Моряк, рыбак, производственник и «Достояние Севера»

Пожалуй, свою главную награду генеральный директор ООО «Ягры» Александр Антипин получил еще до объявления победителей «Достояния Севера»: дело в том, что его кандидатуру на участие в конкурсе выдвинул трудовой коллектив. Мало что может быть ценнее. Мы попросили Александра Павловича рассказать о его пути в отрасль, о людях, работающих рядом с ним, и о рыбе, которую попробуешь — и другой уже не захочешь.

Видимо, судьба

— Как я оказался в рыбной отрасли? Видимо, судьба определила мой выбор. Родился в Архангельске в семье моряка: отец больше 25 лет отработал на судах Северного морского пароходства в должности второго механика. Я с детства увлекался рыбной ловлей и историями о рыбаках-поморах. Летом мы с друзьями целые ночи проводили на рыбалке на берегу Северной Двины! В седьмом или восьмом классе самостоятельно под моим руководством прямо во дворе построили деревянную лодку-плоскодонку. На этой лодке мы отплывали от берега и рыбачили.

После школы я поступил в морской рыбопромышленный техникум, а в 2003 году окончил Мурманский государственный технический университет. И на сегодня мой стаж в рыбной отрасли исчисляется 48 годами. Начинал матросом на судах тралового флота, был помощником консервного мастера, рыбмастером, помощником капитана по производству… Бороздил моря и океаны от Архангельска до Ньюфаундленда, восемь раз пересекал Атлантический океан: сильные штормы, айсберги, полярное сияние — эти воспоминания остаются в памяти и сильно закаляют характер.

Жена и дети уговаривали меня сойти на берег. В 1979 году начальник Архангельского тралового флота Владимир Иванович Бобрецов предложил мне перейти на работу в производственный отдел, а в 1987-м в процессе реорганизации объединения «Архангельскрыбпром» меня назначили заместителем генерального директора объединения по производству и реализации. Так что в СССР я прошел хорошую школу профессиональной и управленческой деятельности.

В 1991 году должности генеральных директоров стали выборными. Я видел, что профессиональный потенциал управленческих кадров в промышленности (и в частности, в рыбной промышленности) сильно изменился. И принял решение уйти в частный бизнес, чтобы создать группу предприятий, обеспечивающих полный цикл рыбохозяйственной деятельности: вылов, переработка и реализация рыбопродукции.

Так в 1991 году было создано ООО «Комсерв Фиш», взяты в аренду два траулера (которые мы модернизировали), а на арендованных площадях магазина «Океан» организован цех по переработке рыбы с выпуском деликатесной продукции по нашим технологиям. А в 1995-м было создано ООО «Ягры» — компания, которая сегодня составляет основу нашей группы.

Судно с чистого листа

— В 1995 году генеральный директор «Звездочки» Николай Калистратов предложил построить серию рыболовных траулеров. Первоначально речь шла о строительстве траулеров на основе проектов, разработанных 10–15 лет назад, которые морально устарели. Это были суда большой мощности, способные очень много рыбы добывать, но при этом очень мало перерабатывать. Это в целом являлось основной проблемой советских судов: мощности по переработке не соответствовали мощностям по добыче. И производить качественную продукцию на таких судах было крайне сложно: либо нужно было много ловить, но мало выпускать, либо нарушать технологию заморозки при выпуске рыбопродукции.

Поэтому мы пошли на то, чтобы с чистого листа разработать совершенно новый проект траулера. И остановились на ведущем конструкторском бюро того времени — Киевском КБ, которое сделало большинство проектов малых и средних судов в СССР, и КБ «Звездочки». Используя накопленные знания и практический опыт работы в море, я определил основные характеристики траулера, вместе со специалистами наших компаний мы подготовили техническое задание, а в процессе проектирования постоянно вносили необходимые изменения. В итоге получился отличный проект. Мы нашли золотой баланс — соответствие мощностей по добыче и переработке рыбы. Оптимальный режим эксплуатации и экономики промысла. Фактически создали траулер, который рыбакам не приходилось приспосабливать под себя — он сразу отвечал всем требованиям промысла и технологии производства, обладая при этом высокими мореходными качествами.

И в дальнейшем Николай Калистратов отстаивал этот проект вместе с нами. Могу сказать, что идея была реализована во многом благодаря участию в проекте «Звездочки» и губернаторов Архангельской области Павла Балакшина и Анатолия Ефремова, заместителя губернатора Владимира Шишова.

Первый траулер «Ягры» был построен в конце 1998 года, второй — «Архангельск» — в апреле 2002-го. На этих судах внедрена и отработана технология промысла и переработки рыбы. Мы не ставим рекордов по добыче. Наша задача — ловить столько, сколько мы можем переработать с сохранением качества высокого уровня. А качественно переработать рыбу можно только в течение двух-трех часов после вылова.

Мы хотим быть лучшими

— А если говорить о коллективе — это очень профессиональные и ответственные сотрудники, вместе с которыми мы работаем 35 лет. Текучки кадров на наших предприятиях практически нет. Я всегда стараюсь всесторонне учитывать интересы коллектива, обеспечивать хорошие условия труда и социальные гарантии. Наши траулеры в период навигации с мая по декабрь регулярно заходят на выгрузку в порт Архангельск — от 12 до 16 раз за год. Я сам моряк, и очень хорошо понимаю, что во время рейса, который длится четыре месяца, очень важно зайти в родной порт: моряки и рыбу выгрузят, и дома с женами и детьми проведут несколько дней.

Вы спрашиваете, какими решениями я больше всего горжусь, но у меня нет ответа на этот вопрос. Здесь речь идет не о чувстве гордости, а о другом: как профессионал я считаю, что в нашей компании своевременно и правильно были приняты решения по обновлению флота, отработаны технологии по выпуску высококачественной продукции как в море, так и на рыбокомбинате «Беломорье».

«Беломорье» уже много лет выпускает копченую, соленую, вяленую рыбу, различные деликатесы. Сегодня рыбокомбинат работает на небольших объемах, но в зависимости от того, как будет развиваться рыбная отрасль в России, мы можем в любое время увеличить объемы производства: площадь, которую рыбокомбинат имеет под производственные и складские помещения, составляет 16 000 квадратных метров, а мы используем ее процентов на 30–35. Есть где развиваться.

С другой стороны, есть необходимость по-новому планировать свою деятельность в существующих условиях — 2020 год показал нам это в полной мере. Закрытие предприятий, сложности логистики и, как следствие, уменьшение объемов поставки… Рыба — это не алюминий, она не может десятками лет лежать на складе. У рыбопродукции крайне ограниченные сроки хранения и реализации. Поэтому нам приходится вести очень гибкий производственный процесс, чтобы успеть выработать, доставить и продать.

И здесь высокое качество рыбы играет главную роль. Наша продукция пользуется повышенным спросом и в России, и идет на экспорт в США, Англию, Европу, Китай, Норвегию. Ее не стыдно представить на выставке или форуме любого уровня. Все, кто пробовал нашу рыбу, больше не хотят есть никакую другую — это и есть главная оценка нашего труда. Мы не просто работаем, чтобы заработать деньги. Мы хотим быть лучшими. В этом и есть ключ к успеху.

Цифры

  • 3 судна: «Ягры», «Викинг», «Архангельск»
  • ≈10 тысяч тонн составляет общая квота компании
  • ≈300 человек — общее количество сотрудников