянии. Ложусь спать и Бога молю: только бы не рванул водопровод! Эти сети находятся на большой глубине, у нас нет техники, средств и возможности их ремонтировать.
— Почему сами беретесь за ремонты, не привлекаете подрядчиков?
— В 2012 году подрядчики так плохо сделали капремонт, что нам пришлось переделывать. На следующий год я предложила: давайте будем делать сами. У нас много умельцев, их нужно только вдохновить, поднять. Премию платить не можем, но работа в выходные дни оплачивается в двойном размере, людей это стимулирует. Когда сами ремонтируем сети, нам компенсируют только фактические затраты, цена работ падает в два раза, но у нас задача не денег заработать, а снизить аварийность на сетях.
Людям интересно работать
— В Архангельске потери воды в сетях доходят до 70 процентов, а как у вас?
— У нас потери небольшие, около 30 процентов. Все старые водопроводные трубы из чугуна, как их ремонтировать, если сейчас из материалов в наличии только пластик? Наши умельцы нашли способ: на старую чугуняку накладывают прижимную муфту, зажимают, закручивают — так и кусок трубы можно заменить.
Кстати, питьевая вода у нас очень хорошего качества, химикатов не применяем.
— Как работают очистные сооружения?
— У нас три комплекса очистных сооружений: очистные в центре города производительностью 4000 кубов в сутки, новые Качгортинские очистные — 1200 кубов в сутки и Бондарные очистные.
В России очень жесткие нормативные требования к стокам, практически такие же, как к питьевой воде, поэтому мы вывели из эксплуатации Бондарные очистные, возим бочками стоки на центральные очистные сооружения. Денег на новый проект очистных нет, поэтому мы решили сами все хорошо подчистить, провести экспертизу отстойников и запустить очистные. Окончательный результат нашего капремонта покажут анализы в Роспотребнадзоре.
Мы постоянно что‑то придумываем, не ждем, когда выделят деньги на реконструкцию. Я рада, что на предприятии остался костяк людей, которым работать интересно, они поддерживают все мои инициативы.
По данным журнала «Генеральный директор», в апреле 2019 года руководитель МУ ПОК и ТС Наталья Бетхер занимала первое место в отрасли «Водоснабжение» по НАО. В списке значились руководители 13 компаний. При составлении рейтинга учитывались два ключевых показателя: динамика выручки компании за три года и срок работы в ней руководителя.