2023 год в истории 2‑го Архангельского объединенного авиаотряда и его базового аэропорта

«Это можно сравнить с прыжком с первого на девятый этаж», — так исполняющая обязанности директора АО «2‑й Архангельский объединенный авиаотряд» Юлия Мецлер характеризует опыт, приобретенный предприятием в этом году: пока в аэропорту Архангельск шла глобальная реконструкция взлетно-посадочной полосы, межрегиональные рейсы взял на себя аэропорт местных воздушных линий Васьково.

Embraer 170 авиакомпании «Сибирь» (S7), рейс Москва (Домодедово) — Архангельск (Васьково)
Embraer 170 авиакомпании «Сибирь» (S7), рейс Москва (Домодедово) — Архангельск (Васьково)

Маленький аэропорт — большие задачи

— Юлия Васильевна, давайте вспомним, в каких обстоятельствах предприятие встречало 2023 год.

Юлия Мецлер, исполняющая обязанности генерального директора АО «2‑й Архангельский объединенный авиаотряд»
Юлия Мецлер, исполняющая обязанности генерального директора АО «2‑й Архангельский объединенный авиаотряд»

— С 2022 года, с начала специальной военной операции, предприятие находилось в режиме турбулентности из‑за санкций, введенных против России. Мы сразу же столкнулись с проблемой поставки запасных частей, горюче-смазочных материалов, авиамасел и другой необходимой продукции. И в том же году нам стало известно, что аэропорт Васьково будет подменным на период реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Архангельск.

Embraer 170 авиакомпании «Сибирь» (S7), рейс Архангельск (Васьково) — Москва (Домодедово), завершающий полетную программу авиакомпании в Архангельск. Руление на взлет
Embraer 170 авиакомпании «Сибирь» (S7), рейс Архангельск (Васьково) — Москва (Домодедово), завершающий полетную программу авиакомпании в Архангельск. Руление на взлет

Перед нашим достаточно маленьким аэродромом была поставлена задача по приему среднемагистральных самолетов, организации наилучшего обслуживания воздушных судов и комфортного пребывания пассажиров, а также созданию рабочих мест для пилотов и сотрудников авиакомпаний и так далее.

По сути, в течение полугода здесь находились два предприятия, объединенные общей целью, и очень важно, что нам удалось наладить эффективное взаимодействие. При активной помощи правительства Архангельской области и губернатора Александра Цыбульского мы проделали колоссальную работу.

— Расскажите подробнее, что это была за работа?

— Во-первых, это впечатляющая реконструкция инфраструктуры, в которую мы вложили порядка 600 миллионов рублей. Чтобы разделить внутренние и межрегиональные пассажирские потоки, были построены терминал для пассажиров и помещение для выдачи багажа. Кроме того, мы закупили несколько быстровозводимых модульных зданий для размещения технического и наземного персонала аэропорта Архангельск — порядка трехсот сотрудников, задействованных в процессе обслуживания воздушных судов.

Мы приобрели пожарный автомобиль для аварийно-спасательного обеспечения полетов, а также новый легковой автомобиль для патрулирования территории. Кроме того, начали обновлять и другую специальную технику — на смену наследию советской эпохи в наш гараж пришли новые бортовой грузовик и многофункциональный импортный трактор.

В здании аэровокзала были организованы детские зоны, созданы все условия для пассажиров с ограниченными возможностями и открыта современная столовая. Столовая работает с утра до вечера, ее уже полюбили и наши сотрудники, и пилоты, и пассажиры. Есть даже фирменное блюдо — сырники.

Мне хорошо запомнился такой момент. В августе проходил традиционный визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Соловки, и в наш аэропорт авиакомпанией «Сибирь» прибыла большая делегация: сотрудники ФСО, иерархи Русской православной церкви… Гости вошли в новый терминал — и какое же удивление мы увидели в их глазах! Потому что ровно год назад все было здесь совсем по‑другому.

Жизнь на взлетной полосе

— Когда мы узнали, что Васьково станет подменным аэропортом, главный обывательский вопрос был о том, как переживет это взлетная полоса…

— Действительно, до 2023 года аэропорт Васьково принимал в основном только самолеты малой авиации, но в связи с поставленной задачей по осуществлению межрегиональных рейсов возникла потребность в приеме более тяжелых воздушных судов. Поэтому нам было необходимо отремонтировать взлетно-посадочную полосу, обновить покрытие вертолетного перрона, рулежных дорожек, предусмотреть места стоянок для более крупных воздушных судов и многое-многое другое.

— Какая нагрузка легла на полосу?

— Если в обычное время ежедневно аэропорт принимал 3–4 рейса зимой и до восьми рейсов летом, то в эти полгода добавилось около десяти межрегиональных рейсов, которые выполняли компании «Руслайн», «Северсталь» и «Сибирь». Кроме того, компания «Космос», летавшая на Новую Землю, на летнее время «подхватила» Санкт-Петербург. Спрос на билеты был колоссальный, самолеты уходили полные.

Мы надолго запомним один день, когда приняли 65 взлетов-посадок. Такого в истории аэропорта Васьково не было, наверное, никогда.

— И полоса выдержала.

— Выдержала. Мы очень тщательно следили за ее состоянием: осматривали полосу после каждого взлета и каждой посадки, оперативно заменяли плиты, летом по ночам вели технические работы. Большая нагрузка в этот период легла на специалистов аэродромной службы, и они с ней достойно справились.

— Знаем, что в июне сотрудники и руководители аэропорта целую неделю буквально жили на взлетно-посадочной полосе. Что это была за история?

— Дело в том, что для сохранения полосы мы приняли решение немного сократить ее и перенести торец на 40 метров. Оставшихся размерных параметров хватало для взлета-посадки, разворота и руления всех воздушных судов — но при этом было необходимо полностью изменить маркировку и провести ремонт самых слабых участков полосы. Причем сделать это за одну ночь. В течение недели мы, проводив за полночь последний рейс, оставались на полосе и вели подготовительные работы, чтобы 16 июня выйти на участок и к шести утра полностью перенести взлетно-посадочные огни, перемонтировать светосистему, перекрасить всю разметку, заменить плиты и залить швы.

В семь утра мы принимали самолеты на полосу с новыми характеристиками.

В эту ночь было задействовано порядка 60 человек, включая руководителей Росавиации, которые помогали очень активно: достаточно сказать, что мы с начальником управления аэропортовой деятельности Росавиации Александром Аверкиевым в четыре руки наносили разметку.

Павел Викторович Белобородов, заместитель летного директора по летно-методической работе на вертолетах. Работает с 2007 года. Начинал вторым пилотом Ми-8
Павел Викторович Белобородов, заместитель летного директора по летно-методической работе на вертолетах. Работает с 2007 года. Начинал вторым пилотом Ми-8

Стать Шереметьево для Архангельской области

— Юлия Васильевна, назовите, пожалуйста, людей, благодаря которым это вообще стало возможно.

— Период максимально интенсивной подготовки у нас начался 4 февраля: с этого дня и до 1 мая ни у меня, ни у моих заместителей не было ни одного выходного. В первую очередь героем для меня стала начальник аэродромной службы Елена Евгеньевна Ершова. На нее легла большая ответственность за содержание взлетно-посадочной полосы, ее техническое состояние и ремонт. Она по‑настоящему болела душой за проект и команду. Спрашиваешь у коллег: «Где Елена Евгеньевна?» — а она на полосе. Приведу пример: для приема среднемагистральных самолетов нам нужно было расширить боковые полосы безопасности искусственной взлетно-посадочной полосы с 50 до 100 метров. Можете представить себе, что такое бороться с кустарником в феврале в 25 градусов мороза?

— С трудом.

— А Елена Евгеньевна находилась здесь постоянно по пояс в снегу.

Андрей Александрович Семенов, заместитель генерального директора по наземным службам. Начал работу в авиаотряде в 1996 году в должности авиатехника по ГСМ
Андрей Александрович Семенов, заместитель генерального директора по наземным службам. Начал работу в авиаотряде в 1996 году в должности авиатехника по ГСМ

Еще один человек, которого я хочу назвать, это заместитель генерального директора по наземным службам Андрей Александрович Семенов. Он обеспечивал все инфраструктурные изменения: строительство, размещение, закупку необходимого специального автотранспорта. А мой первый заместитель Константин Леонидович Абрамов организовывал именно структурное, горизонтальное взаимодействие между аэропортами Архангельск и Васьково.

Константин Леонидович Абрамов, первый заместитель генерального директора. В 1990 году в качестве курсанта летного училища свой первый полет на самолете Л-410 в Архангельскую область выполнил именно на аэродром Васьково
Константин Леонидович Абрамов, первый заместитель генерального директора. В 1990 году в качестве курсанта летного училища свой первый полет на самолете Л-410 в Архангельскую область выполнил именно на аэродром Васьково

Хочу отметить работу диспетчеров, сотрудников служб ГСМ, аэродромной службы, аварийно-спасательной службы, службы спецавтотранспорта, подразделения транспортной безопасности, то есть тех, чей труд малозаметен для пассажиров, но без него — никуда.

Тренировка спасателей ГБУ АО «Служба спасения имени И. А. Поливаного»
Тренировка спасателей ГБУ АО «Служба спасения имени И. А. Поливаного»

— Аэропорт Архангельск возобновил работу. Как будет использоваться инфраструктура, построенная специально для приема межрегиональных рейсов?

— Мы расцениваем период, когда Васьково находился в статусе главной воздушной гавани региона, как окно возможностей для нашего развития, в первую очередь в части обновления наземной инфраструктуры. Так, например, у нас есть оперативная вертолетная смена — авиационные специалисты, круглосуточно осуществляющие подготовку и прием-выпуск вертолетов — которая располагается в довольно старом здании, оставшемся еще с советских времен. Теперь решено отдать ей новый терминал, построенный для выдачи багажа. Удобные модульные здания, которые были закуплены для служб аэропорта Архангельск, отправятся на наши взлетно-посадочные площадки на территории региона: в Пертоминск, Лопшеньгу, Летнюю Золотицу и другие отдаленные пункты, чтобы пассажиры могли ждать свой рейс с комфортом.

Инженерно-технический персонал авиационной технической базы авиапредприятия, обслуживающий вертолеты Ми-8, Ми-8МТВ, Ми-26
Инженерно-технический персонал авиационной технической базы авиапредприятия, обслуживающий вертолеты Ми-8, Ми-8МТВ, Ми-26

При проектировании новых объектов аэропортовой инфраструктуры мы смотрели вперед и уже тогда планировали использовать именно модульные конструкции, чтобы в последующем пересобрать их для улучшения условий работы и быта наших специалистов.

— Если подвести итог, чем стал для предприятия этот проект?

— В первую очередь — колоссальным опытом. Аэропорт Васьково и аэропорт Архангельск объединились, обменялись знаниями и навыками и приумножили сильные стороны друг друга. Это можно сравнить с прыжком с первого на девятый этаж или с квантовым скачком.

Кроме того, наверное, благодаря этому проекту многие узнали, что такое аэропорт Васьково. Была организована бесплатная доставка пассажиров на брендированном автобусе, появились указатели на аэропорт, а на электронных табло в аэропортах других городов страны загорались надписи «Архангельск — Васьково». Теперь у нас есть мечта создать здесь место, которое станет своего рода Шереметьево для Архангельской области. Уютный, домашний аэропорт, из которого люди отправляются к себе домой, летят навестить родных в разные уголки нашей области.

Авиатехник по АиРЭО Анатолий Владимирович Бубновский обслуживает приборную доску самолета Ан-2
Авиатехник по АиРЭО Анатолий Владимирович Бубновский обслуживает приборную доску самолета Ан-2

«Аннушкам» замены нет

— При том уникальном масштабе задач, которые стояли перед вами в этом году, обычные задачи аэропорта Васьково и 2‑го Архангельского объединенного авиаотряда никто не отменял…

— И мы их продолжали выполнять: доставлять людей в четыре десятка населенных пунктов, куда попасть можно только авиацией; 24 часа в сутки и семь дней в неделю обеспечивать санитарные рейсы; вылетать на тренировки Единого лесопожарного центра, осуществлять авиамониторинг и тушение лесных пожаров. Так что в этом году работать на одной площадке приходилось и санитарной авиации, и военной авиации, и гражданским воздушным судам.

Анатолий Викторович Безобразов, старший диспетчер ПДС, во 2‑й авиаотряд пришел 2 ноября 1973 года — 50 лет назад. 30 лет работал в летном отряде, налетал на Ан-2  13 тысяч часов. Был в составе экипажа, который первым привез сюда пассажиров на Ан-2
Анатолий Викторович Безобразов, старший диспетчер ПДС, во 2‑й авиаотряд пришел 2 ноября 1973 года — 50 лет назад. 30 лет работал в летном отряде, налетал на Ан-2  13 тысяч часов. Был в составе экипажа, который первым привез сюда пассажиров на Ан-2

— Что сейчас представляет собой ваш воздушный флот?

— Это 23 воздушных судна: восемь Ан-2, четыре Л-410 и вертолеты. Наша гордость — тяжелый транспортный многоцелевой 20‑тонный вертолет Ми-26 — самый крупный и сильный в мире. В основном он работает в нефтегазодобывающей отрасли, на освоении месторождений и на Севморпути. Кроме того, ежегодно он выполняет транспортировку оленины на Нарьян-Марский мясокомбинат для дальнейшей переработки: в декабре в тундре начинается забой, под Новый год наш вертолет ждут в Нарьян-Маре, и мы не изменяем традициям.

Инженерно-технический персонал авиационной технической базы авиапредприятия, обслуживающий самолеты Ан-2 и Л-410
Инженерно-технический персонал авиационной технической базы авиапредприятия, обслуживающий самолеты Ан-2 и Л-410

В прошлом году нам удалось поставить на крыло один вертолет, плюс запланировано восстановление еще одного. Это колоссальные вложения и объем работ, проведенный нашими техническими специалистами, но они себя оправдывают.

У нас лучший на Севере парк воздушных судов Ан-2 — самолетов Арктики. Это всесезонный самолет, который может садиться и на грунт, и на снег, он сконструирован таким образом, что спланирует при любых обстоятельствах, а также доступен в обслуживании.

— В ближайшем будущем предвидится замена «аннушкам»?

— Замены им на данный момент нет. Ан-2 — это наша реальность сегодня, завтра и послезавтра. В 2024 году мы намерены пополнить наш парк новыми Ан-2, которые планируем сделать более комфортными для пассажиров и отвечающими суровым условиям арктической зимы. Не хочу забегать вперед, но предприятие вообще живет в ожидании хороших новостей: в последнее время нам удалось продвинуться вперед в вопросе обновления парка воздушных судов.

Ми-8 авиотряда во время экспедиции НЭС «Михаил Сомов»
Ми-8 авиотряда во время экспедиции НЭС «Михаил Сомов»

Уникальный летный состав

— Юлия Васильевна, откуда и как вы пришли во 2‑й авиаотряд?

— Я из семьи военных, и первым местом моей работы была служба в Вооруженных силах. Этот опыт был полезен на протяжении всей моей карьеры и особенно сейчас — в авиации, на предприятии с военным прошлым.

В авиаотряд я пришла в июне 2021 года. Так как ­предыдущий год был пандемийным и трудным для любого бизнеса, руководитель поставил передо мной задачу повысить финансовую дисциплину, отладить бизнес-процессы и перестроить логику работы с «государственного заказа казенного учреждения» на более современную коммерческую, клиентоцентричную корпоративную модель.

— На что вы обратили внимание в первую очередь?

— Меня сразу сильно привлекла фундаментальная социальная функция предприятия. Это авиаотряд, который каждый день спасает жизни, перевозит людей в труднодоступные населенные пункты, доставляет продукты и медикаменты, тушит пожары и так далее. Для меня это его самая сильная сторона.

А второе — люди. 2‑й авиаотряд — во многом семейное предприятие, в котором немало трудовых династий. Здесь очень сильный летный состав. Наши специалисты делают то, что не делает больше никто в стране. Например, летный директор авиаотряда Сергей Леонидович Шамов — единственный в России пилот, который на данный момент имеет разрешение на выполнение монтажных работ на нефтяных и телевизионных вышках.

Николай Гордеевич Алдаев, старший инженер летного отряда, в авиаотряде работает 42 года. Начинал инженером смены на вертолетах Ми-8
Николай Гордеевич Алдаев, старший инженер летного отряда, в авиаотряде работает 42 года. Начинал инженером смены на вертолетах Ми-8

Каждый год наших сотрудников отмечают государственными наградами. Так, в 2023‑м звание «Заслуженный пилот РФ» получил заместитель летного директора Владислав Викторович Вологдин — уникальный пилот с налетом более 12 тысяч часов. Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени был награжден Александр Вениаминович Макаров — командир воздушного судна Ми‑8, один из лучших пилотов в санавиации с уникальными навыками. Благодарностью Президента Российской Федерации отмечен Николай Гордеевич Алдаев — старший инженер летного отряда, опытнейший авиационный специалист, являющийся наставником для молодых ребят, а также хранителем традиций и истории нашего авиапредприятия.

Командир воздушного судна Ми-8 Александр Макаров
Командир воздушного судна Ми-8 Александр Макаров

— Мы можем говорить о планах на ближайший год?

— Сейчас мы живем скорее в режиме реального времени. Но могу сказать, что сегодня помимо выполнения своих обычных задач предприятие прорабатывает много вопросов по работе на коммерческой основе с соседними регионами и намерено делать упор на внутренний туризм, популяризацию нашей области и участие в освоении Севморпути. Также мы смотрим вперед и оцениваем перспективы внедрения в производственный процесс авиапредприятия новых типов воздушных судов, в том числе и беспилотных. И конечно, в непростые времена — а малая гражданская авиация переживает сегодня именно такие времена — очень важно помнить о том, что было создано до нас: сохранять, приумножать и давать ему дорогу в будущее.

Владимир Андреевич Подсекин, начальник производственного отдела. Ветеран авиаотряда, стаж работы на авиапредприятии — 50 лет. В 2023 году ему присвоено звание «Почетный работник транспорта Архангельской области»
Владимир Андреевич Подсекин, начальник производственного отдела. Ветеран авиаотряда, стаж работы на авиапредприятии — 50 лет. В 2023 году ему присвоено звание «Почетный работник транспорта Архангельской области»

Цифры

  • 5120 межрегиональных рейсов совершено из аэропорта Васьково в 2023 году
  • 282 618 пассажиров межрегиональных рейсов обслужил аэропорт Васьково в 2023 году