От начального народного училища до топ-300 лучших сельских образовательных организаций России

Верхнетоемская второклассная школа
Верхнетоемская второклассная школа

Эта школа стоит на высоком правом берегу Северной Двины в старинном селе Верхняя Тойма. История ее прослеживается с 1842 года. На смену одному общественному строю приходил другой, изменялся уклад жизни людей — и вместе со всеми Верхнетоемская школа переживала тяготы, невзгоды, которые выпадали на долю нашего Отечества. Сегодня она продолжает достойно обучать и воспитывать детей.

1 сентября в Верхнетоемской школе

В числе лучших школ страны

В 2017 году Московский центр непрерывного математического образования включил Верхнетоемскую среднюю общеобразовательную школу в топ-300 лучших сельских образовательных организаций России. На вопрос, как педагогический коллектив этого добился, директор школы Александр Русанов ответил: «Мы просто честно делаем свою работу, объективно оцениваем знания детей».

По его словам, учителя предъявляют высокие требования к ученикам, а те в свою очередь показывают стабильные результаты. Ребята успешно выступают на различных конференциях и конкурсах, занимая призовые места. Выпускники достойно представляют Верхнетоемскую школу в вузах разных городов, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.

Школа исторически гордится своими учениками: 17 выпускников награждены золотой медалью «За успехи в учении» и 35 — серебряной. Многие выпускники стали учеными, защитили кандидатские или докторские диссертации. Среди них — профессор Академии военных наук Владимир Павлович Фефилатьев, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований Юрий Михайлович Гледенов и другие.

Старшеклассники школы всегда были и остаются постоянными участниками и победителями районных и областных олимпиад. Выпускник 1970 года Владимир Баскаков и выпускник 1971 года Леонид Чулков участвовали во Всесоюзной олимпиаде по физике.

И корни всех этих заслуг уходят очень глубоко — до самого 1842 года, когда неподалеку от Верхнетоемской Троицкой церкви открылось начальное народное училище…

Занятия вел священник

В Верхотоемском народном училище обучались мальчики 7–15 лет (девочки придут в школу только в 1880‑х годах). Основными предметами были Закон Божий и православное чтение, занятия вел священник. Спустя 22 года это училище переименовали в Верхотоемскую церковно-приходскую школу, а затем — в школу грамоты при Верхнетоемской церкви.

В 1902–1904 годах в селе Верхняя Тойма была открыта второклассная церковно-приходская школа для подготовки учителей начальных школ и школ грамоты. По проекту академика архитектуры Михаила Преображенского для нее построили новое двухэтажное здание с классными комнатами, помещением для библиотеки, гардеробной и столярным классом. Таким образом Сольвычегодское отделение Великоустюжского Стефано-Прокопиевского братства пыталось решить проблему дефицита учительских кадров.

В то же время Верхотоемская школа грамоты была преобразована в образцовую одноклассную церковно-приходскую школу при второклассной школе.

Что интересно, в 1905 году в Верхней Тойме был создан музей наглядных учебных пособий и «подвижный» музей. И это дало возможность проводить в школах чтения, которые иллюстрировались световыми картинами через «волшебный» фонарь (диапроектор).

Учителя оставили живую память

Совершенно очевидно, что невозможно развивать образовательные учреждения, если не обеспечивать их кадрами. В Верхней Тойме в разное время работали как священники местной церкви, так и профессиональные учителя.

В 1867–1868 годах в церковно-приходской школе преподавал известный краевед Иоанн Павлович Верюжский, бывший в то время священником Троицкого храма. Известно, что с 1870 по 1901 год диаконом и помощником учителя служил Евангел Платонович Соколов. Его сын Евлогий Евангелович приехал в Верхне­тоемскую второклассную школу работать учителем после окончания Вологодской духовной семинарии.

С 1887 года законоучителем в школе работал настоятель Верхнетоемской Троицкой церкви Виктор Иванович Илларионов. Чуть позже учителем стал Василий Иванович Мухин, окончивший курс Тотемской учительской семинарии. Его помощницей была Екатерина Павловна Мухина (урожденная Розова), окончившая курс Вологодской Мариинской женской гимназии.

Учитель с 16‑летним стажем Павел Моисеевич Долинин преподавал в школе с 1896 года. Спустя шесть лет на второе учительское место пришла дочь местного священника Александра Павловна Ржаницына, окончившая епархиальное училище. Тогда же начал работать законоучителем выпускник духовной семинарии Пантелеймон Алексеевич Ушаков.

Живую память оставил о себе учитель естествознания Алексей Андреевич Нифонтов, выпускник Казанского университета. Вместе с учащимися он посадил деревья на улицах Верхней Тоймы. Работали ученики и на школьном огороде: под его руководством они выращивали в специальных теплицах помидоры и огурцы — в то время это было здесь невиданным новшеством.

Бывшие выпускники дореволюционной школы и школ первых лет советской власти добрым словом вспоминали учительницу русского языка Александру Михайловну Воробьеву и учителя математики и физики Павла Ильича Кузнецова.

Среди первых выпускников — почетный гражданин района

К 1915 году на территории уезда планировалось ввести всеобщее начальное обучение. Помешала война. Но школа продолжала работать и после революции 1917‑го, в тяжелые годы Гражданской войны, находясь в прифронтовой полосе…

С 1920 по 1929 год она функционировала как семилетка, затем на ее базе открылась школа крестьянской молодежи, которая вскоре стала называться школой колхозной молодежи. Одновременно с ней вплоть до 1955 года работали школы по ликвидации безграмотности.

Именно наличие школы-семилетки в Верхней Тойме послужило одной из причин, по которой это село было определено центром вновь образованного Верхнетоемского района при районировании Северо-Двинской губернии в 1924 году.

Наконец, в 1934 году школа в Верхней Тойме получила статус средней. Спустя два года было введено в строй новое здание, в котором она и располагалась до самого 1993‑го. В 1937 году здесь состоялся первый выпуск — 16 десятиклассников. Среди них — почетный гражданин Верхнетоемского района, член Союза журналистов СССР краевед Александр Александрович Тунгусов, чем школа гордится по сей день. Благодаря его стараниям удалось установить судьбы учащихся первого выпуска.

Во время войны учились в две смены

О многом мечтали первые выпускники: получить образование, учить детей и лечить односельчан, стать инженерами и участвовать в стройках первых пятилеток. Великая Отечественная война нарушила все планы. Не только юноши, но и девушки со школьной скамьи уходили на фронт…

В годы войны занятия проводились в две смены. Школа приняла в свои стены эвакуированных из Мурманской области. Школьники помогали Родине: до осенних заморозков работали на полях, заготавливали сено, картофель и овощи, собирали теплые вещи и деньги на самолет «Пионер Заполярья» и танк «Юный патриот Родины». После того как одна из школ в Тульской области была освобождена от оккупации, верхнетоемские ученики организовали отправку туда вещей и учебников.

Многие выпускники погибли на фронтах, многие награждены орденами и медалями. Школа воспитала Героя Советского Союза Спартака Васильевича Угрюмова. Имена выпускников 1943 и 1944 годов восстанавливаются до сих пор.

После войны школьная пионерская организация собирала металлолом и макулатуру. Ребята участвовали в тимуровском движении, проводили встречи с ветеранами, готовили концерты. Комсомольцы помогали совхозу, участвовали в трудовых выходах — пригодились знания, полученные на уроках производственного обучения.

Педагогический коллектив школы
Педагогический коллектив школы

О людях и истории

Сегодня историю школы бережно хранит музей, который больше двадцати лет назад создали учителя Игорь Валентинович Комаров и Елена Валентиновна Маршина. Он так и называется — музей истории школы. Собирать информацию и пополнять его фонды помогают ученики. Большую работу по сбору и каталогизации материалов провела учитель истории Лидия Евлогиевна Рыбкина.

Материалы, собранные в фондах музея, рассказывают о развитии образования в дореволюционной Верхней Тойме и истории школьных зданий, о деятельности пионерской и комсомольской организаций, о том, как школа пережила Великую Отечественную войну… О директорах, заслуженных учителях, медалистах и ученых, почетных гостях и меценатах музея. Здесь можно увидеть учебники разных лет и экспонат, который не встретишь больше нигде, — Книгу рекордов школы.

Отдельный раздел посвящен выпускникам, которые служили в горячих точках. По материалам музея проводятся виртуальные экскурсии по местам боевых подвигов учеников школы, создаются фильмы о событиях в истории Верхней Тоймы. Кроме того, собранная здесь информация помогает организовывать встречи выпускников и следить за их успехами.

Хронику всех школьных событий ведут газета «Простые истины» и видеостудия в выпусках своих видеожурналов.

Молодые педагоги приходят каждый год

Александр Русанов, директор Верхнетоемской школы
Александр Русанов, директор Верхнетоемской школы

— На протяжении всего своего пути школа работала и продолжает работать творчески, — рассказывает директор Верхнетоемской школы Александр Русанов. — Только активный и творческий педагог может благотворно воздействовать на личность ученика, и это убеждение помогает нашим учителям повышать качество образования.

В коллективе сложились педагогические династии: в настоящее время трое учителей Верхнетоемской школы — педагоги во втором поколении и один — в третьем. Накопленный опыт наставники передают начинающим учителям, которые приходят в школу каждый год. Как правило, молодые специалисты, прибывающие в Верхнетоемскую школу, — бывшие ее выпускники или выпускники школ района.

— Самую насущную для сельской школы проблему — обеспечение молодых педагогов жильем — нам удается решать во взаимодействии с муниципалитетом, — продолжает Александр Валентинович. — На балансе учреждения содержатся три служебных квартиры. Педагоги стремятся осваивать новые методы и приемы работы, и задача администрации — создать условия для роста их профессионального мастерства.

В селе, где каждая семья на виду, важную роль в образовании всегда играет связь школы, родительской общественности и социального окружения. В Верхнетоемской школе работает совет школы — орган государственно-общественного управления.

— Для профессионального роста учителю очень важно иметь возможность для самовыражения. С 2011 года учителя начальных классов и педагоги совершают поездки по области. Они посетили школы в Каргополе, Красноборске, Карпогорах, в Вельском, Плесецком районах, в которых были организованы семинары по обмену опытом и даны открытые уроки, а также Каргопольский и Архангельский педколледжи. Педагоги школы — победители и призеры районного этапа конкурса «Учитель года» — с 2008 года являются членами областного клуба «Учитель года», активными участниками летних методических лагерей, организаторами и участниками районных педагогических десантов и выездных заседаний клуба в школах Верхнетоемского и Красноборского районов.

Школьная команда девушек, занявшая 1‑е место в районной спартакиаде по баскетболу в 2020 году. Тренер — Александр Боровой
Школьная команда девушек, занявшая 1‑е место в районной спартакиаде по баскетболу в 2020 году. Тренер — Александр Боровой

Здесь комфортно всем

С 1995 года в учреждении работает психологическая служба, а с 2017‑го — школьная служба примирения (медиации). Эта служба помогает разрешать конфликты силами самой школы, учит детей правильно вести себя в сложных ситуациях, развивает школьное самоуправление и подростковое волонтерское движение. А главная ее задача — создать здесь среду, в которой все будут чувствовать себя безопасно и комфортно.

В этой же атмосфере безопасности и принятия в 2013 году был открыт класс «Особый ребенок» в начальной школе. В нем обучаются четверо детей с нарушением интеллекта. Кроме того, дети с особыми потребностями учатся в обычных общеобразовательных классах — причем не только в самой Верхнетоемской школе, но и в ее структурных подразделениях в Сойге и Тимошино.

О развитии инклюзивного образования учителя Верхнетоемской школы задумывались еще с 1990‑х годов, когда здесь создавались первые коррекционные классы. С тех пор почти все педагоги прошли обучение по работе с особыми детьми, самостоятельно составляют для них учебные программы и готовы делиться накопленным опытом. Недаром территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия действует именно на базе этой школы — в основном в ней работают школьные специалисты: педагоги-психологи, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Программы разные нужны

Верхнетоемская школа стала первой в районе, где началось освоение новых вариантов программ развивающих направлений на начальной ступени образования: с 2000 по 2016 год здесь реализовывались учебно-методические комплекты «Гармония» и «Школа XXI века». Дети, обучающиеся по этим программам, показывали стабильно высокие результаты при промежуточной аттестации.

В специальных коррекционных классах используются адаптированные образовательные программы, составленные педагогами и специалистами школы.

В старших классах с 2001 года введено профильное обучение. В начале двухтысячных, когда школа ежегодно выпускала по 50–60 человек, здесь реализовывались программы по трем профилям: физико-математический, химико-биологический и информационно-технологический. Педагоги и администрация наработали в этом большой опыт. Но с сокращением количества классов возможность организовывать профили тоже уходит.

С переходом на ФГОС среднего образования школа планирует продолжить профильное обучение. Старшеклассникам предлагаются социально-экономический профиль и углубленное изучение английского языка и математики в классах универсального профиля.

Также школа накопила определенный опыт обучения детей по индивидуальным учебным планам.

Открыта дорога в престижные вузы

— Год от года наша школа становится современнее, — рассказывает Александр Русанов. — В здании установлены новые окна, заменена школьная мебель. Классы оборудованы мультимедийными проекторами и интерактивными досками, современными техническими средствами обучения. Во дворе школы устроено поле для мини-футбола с искусственным покрытием. За последние три года капитально отремонтированы спортзалы в Верхнетоемской и Тимошинской школах. Средства на ремонт выделены областью благодаря нашему участию в федеральном проекте «Детский спорт», инициатором которого выступила партия «Единая Россия».

Функционируют тренажерные залы, проводятся уроки корригирующей гимнастики. При школе действует спортивный клуб «Чемпион». Мы предоставляем помещения школы общественным организациям спортивной направленности, в которых занимаются фитнесом, силовыми видами спорта, боксом, кикбоксингом и взрослые, и дети. В школе с недавнего времени открыт детский стоматологический кабинет, в котором оказывают услуги детям всего района. Обновлено технологическое оборудование в школьной столовой, которую очень любят и наши ученики, и жители села, и с теплом вспоминают выпускники.

Насыщенна жизнь школьников и во внеурочное время. Конкурсы, олимпиады, соревнования, подготовка к научно-практическим конференциям, линейки, различные игры позволяют учащимся применять полученные знания, становиться эрудитами в выбранной области. Богата школа своими традициями. Это и проведение предметных недель в младших и старших классах, и встречи с ветеранами и знакомство с ходом сражений в Дни воинской славы, и участие в спортивной игре «Зарница». С 2013 года в школе действует научное общество учащихся «Гармония», его члены несколько раз принимали участие и занимали призовые места в чтениях имени Вернадского в Москве.

Наша школа играет большую роль в развитии сферы образования всего района. Реализация профильного обучения, введение в 2004 году ЕГЭ, в 2005‑м — элективных курсов — все это позволяет выпускникам успешно сдавать экзамены и поступать в престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Кирова и Архангельска.

Награды и звания педагогического коллектива

Орден Ленина: Иван Платонович Шишеморов (1939), Надежда Семеновна Струнина (1949)

Орден «Знак Почета»: Елизавета Александровна Боровая (1976), Клавдия Николаевна Штинникова, Николай Семенович Витязев (1978), Валентина Дмитриевна Витязева (1978)

Звание «Заслуженный учитель РСФСР»: Клавдия Николаевна Штинникова (1968), Зинаида Александровна Шапкина (1987)

Звание «Отличник народного просвещения»: Надежда Семеновна Струнина, Клавдия Николаевна Штинникова, Николай Семенович Витязев, Елизавета Александровна Боровая, Галина Андреевна Харина, Вероника Михайловна Нифанина, Зинаида Трофимовна Романова, Валентина Владимировна Кичева

Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»: Тамара Николаевна Тырлова, Людмила Васильевна Вежливцева, Галина Сергеевна Афанасова

Нагрудный знак «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации»: Вера Валентиновна Орлова, Лидия Никитична Меньшикова

Герой

Выпускник Верхнетоемской школы Игорь Новоселов.

Родился 4 июня 1983 года. В 1998‑м году окончил 9‑й класс и поступил в ПУ № 51 поселка Двинской. Призван в ряды Вооруженных сил РФ в 2001 году, служил в гвардейской дивизии ВДВ. При выполнении боевого задания по разоружению бандформирований в Чечне получил тяжелое ранение. 13 октября 2002 года умер в госпитале Ханкалы. Посмертно награжден орденом Мужества.

Справка

Верхнетоемская СОШ — ядро комплекса образовательных учреждений, в составе которого одна начальная и две основных школы (обособленные подразделения «Лахомское», «Тимошинское» и «Сойгинское») и четыре детских сада. Расстояние от базовой школы до подразделений — от 5 до 108 километров. Сойгинскую школу и два детских сада и Верхнетоемскую школу разделяет река Северная Двина.

  • 535 учащихся обучаются в Верхнетоемской СОШ и ее обособленных подразделениях
  • 244 воспитанника детских садов
  • >18 000 книг составляет фонд школьной библиотеки
  • 5 автобусов и один грузо-пассажирский автомобиль «Газель» составляют школьный автопарк