«Агрокуб»: биотехнология, микробиология, агрохимия — со школьной скамьи

О том, как дополнительное образование помогает выбрать профессию, рассказывает заведующая научно-учебной лабораторией «Агрокуб» средней школы № 1 города Вельска Анастасия Гурьянова.

— Анастасия Андреевна, как в Вельске появился «Агрокуб»?

Анастасия Гурьянова, заведующая научно-учебной лабораторией «Агрокуб» средней школы № 1 города Вельска
Анастасия Гурьянова, заведующая научно-учебной лабораторией «Агрокуб» средней школы № 1 города Вельска

— Лаборатория была открыта в 2019 году в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Огромную поддержку на начальном этапе нам оказали АО «Агрофирма «Вельская», директор средней школы № 1 города Вельска Любовь Александровна Боковикова и доцент кафедры биологии, экологии и биотехнологии Высшей школы естественных наук и технологий САФУ имени М. В. Ломоносова Ольга Николаевна Тюкавина.

— Кто обучается в лаборатории и какие основные цели вы ставите перед собой?

— Обучение на бесплатной основе в «Агрокубе» проходят ребята с 5‑го по 11‑й класс из школ Вельского района. Ежегодно на программы дополнительного образования к нам приходят в среднем 150–200 человек. Заинтересовать и вовлечь школьников в форме творческой деятельности в процесс обретения определенных профессиональных навыков и умений нам также помогают различные мастер-классы.

Наша цель — развитие и реализация дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной направленности. С 2021 года в 10‑м классе средней школы № 1 города Вельска введено профильное обучение с углубленным изучением химии, биологии. Поэтому изучение в стенах «Агрокуба» таких учебных курсов, как биотехнология, микробиология, агрохимия, позволяет переосмыслить цели, содержание способов обучения школьников.

— В какой степени занятия в «Агрокубе» направлены на профориентацию ребят?

— Для школьников вопросы профориентации значимы, но далеко не все представляют, с какой стороны подойти к осознанному их решению. Во многом их решает дополнительное образование. Возможность не просто получить информацию о профессии, а «примерить» ее на себя дает подросткам шанс почувствовать себя более самостоятельными и инициативными.

— Какие трудности вы встречаете на своем пути?

— Мешает недостаточная информированность. Это вообще проблема естественно-научного образования — отсутствие представлений в целом об этом направлении, а также отсутствие мотивации у детей и их родителей. Мы видим это, разговаривая с ребятами, поскольку белый халат для них означает только врача или другой медперсонал. Все остальные отрасли естественных наук — на периферии. Где применить себя ребенку? Семьи не заинтересованы: рамки, на мой взгляд, задает отдаленность от крупных городов, а также риски, связанные со сложностью поступления в технические вузы, с дальнейшим трудоустройством. А ведь современных и востребованных направлений и кластеров в биологической науке, где можно приложить силы и знания, огромное множество.

— Как проходят занятия в вашей лаборатории?

— Занятия проводятся в форме небольших лекций, практических занятий и экспериментов, интеллектуальных игр и экскурсий. Ребята знакомятся с навыками таких профессий, как биолог-исследователь, агроном, почвовед, ландшафтный дизайнер, флорист, лаборант химического анализа, химик, биохимик, агроинженер, биотехнолог, генетик. Они учатся работать не с игрушечными, а с настоящими оптическими микроскопами, химическим оборудованием и посудой, специализированными установками — гроубоксом, боксами биологической безопасности, климатической камерой, гидропонными установками и другими. Отмечу, что, хотя мы находимся далеко от областного центра, оборудование лаборатории ни в чем не уступает тому, что имеется в федеральных вузах.

— Анастасия Андреевна, расскажите подробнее, что узнают ребята на практике?

— Например, обучающиеся по программе «Цветоводство. Ландшафтный дизайн» (учащиеся с 5‑го по 9‑й класс) не только изучают основы ботаники и цветоводства, знакомятся с агротехникой выращивания растений, но и узнают основы флористики, обучаются проектированию элементов садово-паркового дизайна и создают индивидуальные проекты по фитодизайну. Также мы выезжаем на экскурсии в Вельское тепличное хозяйство и питомник по выращиванию лесных культур.

Обучающиеся по программе «Основы агрохимии» (7–8‑е классы) изучают физико-химические свойства воды, источники, виды загрязнений и способы очистки. Ребята на практике знакомятся с особенностями химического анализа, проводят агрохимический анализ разных типов почв и удобрений, исследования различных продуктов питания. Во время обучения они посещают гидрометеорологическую станцию города Вельска.

Ребята осваивают технику микроразмножения растений на примере картофеля
Ребята осваивают технику микроразмножения растений на примере картофеля

Школьники выпускных классов проходят обучение по программе «Микроклональное размножение растений». Выпускники не только знакомятся с основными направлениями и методами биотехнологии, узнают особенности приготовления питательных сред и подбора оптимальных условий культивирования, но и осваивают технику микроразмножения растений на примере картофеля. Школьники получают навыки исследовательской деятельности, участвуют в конкурсах и конференциях различного уровня.

— Много ли ваших выпускников выбирают профессию, связанную с естественно-научными дисциплинами?

— Выпускники 2021 / 2022 учебного года поступили в Северный государственный медицинский университет, Ярославский медицинский колледж, САФУ по направлению «Биотехнологии», Ярославский государственный технический университет по направлению «Технология переработки нефти».

Еще раз подчеркну: деятельность лаборатории уникальна, поскольку, с одной стороны, обеспечивает развитие у детей специфических компетенций, умений самостоятельно осуществлять проектную, учебно-исследовательскую деятельность, а с другой стороны, способствует развитию интереса у учащихся к современным отраслям естественных наук и сельскому хозяйству. Я и мои коллеги уверены, что лаборатория «Агрокуб» даст возможность школьникам увидеть свою будущую профессию.

Факты

  • В 2021 году школа № 1 города Вельска стала членом ассоциации «Агрошколы России».
  • В сентябре 2022 года научно-учебной лаборатории «Агрокуб» присвоено имя известного земляка — ученого-генетика Георгия Дмитриевича Карпеченко.

 

Научно-учебная лаборатория «Агрокуб»