«Агрокуб»: биотехнология, микробиология, агрохимия — со школьной скамьи
О том, как дополнительное образование помогает выбрать профессию, рассказывает заведующая научно-учебной лабораторией «Агрокуб» средней школы № 1 города Вельска Анастасия Гурьянова.
— Анастасия Андреевна, как в Вельске появился «Агрокуб»?
— Лаборатория была открыта в 2019 году в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Огромную поддержку на начальном этапе нам оказали АО «Агрофирма «Вельская», директор средней школы № 1 города Вельска Любовь Александровна Боковикова и доцент кафедры биологии, экологии и биотехнологии Высшей школы естественных наук и технологий САФУ имени М. В. Ломоносова Ольга Николаевна Тюкавина.
— Кто обучается в лаборатории и какие основные цели вы ставите перед собой?
— Обучение на бесплатной основе в «Агрокубе» проходят ребята с 5‑го по 11‑й класс из школ Вельского района. Ежегодно на программы дополнительного образования к нам приходят в среднем 150–200 человек. Заинтересовать и вовлечь школьников в форме творческой деятельности в процесс обретения определенных профессиональных навыков и умений нам также помогают различные мастер-классы.
Наша цель — развитие и реализация дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной направленности. С 2021 года в 10‑м классе средней школы № 1 города Вельска введено профильное обучение с углубленным изучением химии, биологии. Поэтому изучение в стенах «Агрокуба» таких учебных курсов, как биотехнология, микробиология, агрохимия, позволяет переосмыслить цели, содержание способов обучения школьников.
— В какой степени занятия в «Агрокубе» направлены на профориентацию ребят?
— Для школьников вопросы профориентации значимы, но далеко не все представляют, с какой стороны подойти к осознанному их решению. Во многом их решает дополнительное образование. Возможность не просто получить информацию о профессии, а «примерить» ее на себя дает подросткам шанс почувствовать себя более самостоятельными и инициативными.
— Какие трудности вы встречаете на своем пути?
— Мешает недостаточная информированность. Это вообще проблема естественно-научного образования — отсутствие представлений в целом об этом направлении, а также отсутствие мотивации у детей и их родителей. Мы видим это, разговаривая с ребятами, поскольку белый халат для них означает только врача или другой медперсонал. Все остальные отрасли естественных наук — на периферии. Где применить себя ребенку? Семьи не заинтересованы: рамки, на мой взгляд, задает отдаленность от крупных городов, а также риски, связанные со сложностью поступления в технические вузы, с дальнейшим трудоустройством. А ведь современных и востребованных направлений и кластеров в биологической науке, где можно приложить силы и знания, огромное множество.
— Как проходят занятия в вашей лаборатории?
— Занятия проводятся в форме небольших лекций, практических занятий и экспериментов, интеллектуальных игр и экскурсий. Ребята знакомятся с навыками таких профессий, как биолог-исследователь, агроном, почвовед, ландшафтный дизайнер, флорист, лаборант химического анализа, химик, биохимик, агроинженер, биотехнолог, генетик. Они учатся работать не с игрушечными, а с настоящими оптическими микроскопами, химическим оборудованием и посудой, специализированными установками — гроубоксом, боксами биологической безопасности, климатической камерой, гидропонными установками и другими. Отмечу, что, хотя мы находимся далеко от областного центра, оборудование лаборатории ни в чем не уступает тому, что имеется в федеральных вузах.
— Анастасия Андреевна, расскажите подробнее, что узнают ребята на практике?
— Например, обучающиеся по программе «Цветоводство. Ландшафтный дизайн» (учащиеся с 5‑го по 9‑й класс) не только изучают основы ботаники и цветоводства, знакомятся с агротехникой выращивания растений, но и узнают основы флористики, обучаются проектированию элементов садово-паркового дизайна и создают индивидуальные проекты по фитодизайну. Также мы выезжаем на экскурсии в Вельское тепличное хозяйство и питомник по выращиванию лесных культур.
Обучающиеся по программе «Основы агрохимии» (7–8‑е классы) изучают физико-химические свойства воды, источники, виды загрязнений и способы очистки. Ребята на практике знакомятся с особенностями химического анализа, проводят агрохимический анализ разных типов почв и удобрений, исследования различных продуктов питания. Во время обучения они посещают гидрометеорологическую станцию города Вельска.
Школьники выпускных классов проходят обучение по программе «Микроклональное размножение растений». Выпускники не только знакомятся с основными направлениями и методами биотехнологии, узнают особенности приготовления питательных сред и подбора оптимальных условий культивирования, но и осваивают технику микроразмножения растений на примере картофеля. Школьники получают навыки исследовательской деятельности, участвуют в конкурсах и конференциях различного уровня.
— Много ли ваших выпускников выбирают профессию, связанную с естественно-научными дисциплинами?
— Выпускники 2021 / 2022 учебного года поступили в Северный государственный медицинский университет, Ярославский медицинский колледж, САФУ по направлению «Биотехнологии», Ярославский государственный технический университет по направлению «Технология переработки нефти».
Еще раз подчеркну: деятельность лаборатории уникальна, поскольку, с одной стороны, обеспечивает развитие у детей специфических компетенций, умений самостоятельно осуществлять проектную, учебно-исследовательскую деятельность, а с другой стороны, способствует развитию интереса у учащихся к современным отраслям естественных наук и сельскому хозяйству. Я и мои коллеги уверены, что лаборатория «Агрокуб» даст возможность школьникам увидеть свою будущую профессию.
Факты
- В 2021 году школа № 1 города Вельска стала членом ассоциации «Агрошколы России».
- В сентябре 2022 года научно-учебной лаборатории «Агрокуб» присвоено имя известного земляка — ученого-генетика Георгия Дмитриевича Карпеченко.
Научно-учебная лаборатория «Агрокуб»