Интервью с директором дорожного агентства «Архангельскавтодор»

В 2020 году впервые за долгое время общая протяженность отремонтированных региональных дорог Архангельской области составила практически 200 километров. Это заслуга как расширяющего свои масштабы нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», так и дополнительных федеральных средств, которые регион сумел привлечь на данные цели. Рассказать подробнее о минувшем сезоне мы попросили директора дорожного агентства «Архангельскавтодор» Игоря Пинаева.

Результатами можно гордиться

— Игорь Николаевич, есть ли ощущение удовлетворения от работы региональной дорожной отрасли в 2020 году?

— Мы, безусловно, гордимся результатами завершившегося ремонтно-строительного сезона. И дело не только в результатах второго года реализации национального проекта. Из 200 километров отремонтированных дорог многие были приведены в норматив в рамках дополнительного федерального финансирования, а также содержания. Отремонтировано 20 мостовых сооружений, из них 9 — по программе капитальных ремонтов и 11 — в рамках планово-предупредительных ремонтов. Открыто движение по двум новым мостам — через Вагу в Вельске и Сельменьгу в Виноградовском районе.

— Вернемся к нацпроекту. Все его объекты, безусловно, очень важны, особенно для своих районов. Можно ли, однако, выделить наиболее знаковые среди участков дорог, приведенных в норматив в нынешнем году?

— Для себя мы выделяем прежде всего объект капитального ремонта — 10-километровый участок автодороги Усть-Вага — Ядриха, который в 2020 году был переведен из гравийного состояния в асфальтобетон. Это первый из трех оставшихся гравийных участков на данной трассе в Верхнетоемском районе, в котором к осени 2022-го благодаря нацпроекту дорога будет асфальтированной на всем ее протяжении. На сегодняшний день уже определен подрядчик по второму участку, а уже осенью следующего года начнутся работы и на последнем из них. Второе важнейшее направление — это автодорога Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож, где в 2020 году было реализовано пять объектов ремонта и один — капремонта общей протяженностью более 70 километров.

Укладка нового асфальта на подъезде к селу Малодоры в Устьянском районе
Укладка нового асфальта на подъезде к селу Малодоры в Устьянском районе

Работа над ошибками

— Вы нарисовали весьма радужную картину. Есть ли, однако, сегодня повод для некоторой работы над ошибками? Все ли получилось и не сказалась ли на региональной дорожной отрасли карантинная специфика 2020 года?

— Конечно, в любой работе случаются ошибки и определенные недочеты. И здесь главное — не закрывать на них глаза, правильно и четко формулировать проблемные моменты и их причины и, проводя ту самую работу над ошибками, накапливать опыт, для того чтобы исключить их впредь.

Есть три направления нашей работы, которые мы рассматриваем в плане возможных рисков. Это прежде всего наличие технических ресурсов и соответствие имеющейся у подрядчиков техники сегодняшним потребностям и запросам. Второе — наличие качественных материальных ресурсов и возможности их своевременной закупки. И третье — это трудовые ресурсы, их наличие и профессионализм. Собственно, в 2020 году каких-то заметных проблем, касающихся результатов работы, у нас не возникало. Однако были вопросы, связанные с тем, что называется культура производства работ и обеспечение безопасности дорожного движения в процессе их реализации. Однако мы системно работаем в этом направлении, и, я уверен, уже в следующем году таких проблем будет гораздо меньше.

Вы правы, пандемия также наложила свой отпечаток на работы в текущем году. На одном из девяти объектов нацпроекта у нас произошли определенные сдвиги сроков выполнения работ. Это ремонт подъезда к селу Малодоры, который мы планировали первоначально сдать досрочно, к сентябрю. Однако сроки пришлось сместить практически на месяц из-за одновременной болезни сразу нескольких специалистов, в итоге мы еле уложились в оговоренный контрактом график. Фактически справиться с такими сложностями подрядчик может лишь благодаря работе вахтовым методом, посредством привлечения специалистов с других участков.

Открытие отремонтированного по нацпроекту участка дороги Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож на границе Вельского и Няндомского районов
Открытие отремонтированного по нацпроекту участка дороги Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож на границе Вельского и Няндомского районов

Контроль специалистов и общественников

— В этом году Поморью удалось получить дополнительные 1,5 миллиарда рублей на ремонт дорог. Что получилось сделать на эти средства?

— Из 1 миллиарда 460 миллионов рублей, которые получил наш регион благодаря личным усилиям губернатора Александра Цыбульского, 710 миллионов были направлены непосредственно на нашу региональную сеть. Нами было подготовлено восемь дополнительных контрактов, в результате реализации которых приведено в нормативное состояние еще 44 километра дорог в 11 районах Архангельской области.

— Каким образом осуществляется контроль качества дорожных ремонтов и не вызовут ли уже весной нарекания дороги, которые были отремонтированы в 2020 году?

— Вопросам качества работ в рамках реализации нацпроекта на всех уровнях уделяется особое внимание. Гарантия на все ремонтные объекты у нас составляет минимум четыре года. Что касается объектов капремонта, гарантия на верхний слой асфальта составляет восемь лет. Таким образом, в течение этого срока подрядчик несет за дорогу ответственность. На всем протяжении выполнения работ на всех объектах проводилась многоступенчатая проверка — как со стороны специалистов, так и со стороны общественников, которые подтверждают, что, как правило, на всех наших объектах гарантийные обязательства соблюдаются.

Понятно, что верхний, так называемый слой износа дороги в любом случае с годами будет стираться. Все-таки мы живем на Севере, где практически все водители половину месяцев в году используют шипованную резину. Однако ничто не стоит на месте, и за последние пять лет в нашей отрасли произошел серьезный технологический и качественный скачок. Так, в 2020 году на всех региональных объектах нацпроекта использовался щебеночно-мастичный асфальтобетон, который приготавливается из высококачественного щебня. Это материал, который отлично противостоит истираемости поверхности дорожного полотна.

Также на всех региональных объектах БКАД мы ныне используем перегружатель асфальтобетонной смеси, что позволяет полностью исключить как температурную, так и фракционную сегрегацию при укладке асфальта. Мы работаем и с улучшением качества вяжущего материала. Так, в этом году на одном из объектов в Вельском районе мы применили полимер-модифицированный битум. Это материал, который позволяет расширить температурный диапазон работы асфальтобетона: сделать его менее хрупким в зимний период и более вязким — в летний.

В планах — дорога Архангельск — Мезень

— Каковы основные направления, ремонт которых будет проводиться в 2021 году?

— Из пяти направлений следующего года два — абсолютно новые, на которые мы впервые заходим в рамках нацпроекта. Прежде всего это автодорога Архангельск — Мезень, где в 2021 году пройдут наиболее масштабные работы. Почти 50 километров этой дороги будет приведено в нормативное состояние. Второе новое направление — автодорога Коноша — Вельск. Работать будем с обеих сторон.

Всего в следующем году приведем здесь в норматив 39 километров, работы на этой дороге будут продолжены и в последующие годы. Также на 2021 год запланировано продолжение ремонтов на автодорогах Усть-Вага — Ядриха и Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож. На последней будут ремонтироваться два участка общей протяженностью 35 километров. Также мы будем вновь работать в Устьянском районе — на очереди восстановление дороги до лыжного комплекса «Малиновка».

150 километров ремонта — на 2021 год

Сергей Роднев, министр транспорта Архангельской области

Одно из главных преимуществ работы в режиме национального проекта — это понимание основных его показателей и наличие ресурсов на достаточно долгий срок вперед, что дает возможность выстраивания системной работы. По сути, она распланирована на годы вперед и идет без остановок. Заканчивается реализация одних объектов — параллельно создается проектная документация и производятся торговые процедуры по определению подрядчиков на следующие годы. На 2021 год в Архангельской области только в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» запланировано привести в нормативное состояние около 150 километров региональных дорог (почти в полтора раза больше, чем в нынешнем году), это девять объектов в восьми районах области. Если в 2020 году объем финансирования работ по нацпроекту в части региональной сети автодорог составил 2 миллиарда 350 миллионов рублей, то общая стоимость работ в 2021-м — 3 миллиарда 200 миллионов рублей.»

Цифры

  • ≈200 км — общая протяженность отремонтированных региональных дорог Архангельской области в 2020 году
  • 1460 миллионов рублей дополнительно получено Архангельской областью из федерального бюджета на ремонт дорог в 2020 году