Родиться в такой семье — большое благословение и большая ответственность: отец Светланы Антоновой Николай Афанасьевич Галев — легендарный директор Вожгорской семилетней школы, известный краевед, создатель Лешуконского историко-краеведческого музея — стал стержневой личностью для родного района. В детстве Светлана Николаевна ходила в школу, где ее папа был директором, а потом понятие «папина школа» выросло до размеров всей ее жизни. Она как будто получила в наследство и педагогический талант, и любовь к краеведению, и даже музей, который возглавляла и развивала почти двадцать лет…

Семья

Мама Светланы Антоновой Пелагея Григорьевна
Мама Светланы Антоновой Пелагея Григорьевна

— Любовь к краеведению у нас зародилась в родительской семье, — рассказывает Светлана Николаевна Антонова. — Первым рецензентом всех папиных статей была мама: он читал ей вслух, а она могла сказать, мол, вот это хорошо, а здесь надо бы смягчить… У родителей были идеальные отношения, я ни разу не слышала, чтобы папа повысил голос. Жили трудновато, как и многие семьи в то время, но мы, дети, не замечали, что у них есть ­какие-то трудности. Мы очень хотели быть похожими на родителей. Нас было четверо в семье, все дети получили достойное образование.

 

 

 

Николай Афанасьевич Галев
Николай Афанасьевич Галев

— Что Николай Афанасьевич рассказывал вам о своей семье, своем детстве?

— Папа родом из вожгорской ветви древнего мезенского рода. Галевы были земледельцами, занимались рыбным промыслом, валяли обувь из шерсти, плотничали. Его отец Афанасий Герасимович имел большое крестьянское хозяйство: две лошади, три коровы, овцы, душевой надел земли, расчистки для сенокоса по берегам мезенской реки Пижмы. Вместе с женой Татьяной Яковлевной он вырастил пятерых детей.

Начальную школу папа окончил в Вожгоре, а в пятый класс пошел в Койнасскую школу крестьянской молодежи, которая находилась в 60 километрах от дома. После пятого класса он сильно заболел, и школу пришлось оставить. Но 12‑летнего смышленого мальчика заметили в правлении колхоза и взяли помощником счетовода. Потом он окончил первые в районе курсы счетоводов, в 13 лет пошел работать счетоводом в колхоз «Новый путь», а затем стал конторщиком в Вожгорском лесопункте — но в нем по-прежнему жила сильная тяга к знаниям, и папа добился того, чтобы вернуться в школу. Окончил с отличием семь классов, избирался секретарем школьной комсомольской организации, а параллельно работал начальником почты.

— Где он получил профессиональное образование?

— Папа окончил Всесоюзный Пищальский лесохимтехникум в Кировской области, где получал стахановскую стипендию 100 руб­лей, и институт массового заочного обучения при ЦК ВКП(б). В 1938 году он возглавил Вожгорскую школу.

— В 20 лет! Что представляла собой школа в то время?

— Занятия шли в две смены в четырех зданиях при керосиновых лампах. Наглядных пособий не было. К 1940 году под руководством папы было построено новое типовое здание школы — и на тот момент это было лучшее здание в районе! В том же году школу окончили первые выпускники, получившие семилетнее образование. Конечно, для всех это был большой праздник. Почти половина тех ребят поступили в специальные учебные заведения, у них были большие планы… Но все изменила вой­на.

— Вы были совсем маленькой, когда Николай Афанасьевич ушел на фронт…

— Мне было два года. В августе 1942‑го 70 восемнадцатилетних призывников отправились в Архангельск по тайболе пешком. Папа их сопровождал. Для большинства из них эта дорога оказалась последней… Тем же путем папа вернулся в Лешуконское, сдал дела, попрощался с женой и в третий раз пешком добрался до Архангельского облвоенкомата.

В составе I Украинского фронта папа дошел до Берлина, вой­ну закончил в Праге. За участие в боевых действиях награжден орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и другими правительственными наградами. После вой­ны служил в Бадене, вернулся домой в 1946 году и получил приказ о восстановлении в должности директора Вожгорской семилетней школы. Забегая вперед, могу сказать, что папа отдал школе 37 лет жизни. А моя мама Пелагея Григорьевна отработала там же 38 лет учителем начальных классов.

— И вы тоже там учились?

— В Вожгоре я окончила семь классов. Вожгорская школа была лучшей в районе, а для нас, учеников, и подавно стала настоящим оазисом. Здесь работали очень увлеченные, творческие учителя. Мы занимались в кружках по фотоделу и киноделу, увлекались всевозможными видами спорта. Под руководством папы здесь были построены интернат, учебная мастерская, пристройка к школьному зданию, жилой дом для учителей. А главное — в 1952 году в школе была открыта электростанция. Более пятисот учеников стали заниматься при электрическом освещении, а кроме того, электрификация школы способствовала электрификации деревень Вожгорского сельского Совета. В районе, кроме Вожгор, только Лешуконская школа имела электрическое освещение, и то лишь до полуночи.

Н. А. Галев выступает на открытии Лешуконского историко-краеведческого музея
Н. А. Галев выступает на открытии Лешуконского историко-краеведческого музея

Папа увлекся краеведением, его первой темой стала история становления советской власти в Лешуконском районе. И мне навсегда запомнилось, как по вечерам он собирал в школе стариков — участников революции, Первой и Второй мировых вой­н — и записывал их воспоминания. Эти записи сохранились, впоследствии он сам передал их в музей.

С 8 по 10 класс я училась в Койнасе и жила в интернате. Интернатом был огромный бывший купеческий дом: на втором этаже жили ученики, на первом — директор школы с семьей. О своем питании мы заботились сами — ­кому-то, как мне, родители давали деньги, на которые можно было поесть в столовой, а ­кто-то привозил из дома мешок сухарей и другие продукты.

В этой школе у нас не было ни кружков, ни спортивных мероприятий, ни даже радио.

— Как же вы коротали вечера?

— Мы практически не имели свободного времени: сами кололи и пилили дрова, носили воду, чистили картошку, прибирались в комнате, при свете керосиновой лампы готовили уроки.

Когда наступали каникулы, то все 60 километров до дома мы самостоятельно шли пешком и перебирались через две реки. В деревне по пути жила моя тетушка, и всей гурьбой, человек 12–13, мы оставались у нее на ночлег: расстилали на полу ­какие-то перины, грели самовар… А наутро шли дальше.

Школа

— Светлана Николаевна, а почему вы тоже решили стать педагогом?

— Я как будто всегда знала только одну специальность и нисколько в своем выборе не сомневалась. Для меня примером стали мои родители, прекрасные учителя Вожгорской, Койнасской школ, воспитатели, мудрые наставники.

У меня были замечательные студенческие годы. Наш физико-­математический факультет Архангельского государственного педагогического института вел очень активную жизнь, мы участвовали во всех мероприятиях, ходили на все премьеры в театре и кино.

Сразу после института в 1963 году я приехала по распределению в село Лешуконское. Заведующий районным отделом образования вызвал меня и сказал: «Будешь работать со старшими классами». Я за все время учебы ни разу не имела дела со старшеклассниками, поэтому стала сопротивляться. Но ситуация на тот момент сложилась такая, что в Лешуконской средней школе не было ни одного учителя физики с высшим образованием.

Пришла к директору школы Татьяне Павловне Ивановой и узнала: у меня будут два девятых, два десятых и два одиннадцатых класса. Кроме того, мне дали классное руководство в 11‑м классе и еще один 11‑й класс вечерней школы. Три смены, 31 час в неделю… Уроки я вела с утра и до полуночи, а к следующему учебному дню готовилась ночью при керосиновой лампе, так как электроснабжение отключали в 24 часа, как только заканчивались занятия в вечерней школе. Спасибо моим старшим товарищам — опытным учителям за их добрые советы, поддержку, участие. Зато, когда миновал первый год работы, я поняла, что больше мне ничего не страшно. Это был такой замечательный опыт!

Последний звонок в Лешуконской средней школе. Выпуск 1986/1987 учебного года. 10 «А» класс. Классный руководитель — Светлана Антонова
Последний звонок в Лешуконской средней школе. Выпуск 1986/1987 учебного года. 10 «А» класс. Классный руководитель — Светлана Антонова

К работе классного руководителя предъявлялись большие требования. Все недели в течение учебного года были расписаны: субботники, воскресники, классные часы, политинформация, вечера, ленинские зачеты…

— Вы, наверное, и в походы ходили?

— Все ребята любили походы, но у меня был один класс, который ходил в поход каждое воскресенье. Что делать — и я ходила с ними, брала с собой своих сыновей. Сейчас я удивляюсь: как на это все хватало времени? Ведь у меня была своя семья, о которой нужно было заботиться. Но мне очень нравилась моя работа, нравилось придумывать к уроку ­что-то интересное и новое.

— Например?

— Мы проводили замечательные опыты — например, могли собрать ламповый приемник с усилителем, строили уроки по принципу межпредметной связи, совмещая физику и биологию, организовывали круглые столы, когда одни ученики готовили доклады по определенной теме, другие оппонировали им — и урок превращался в своеобразный симпозиум… Я старалась прививать ребятам любовь к физике, развивать в них творческое начало и самостоятельность мышления, расширять кругозор.

Что еще очень увлекло моих учеников — это кружок по киноделу, который я вела в первые годы работы. Впоследствии ребята, занимавшиеся в кружке, через Мезенскую районную фильмотеку получали права кинодемонстраторов, и это очень пригождалось им — например, в армии: тех, кто умел показывать кино, освобождали от многих тягот военной службы.

— Вы отработали в школе 30 лет. С какими чувствами вы вспоминаете эти годы?

— С большой теплотой и благодарностью всем своим ученикам и педагогическому коллективу, в котором мне посчастливилось работать. Наша школа была передовой, директора — ищущими, думающими. В этом коллективе невозможно было работать плохо. Даже молодые учителя очень быстро вставали на ноги и становились мастерами.

Я думаю, о высоком уровне нашей школы говорит хотя бы тот факт, что в 1989 году Архангельский лесотехнический институт выдал мне лицензию на право оценивать знания выпускников нашей школы, поступающих в АЛТИ. То есть оценка по физике, полученная на выпускном экзамене в школе, засчитывалась как оценка на вступительном экзамене в этот вуз. Эта лицензия действовала вплоть до моего ухода на пенсию в 1993 году. Такую же лицензию в нашей школе имели учитель математики и учитель русского языка и литературы.

Со многими выпускниками мы до сих пор поддерживаем отношения, дружим, переписываемся. Больше двадцати моих учеников стали учителями физики — например, в Лешуконской средней школе работает Ольга Александровна Шарыгина, победитель областного конкурса педагогического мастерства «Учитель года». Один из первых золотых медалистов района Александр Шуркус окончил Ленинградский политехнический институт, стал сотрудником Московского научно-­производственного объединения «Радон», выполнял задания, связанные с радиационно-­экологической безопасностью, во многих уголках планеты. Мои выпускники — отличники народного просвещения Галина Поташева, Вера Попова, бывший директор Мезенской средней школы Антонина Антипина, художественный руководитель Северного русского народного хора Светлана Игнатьева, профессор Сергей Шубин, политик и заслуженный юрист РФ Станислав Вторый… Со Станиславом Алексеевичем мы сохраняли добрые отношения до самой его смерти.

А в 1993 году, когда папа серьезно заболел, я вышла на пенсию и была назначена ­директором Лешуконского районного историко-­краеведческого музея.

Музей

— Музей же создавался на ваших глазах?

— Более того, можно сказать, что музей создавался у меня в квартире. Мы с мужем выделили папе с мамой самую большую комнату, в которой собирались папины единомышленники и коллеги, чтобы решать организационные вопросы по открытию музея, там же находились все документы, три огромных чемодана бумаг — и бывало, что мы всей семьей собирались вокруг этих чемоданов и слушали папины рассказы об очередной находке или открытии. А рассказчиком он был великолепным!

Нужно сказать, что создание музея стало общим делом — в нем приняли участие многие жители района, партийные, советские и комсомольские работники, предприятия и организации. Его идейным вдохновителем был первый секретарь райкома партии Иван Мефодьевич Максимов, а председателем оргкомитета, первым директором и экскурсоводом — мой папа Николай Афанасьевич Галев.

Для музея специально построили здание — пристройку к районному Дому культуры. В нем было три больших зала, запасник, прихожая и кабинет. Экспонаты для него люди привозили со всего района — предметы крестьянского быта, орудия труда, изделия народных промыслов и ремесел… К моменту открытия музея в 1984 году их насчитывалось больше тысячи. А сколько было архивных документов и фотографий!

— Вы своих учеников водили в музей?

— Да, музей здорово помогал мне в работе. Я не только организовывала для учеников экскурсии и разные мероприятия, но даже проводила в музее уроки физики. Допустим, тему «Применение тепловых двигателей в народном хозяйстве» ребятам рассказывали ветераны-­речники, которых папа пригласил в музей, и они пришли, надев свои ордена и медали… Они говорили об истории и развитии пароходства в районе, о первых пароходах, о династиях речников. Конечно, у детей было совершенно другое восприятие урока.

— Светлана Николаевна, и вот вы в 1993 году сами стали директором музея. Что вам удалось сделать?

— Я серьезно увлеклась краеведением и начала выезжать в Архангельск — работать в областном краеведческом музее, Государственном архиве Архангельской области, изучать документы, организацию музейного и архивного дела. Активизировала переписку с архангельскими, московскими, петербургскими, ростовскими друзьями музея — уроженцами Лешуконья. Удалось существенно пополнить музейные фонды новыми экспонатами, оформить новые тематические выставки, разработать проблемные и тематические экскурсии. Мы начали проводить выездные выставки музейных ­экспонатов в селах и деревнях Лешуконского района, в Мезени и Карпогорах…

Что важно, музей стал продуктивно сотрудничать со школами: в это время в учебный процесс ввели региональный компонент, но литературы по краеведению практически не было — ее можно было найти только в музее. Поэтому иногда я проводила для школьников по шесть экскурсий в день.

Кроме того, мы организовывали совместные мероприятия с клубными работниками и библиотеками, сотрудничали с районной газетой «Звезда». У нас очень богатая коллекция русского народного костюма, и, чтобы увлечь детей, мы наряжали их в коротены, повязки, ставили в хоровод…

Нам удалось продолжить и издательскую деятельность музея.

— Музею скоро будет сорок лет, за эти годы в нем побывало очень много гостей. Кто вам запомнился больше всего?

— Четыре года подряд к нам в район приезжали студенты и преподаватели кафедры истории русской литературы Ленинградского университета. Они много работали в музее. Так, внимание преподавателей привлек интересный экспонат — дневник солдата Морозова из Кельчемгоры, который он вел во время царской службы. В дневнике кроме гимна Российской империи и устава воинской службы ученые обнаружили записанную по памяти народную драму «Царь Максимилиан». Это стало для них настоящим подарком, ведь таких списков в мире насчитывается не более пятидесяти. Записи солдата Морозова вошли в «Вестник университета», экземпляр которого профессор Светлана Адоньева подарила музею. У нас завязалась добрая дружба.

Очень много у нас бывало иностранцев: шведы, норвежцы, болгары, французы, американцы, японцы…

— А что их больше всего заинтересовало, удивило?

— Например, музыканты из Америки долго ходили вокруг самовара, удивлялись: как же он работает без электричества? Я им рассказала, показала, напоила чаем с богородской травой. Им было интересно в принципе все: лешуконская обувь, патефон, наши песни, золотая осень…

А ­как-то раз зимой, когда стояли сорокаградусные морозы, приехали студенты-­французы. В музее — жуткий холод, ни сидеть, ни стоять на месте невозможно. Я вижу — они замерзли. К­аким-то чудом у меня в кабинете оказались стаканы и ­что-то к чаю, я согрела чайник, мы сели, стали разговаривать — и такая добрая атмосфера у нас сложилась! Быт наш, и природа, и мороз, и белый искристый снег — им все казалось необычным.

— Светлана Николаевна, есть в музее экспонаты, которые вы считаете особенными? Можете рассказать их историю?

— Когда к нам приезжала доктор искусствоведения, исследователь северной иконописи Татьяна Михайловна Кольцова, самый большой интерес у нее вызвали медные коновальские бляхи и икона преподобномученика Иова Ущельского XIX века. Эту икону в одном из амбаров в деревне Ущелье обнаружил первый секретарь райкома партии Иван Максимов. Он уговорил хозяйку отдать ее в музей. Икона большая, высотой с человеческий рост, а Иван Мефодьевич принес ее в музей на своих руках. Сегодня она находится в церкви села Лешуконское.

Есть у нас очень ценный экспонат — это сценический костюм нашей певицы и организатора Лешуконского народного хора Параскевы Масленниковой. Когда Параскева Павловна погибла, этот костюм передал нам ее муж. Благодаря Татьяне Кольцовой я познакомилась с работниками реставрационной мастерской в Архангельске, они полностью отреставрировали костюм, и мы выставляем его отдельно.

Есть и полный комплект старинного народного костюма, включая большую редкость — исподнюю рубаху, которую девушка надевала в день свадьбы. После того как рождался ее первый ребенок, она убирала эту рубаху в сундук, и потом женщину в ней хоронили. Таких рубах в музеях очень мало, а у нас их две.

Наш земляк заслуженный летчик СССР Алексей Афанасьевич Попов передал нам свои личные документы, фотографии, полимаршрутную карту, планшет, а врач, полярник Станислав Абрамович Тимохов — свои уникальные фотографии.

Около трехсот экспонатов прислал нам писатель, лауреат Шолоховской премии, почетный гражданин Лешуконского района, редактор журнала «Слово» Арсений Васильевич Ларионов. В 1993 году я написала ему письмо, поздравила с вручением Шолоховской премии — он сразу же ответил и прислал первые номера своего журнала. Так завязалась наша перепис­ка, которая продолжается по сей день. Через Ларионова я была знакома с поэтом Олегом Шестинским, писателем Юрием Бондаревым…

— Чем был музей для вас все это время?

— Музей стал для нашей семьи вторым домом и обогатил мою жизнь. Он подарил мне знакомство, общение и добрые отношения со многими интереснейшими людьми, дал возможность глубже изучать историю нашего уникального края, его жителей. В музее проводились запоминающиеся встречи выпускников, традиционные встречи учителей-­ветеранов школ райцентра. Сборник, посвященный 25‑летию музея, мы назвали «Храм памяти и света».

Счастье

— Наверное, это большое счастье, что вас поддерживала ваша семья… Кем был ваш муж?

— Мы с мужем Ардалионом Егоровичем прожили вместе 41 год. Он родом из маленькой деревни Усть-­Низемье, из очень дружной и работящей семьи колхозников. Увлекался лыжами, волейболом, гимнастикой. Окончил факультет физического воспитания и спорта пединститута, а потом заочно — исторический факультет. Был чемпионом Архангельской области по гимнастике. Ардалион Егорович работал учителем физкультуры, истории, воспитателем, заведовал РОНО, был директором Лешуконской вечерней школы рабочей молодежи… Активно участвовал в общественной жизни района, был пропагандистом, экскурсоводом музея. В общей сложности он отдал народному образованию почти 38 лет. О нем многое можно рассказать. Это был порядочный, бескорыстный, принципиальный человек, очень цельная личность.

— Светлана Николаевна, и ведь ваш сын Александр Ардалионович Антонов тоже занялся краеведением и продолжает ваше дело…

— Мы вместе занимались очень важной темой — участие лешуконцев в Первой мировой вой­не. На ту вой­ну было мобилизовано все мужское население деревень нынешнего Лешуконского района. И многие герои остались позабыты. Наши краеведы смогли вернуть из небытия и назвать поименно 648 солдат Первой мировой, подтвердить их участие в вой­не историями и фотографиями из семейных альбомов земляков.

В 2014 году мы с сыном и внучкой Яной Александровной выступали в Архангельске на областной научной конференции с международным участием «Великая вой­на и Европейский Север России (к 100‑летию начала Первой мировой вой­ны)» с докладом «Лешуконцы — участники Первой мировой вой­ны». В том же году была выпущена одноименная книга, а в 2015‑м мы ее дополнили и переиздали.

Продолжением этой книги стал фотоальбом «Лешуконцы — защитники России»: в нем мы собрали фотографии, военные биографии и семейные истории участников Первой мировой вой­ны и их сыновей и внуков, которые воевали на фронтах Великой Отечественной. Нам было важно показать готовность внуков и правнуков солдат Первой мировой встать на защиту Родины — это у лешуконцев в генетической памяти.

Вы сказали, что поддержка семьи — это большое счастье… Я думаю, очень многое мне было дано именно в семье. И сегодня наша семья продолжается: у меня двое сыновей, внучка и правнук. Я действительно очень счастливый человек.

Справка

Светлана Николаевна Антонова родилась в селе Вожгора Лешуконского района 1 сентября 1940 года. Старшая дочь в многодетной семье. 30 лет отработала учителем физики, астрономии и информатики в Лешуконской средней школе. С 1993 по 2012 год — директор Лешуконского историко-­краеведческого музея. Награждена почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, значком «За творческий педагогический труд», нагрудным почетным знаком «За заслуги перед Лешуконским районом». Так же, как ее отец и мать, удостоена звания «Отличник народного просвещения». Имя Светланы Антоновой занесено в Поморскую энциклопедию, том 5, стр. 223. Имя Николая Афанасьевича Галева также внесено в Поморскую энциклопедию, том 5, стр. 329. Поисковая, исследовательская работа Светланы Николаевны воплощена в буклетах, статьях «В гостях у деда Мартына», «Лешуконцы в Москве», «Из истории нашего края», «Годы и события», «Народному образованию района 200 лет», сборниках «Время и судьбы», «Сеять разумное, доброе, вечное», «Храм памяти и света», «Письма с фронта», в совместном с районной газетой «Звезда» проекте «История района в фотографиях». В 2015 году ей вместе с сыном Александром удалось издать книгу «Лешуконцы — участники Первой мировой вой­ны». В 2022 году Светлане Николаевне Антоновой присвоено звание «Почетный гражданин Лешуконского района».