Ей местные дороги нипочем
Сура встречает нас нарядной, ухоженной. Те, кто уехал отсюда десять лет назад, и предположить не могли, что все так изменится, буквально на глазах. Толчком к переменам послужили юбилейные торжества памяти Иоанна Кронштадтского.
Деревни переживают расцвет
Про основную проблему Суры мы узнаем, не задав ни единого вопроса. Дорога под ногами кричит сама за себя. Попасть сюда через несколько переправ — то еще приключение. Хорошо бы при этом пару недель не было дождя, чтобы путь не ускользал из-под колес.
— К нам доезжают самые стойкие, — смеется Ольга Ивановна Мерзлая, глава поселения.
Сура не может похвастаться большим производством, оттого так ценна здесь каждая инициатива, заметно каждое усилие, направленное на благо села.
— Огромная благодарность Галине Васильевне Антроповой за то, что она в 90-е годы удержала такое большое и ценное для нас предприятие, как Сурский филиал ПО «Карпогорское», — не скупится на добрые слова Ольга Мерзлая.
Еще несколько лет назад Сура замирала. А теперь здесь много приезжих. Для них стоит гостевой дом ПО «Карпогорское» и гостевая изба в Городецке, у Татьяны Седуновой. Матушка Митрофания, игумения Сурского женского Иоанновского монастыря, поднимает немалое хозяйство. Сестры занимаются сельхозпосадками, ухаживают за коровами. Так что в монастыре всегда можно купить молоко, вкуснейшие сметану и творог. Монастырь занимается не только сельским хозяйством: строительные и восстановительные работы, ведущиеся в монастыре под началом игумении, по меркам Суры весьма впечатляющи.
Вокруг Суры куст из шестнадцати деревень: две из них, увы, опустели. Но некоторые переживают расцвет. В Пахурово, например, строятся аж 24 новых дома.
Здесь все живое, не для галочки
Трудности у Суры в основном те же, что и везде: благоустройство, дороги, коммунальные платежи. Квартиры и дома, в основном двух- или двенадцатиквартирные прежде были ведомственными, позднее, за неимением производства, долгое время были бесхозными. В настоящее время весь жилой фонд является имуществом комитета по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ Пинежского района и передан в управление. Люди, отученные от оплаты жилья, сегодня столкнулись с тяжелыми платежами за свои некорыстные квартиры с печным отоплением, без канализации и воды. Вот и звучат недовольства. Содержать дома некому, а население платить не привыкло.
Но, видимо, есть у Суры особый магнит, что притягивает талантливых и ярких. Культурная жизнь заиграла новыми красками после приезда молодого хореографа Артема Черного. Его танцевальный коллектив «Viva Dance» растормошил округу. Здесь занимаются дети от пяти лет, не прощаются с педагогом и студенты. Ансамбль тепло принимают зрители. Множество культурных проектов воплощено в жизнь благодаря НКО «Гарант». Местные фестивали «Песенное половодье» и «Радуга творчества» пользуются большим успехом.
Активность жителей заслуживает особого внимания. Со сцены радуют выступления самодеятельных взрослых коллективов «Суренки», «Отрада», «Росинка», «Рябинушка» и детского «Веретенышко». Здесь действуют четыре ТОСа, и самый инициативный — в деревне Засурье. Совет молодежи, совет женщин, совет ветеранов — все это не для галочки созданные организации, а реальные, живые. Каждый может найти единомышленников по душе. «Кладовая женских ремесел» собирает у себя умелиц долгой пинежской зимой. Мастерская Сергея Аверина объединяет мужчин и юношей, увлеченных плетением из бересты и столярным делом.
После того, как в Суру поехали паломники, туристы, новоселы, люди осознали, что живут в уникальном месте, к которому хочется прикоснуться. И гордость от причастности заставила взглянуть на малую родину другими глазами: полными удивления, восхищения и заботы.
Миграционный круговорот
Зимой число жителей заметно уменьшается: с 2 300 до 1 200 вместе с окрестными деревнями. А мужчину на зимней сурской улице и вовсе не встретишь — разъезжаются на заработки: кто на вахты в лес, кто в город. Зимует здесь не более 500 человек.
Но именно в Суре становится заметен удивительный круговорот. Маленькие деревеньки отпускают людей первыми — те стремятся ближе к центру. Из крупных поселений люди переезжают в районные столицы. Далее людской ручеек течет в Архангельск, затем — в Санкт-Петербург и Москву. А вот оттуда, из двух столиц, приезжают и остаются в маленьких деревеньках люди, наевшиеся суеты и цивилизации, стремящиеся иметь свой дом и возможность растить детей рядом с лесом, речкой и… с собой.
— Вот фермер молодой, Сергей Нехорошков, — рассказывает Ольга Ивановна, — приехал к нам лет пять назад, перевез семью, построил дом, завел ферму, растит овечек. Конечно, сельским хозяйством у нас заниматься сложно: на одном сене не протянешь, нужны комбикорма. Но, с другой стороны, можно небольшим хозяйством обеспечивать себя и округу: ведь многие сейчас отказываются от приусадебных участков и готовы покупать и овощи, и молочные продукты. Есть и еще три семьи из Санкт-Петербурга, решившие связать свою жизнь с Сурой.
Просьба преподобного создала праздник
В Суре стараются развивать экотуризм и туризм паломнический. Места уникальные, с чистой природой и храмами, связанными с Иоанном Кронштадтским. Здесь до сих пор живут потомки его сестры, что делает историческое и культурное наследие этой точки на карте по-настоящему живым и осязаемым. Внучатой племяннице преподобного, Любови Алексеевне Малкиной, в октябре исполняется 97 лет. Она и по сей день живет в доме своего отца, построенном по благословению и на средства Иоанна Кронштадтского.
Кстати, преподобный, щедро выделяя средства для постройки не только храмов, но и школ, и домов для жителей, просьбу имел только одну: чтобы каждый дом не был похож на другой. И эта особенность Суры делает ее праздничной даже в самый пасмурный день.
— Из леса в этом году и лоси выходили, и медведи, и волки — на всех полюбовались, всех видели. В словах главы нет никакой тревоги: здесь умеют жить в ладу с природой.
Нужен мост в большой мир
Но помимо лада с природой, нужен мост в большой мир. Причем мост буквальный, через Суру. Тот, по которому ехали мы, выглядит так, словно участвует в программе «Остаться в живых». Да и там, где существуют переправы через Пинегу, тоже необходимы мосты. Проблема, однако, в том, что нужны они только Суре и окрестным деревням. Подобраться к селу можно лишь с реки, со всех остальных сторон ее окружают болота, которые пугают даже вездесущих лесозаготовителей.
Сура словно защищает себя от наступления цивилизации и коммерциализации. Сюда добираются только те, кого ведет душа.