Как традиции вилегодского народного ткачества обрели вторую жизнь
«И не думала, что буду этим заниматься»
Сегодня Валентина Харитонова — мастер народного художественного промысла Архангельской области, преподает ткачество в детской школе искусств. Она лауреат областного конкурса «Костюм Русского Севера», обладатель специального диплома конкурса «Костюм XXI века», лауреат I степени всероссийского конкурса «На полях Деда Мороза», победитель конкурса «Лучший педагогический работник» среди образовательных учреждений в сфере культуры… В этом году Валентина Витальевна выиграла в номинации «Женщина — хранительница традиций» областного конкурса «Женщина года».
А началось все шестнадцать лет назад. В марте 2003 года Валентине Харитоновой, тогда завучу Дома детского творчества, предложили съездить на курсы по ткачеству в Сольвычегодск. Понравилось. А дальше происходит то, о чем говорят «пути Господни неисповедимы».
Директор областной школы народных ремесел Владимир Бурчевский очень хотел организовать в Вилегодском районе мастерскую по северному ткачеству. Но до некоторых пор здесь не было ни базы, ни специалистов.
— Я никогда не думала, что буду этим заниматься. Но той же весной на встрече Владимира Бурчевского и директора ДДТ Тамары Рушаковой было решено открыть в Ильинске мастерскую «Вилегодские мастерицы» под моим руководством. И в мае мы с учениками ДДТ уже пошли в экспедицию по вилегодским деревням и собрали первые шесть станков, — вспоминает Валентина Харитонова.
Фотографировали работы старых мастериц
Для развития мастерской многое дали встречи со старыми мастерами: Антониной Бажениной, Александрой Копыловой, Екатериной Богдановой, Александрой Поморцевой, Марией Бушуевой. Дети вместе с педагогом зарисовывали и фотографировали их работы, а потом старались повторить.
В первый год заниматься ткачеством к Валентине Харитоновой пришли восемь девочек. Напомним — тогда здесь было только шесть станков. В следующем году станков было уже двенадцать. Большинство из них пришлось собирать по частям, восстанавливать, отыскивая недостающие детали на заброшенных чердаках, поветях…
В 2006 году в мастерскую пришла знаток традиционного вилегодского костюма Людмила Саламатова — сегодня она методист районного краеведческого музея. Так у мастерской появилась возможность изучать народный костюм и реконструировать его.
В этом году пять лет, как мастерская работает на базе детской школы искусств, и она уже переросла в полноценный класс художественного ткачества. И ДШИ, и ткачи от этого только выиграли.
— Мы перешли на программу предпрофессионального обучения, — рассказывает Валентина Витальевна. — Это дало нам четкий учебный план, который дисциплинирует детей, дополнительные предметы — три часа рисунка и три часа живописи в неделю. У ребят формируется представление о цвете и композиции, это важно. Я сразу почувствовала разницу — дети стали быстрее расти в ремесле, с ними стало легче работать. У них появилось ощущение профессионализма, они выпускаются готовыми специалистами.
Станки все живые и трудятся
Сегодняшний класс художественного ткачества в ДШИ — восторг, вдохновение и именины сердца. Здесь стоят аутентичные станки, первое впечатление — как в музее! Но во многих музеях они — неприкосновенные экспонаты, огорожены веревочкой и охраняются смотрителями. А здесь — живые и трудятся.
Валентина Витальевна рассказывает, что ткачи «теребят» директора школы искусств: нужны новые станки. Из Швеции она привезла образец: маленький детский настольный станок. Муж Валентины Витальевны Николай Васильевич его модернизировал — сделал универсальный складной, который можно брать с собой «на выход». И сегодня в школе появились четыре настольных станка, два станка мобильных (на напольных подставках) и один — современный, более компактный и технологичный.
— У 30 процентов детей есть старинные станки дома, — рассказывает мастер. — А одной ученице родители купили новый, хотя стоит он недешево — от 20 тысяч рублей. После выпуска она уехала учиться в Ярославль совсем не по нашему направлению, но станок взяла с собой.
Среди выпускников мастерской много мальчиков. Как говорит Валентина Харитонова, парни талантливые, ремесло чувствуют и дается оно им легко. И практически все выпускные работы хорошие, серьезные.
— Мы работаем и с современными костюмами, используя традиционную технологию, — подчеркивает мастер. — Я думаю, сейчас это очень актуально. Надеемся, что это ремесло будет продолжаться на Виледи. Можно сказать, мы его восстановили. Но учиться ткачеству можно бесконечно — и не освоить его до конца. В нем скрыто так много интересного!