АРЦЦС: объективность цены — это государственная позиция
В 2020 году Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве (АРЦЦС) отметил десятилетие. У истоков создания учреждения стояла Ольга Мандрик, которая сегодня исполняет обязанности руководителя. С Ольгой Владимировной и ее коллегами мы говорим о том, в каком направлении движется государственная политика в сфере ценообразования и всегда ли низкая цена лучше высокой.
«У заказчиков меньше головной боли»
Ольга Владимировна вспоминает, что базу для работы пришлось создавать в регионе практически с нуля. Новое государственное учреждение со своей четкой миссией — обеспечением реализации политики государственного регулирования цен на территории конкретного субъекта — пришло на смену предприятию, работавшему в форме акционерного общества. Причем предшественники не только не были готовы передать накопленную информацию, но и пытались вставлять палки в колеса. По сути, государству пришлось заново отвоевывать себе сферу ценообразования в условиях рынка.
И первый руководитель — Владимир Николаевич Громанов — сделал многое, чтобы преодолеть этот барьер. С формированием базы тогда помог другой регион — Краснодарский край. Была закуплена программа мониторинга, сформировался коллектив. В первый «призыв» центра вошли девять человек: работали сообща, без разделения на отделы — каждый, по сути, отвечал за все направления. Так продолжалось пять лет. Заслугой второго руководителя центра, Сергея Евгеньевича Калитина, является окончательное становление структуры организации. На период его руководства также пришлось начало государственной реформы ценообразования.
— В чем заключается наша работа? Мы проверяем сметы до начала работ, определяем максимальные цены контрактов, — рассказывает Ольга Владимировна. — Наша основная задача — даже не сэкономить средства для государства, ведь после нашей проверки цена контракта может стать и выше, а обеспечить максимальную объективность. Чтобы контракт был выполнен, цена должна быть объективной, и это действительно государственная позиция. Думаю, что после наших проверок у заказчиков ощутимо снижается уровень проблем и головной боли. Хотя и нарушений вскрывается достаточно.
Цена = качество?
Сметно-договорной отдел — основное подразделение центра. Его специалисты проводят оценку достоверности сметной документации, перед тем как она выставляется на торги. Именно эта структура, можно сказать, напрямую участвует в формировании областного бюджета Архангельской области, в инвестиционных программах.
— Чтобы сформировать сметную цену той или иной продукции, необходимо выбрать трех поставщиков и минимальную цену, учесть транспортную составляющую, занести данные выбранного поставщика в базу, — рассказывает Ольга Мандрик. — Мы знаем все о тех объектах капитального строительства, которые сегодня капитально ремонтируются и реконструируются в Архангельской области в рамках регионального финансирования. Это сферы благоустройства, формирования комфортной среды, дорожного строительства. В последние несколько лет большая работа идет в направлении благоустройства городских территорий. В частности, сотрудники центра проводили проверки сметного ценообразования при реализации проектов строительства парка Грачева, Майского парка и парка «Зарусье» в Архангельске. По некоторым объектам проектные решения менялись несколько раз, поэтому нам приходилось начинать все сначала. С 2016 года мы на постоянной основе работаем с Фондом капитального ремонта жилья. Часто к нам приходят и сами подрядчики, и в чем‑то мы с ними соглашаемся.
Традиционно большой объем работ происходит по медицинским учреждениям — в условиях пандемии это направление стало лишь еще более актуальным.
В центре реформы
В ноябре 2015 года в Архангельской области была создана и утверждена собственная территориальная сметно-нормативная база. Согласно ей проводился расчет цен на строительно-монтажные работы исходя из специфики Архангельской области. База до сих пор работает и входит в федеральный реестр.
Однако в Российской Федерации продолжается реформа сферы ценообразования, начатая еще в 2016 году. Одна из ее задач — переход на так называемый ресурсный метод.
— Раньше мы сами определяли уровень цен для Архангельской области, сейчас этим занимается Минстрой РФ, — поясняет Ольга Мандрик. — Суть реформы, которую ныне проводит Министерство строительства РФ, — запуск государственной информационной системы (ФГИС ЦС), которая должна работать на территории всей страны. Предоставить информацию о своих ценах для этой системы должен каждый поставщик, для которого, конечно, это дополнительная нагрузка.
Поэтому появившийся несколько лет назад в АРЦЦС отдел мониторинга, на плечах которого находится функция «быть в центре реформы», — наиболее динамично развивающийся в учреждении. Его лидером является Татьяна Витальевна Антоновская. Во многом именно от этого отдела зависит, как, за какую цену и сколько будут строить в Архангельской области в ближайшие годы. Главная задача его специалистов — определение на основании мониторинга цен местных поставщиков и производителей на материалы, участвующие в расчете индексов. Ресурсная модель, включающая 720 материалов, используемых при строительстве, предоставляется затем в Главгосэкспертизу. А там происходит расчет системы индексов, которая затем применяется повсеместно.
По словам Ольги Мандрик, сегодня идет непростая борьба за предоставление информации с поставщиками и производителями. Возможно, сказывается сила инерции, возможно, существуют другие внутренние причины. Специалистам центра часто приходится просить и уговаривать поставщиков предоставить необходимые справки.
Впрочем, как говорят в АРЦЦС, получение достоверной ценовой информации от поставщиков и производителей — это общероссийская проблема. На законодательном уровне даже вынесено предложение о введении административных штрафов для поставщиков за непредоставление ценовой информации. По мнению специалистов, это необходимая мера, которая позволит в том числе более объективно закладывать смету и таким образом снизить в стране рост цен на строительном рынке.
Генплан для муниципалитета
В 2019 году в рамках Архангельского регионального центра по ценообразованию в строительстве был создан отдел территориального планирования и градостроительного зонирования.
— Наш отдел сформирован для реализации в Архангельской области трудновыполнимой задачи: оцифровать все муниципальные образования с точки зрения документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Привести в порядок всю градостроительную документацию — генпланы, правила землепользования и застройки, определить границы всех населенных пунктов Архангельской области, — рассказывает заместитель руководителя АРЦЦС по направлению территориального планирования Малхаз Алхазов. — Это некий документ, в котором текстово и графически описываются перспективы развития муниципалитета.
Документы территориального планирования, которые разрабатываются в муниципальных образованиях, не отвечают требованиям современного законодательства, поскольку в большинстве муниципалитетов нет специалистов соответствующей квалификации.
По этой причине депутаты Архангельского областного Собрания передали полномочия по разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования, которыми ранее занимались муниципалитеты, на уровень министерства строительства Архангельской области. Затем было принято решение о создании в рамках АРЦЦС отдела территориального планирования, который должен контролировать надлежащее качество и количество этих документов.
— Очень сложно найти специалистов по территориальному планированию и землепользованию. В нашей стране их готовят всего два-три вуза. Нам удалось подобрать команду профессионалов. Руководитель отдела Евгений Назаров и наш сотрудник Анастасия Богучарская занимались территориальным планированием и вопросами землепользования в Приморском районе. Евгения Быстрова является высококвалифицированным специалистом в области геоинформационных систем. Наталья Брюшинина работала с аналогичными документами в Норвегии в части устройства дорог и инженерных сетей. Наталья Иванова — действующий кадастровый инженер. Все они очень узкие специалисты, которые профессионально занимаются своим делом и обучают наших молодых сотрудников, — рассказывает Малхаз Алхазов.
Каждое муниципальное образование должно иметь документы территориального планирования и градостроительного зонирования, поскольку они отражают развитие муниципалитета в перспективе — на несколько десятков лет или на ближайшие годы, все зависит от того, как бурно развивается муниципальное образование.
— Например, на Соловках сейчас разрабатывают хороший документ с рабочим названием «мастер-план». В нем нужно учесть не только мнение местных жителей, но и многих структур — РПЦ, ЮНЕСКО, Минкультуры РФ, — отмечает Малхаз Алхазов.
При разработке документации специалисты изучают территорию муниципального образования — какие здесь земля, водоемы, рекреации, памятники, социальная, транспортная и энергетическая инфраструктура. Планируют, как целесообразно использовать территорию, что можно построить, какие развивать отрасли промышленности, сельского хозяйства или иной сферы деятельности, описывают перспективы развития данного муниципального образования.
— Муниципалитет принимает решение о поправках в сторону секвестирования или расширения этих функционалов. Затем генплан муниципального образования согласуют министерства, различные ведомства и надзирающие органы. Он проходит через общественное обсуждение. Наши специалисты вносят предложения, консультируют местных жителей. В пандемию эта работа проводится дистанционно. Специальная комиссия рассматривает все предложения от населения, депутатов и надзирающих органов. В результате этой работы рождается документ территориального планирования, который согласовывает муниципальное образование и утверждает министр. Документ размещается на специальном сайте и приобретает статус официального, — говорит Малхаз Алхазов.
Процесс по территориальному планированию и градостроительному зонированию муниципальных образований нашего региона усложняют проблема с финансированием и непонимание важности этих документов.
— В министерстве строительства понимают важность нашей работы, но необходимого финансирования для должной разработки документов не выделяется. В частности, чтобы разработать такие серьезные документы, как генплан и правила землепользования и застройки, например, для Архангельска и Северодвинска, потребуются десятки миллионов рублей. Таких сумм в бюджете нет, — отмечает Малхаз Алхазов.
Жизнь не стоит на месте. Приходят новые инвесторы. Возникают потребности в строительстве соцобъектов. По этим причинам градостроительная документация муниципалитетов меняется тоже. Только в Архангельске генплан и правила землепользования и застройки меняются каждые два года. Специалисты отдела территориального планирования готовы вносить изменения в правила и делают все, для того чтобы на карте нашей области оставалось меньше белых пятен, чтобы все муниципальные образования имели документы по развитию своей территории.
Оценили более тысячи смет
Сметы на ремонт объектов в Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве поступают как от заказчиков, так и от подрядчиков, в зависимости от того, будут ли работы еще выполняться или уже завершены. Отдел смет оценивает достоверность сметной документации перед предстоящими торгами и формирует сметную цену на продукцию.
В отделе смет трудятся четыре специалиста. Все они имеют опыт инженерной работы, хорошо знают технологию строительного процесса.
Сметчик Светлана Тюленева окончила строительный факультет АЛТИ, работала в строительном тресте № 1 мастером и инженером-строителем, затем в частной фирме, где требовалось составлять сметы. С 2011 года обсчитывает сметы в отделе смет АРЦЦС.
— Мы контролируем сметы на проведение ремонтов различных объектов в нашем регионе, — рассказывает Светлана Алевтиновна. — Проверяем сметы на соответствие проекту и расценкам, которые действуют на данный момент. На каждый документ есть государственный закон — это методики по определению сметной стоимости, накладных расходов, сметной прибыли, зимнее удорожание, временные здания и сооружения и ряд других методик. Наша задача — проверить, соответствует ли смета этим документам. Важно, чтобы накладные расходы соответствовали методике накладных расходов. Чтобы коэффициенты соответствовали методике по составлению сметной документации, определению сметной цены. Чтобы расценки соответствовали принятой федеральной базе, и эта база обязательно должна быть размещена в федеральном реестре сметных нормативов.
Если материалов, заявленных в смете, нет в базе расценок, сметчики проводят конъюнктурный анализ — сравнивают по прайс-листам цены и выбирают наиболее экономичный вариант с учетом доставки.
— Наша цель — проверить правильность примененных расценок для монтажа той или иной конструкции, для производства тех или иных работ, наличие соответствующих материалов. При этом мы не преследуем цель удешевить проект. Бывает, что цена контракта немного повышается. Главное, чтобы цифры в смете соответствовали действительности. Производители стройматериалов, а также подрядчики могут завышать цены на свои товары и услуги. Наша задача — не допускать этого, — рассказывает Светлана Тюленева.
В настоящее время в Архангельской области проводится очень много ремонтов в сфере образования и медицины, благоустраиваются территории в рамках программы «Комфортная городская среда». У специалистов сметного отдела АРЦЦС всегда большой объем работы, с которым они успешно справляются. На 1 ноября сметчики оценили достоверность более одной тысячи смет на ремонт различных объектов.
Цифры
- 1298 миллионов рублей сэкономили для областного бюджета сотрудники Архангельского регионального центра по ценообразованию в строительстве за последние пять лет работы