История о том, как тетя Кошка стала признанным вилегодским брендом и как ей в этом помогли монтерские когти
«Кошкин дом» — туристический объект в деревне Кошкино: здесь живет и принимает гостей героиня известной сказки Маршака. В 2018 году у тети Кошки побывали около 800 детей плюс взрослые, это третий по посещаемости туробъект Вилегодского района. В чем его секрет?
В библиотеке тоже был пожар
Одноэтажный деревянный дом с белыми резными наличниками, на стене — небольшой баннер с изображением Кошки в розовом платье. Тут находится филиал Вилегодской централизованной библиотечной системы — Пречистенская библиотека-клуб.
Что интересно, раньше этот дом принадлежал районным электросетям. Пречистенская библиотека переехала сюда после 2010 года, когда сгорело ее основное здание.
История с пожаром, сама геолокация, существовавший здесь и прежде музей света — все это позволило инициаторам проекта «Кошкин дом» придумать новую сказку.
— Дом у Кошки сгорел, значит, нужно выбрать место для нового дома. Кошка посмотрела на карту Архангельской области и увидела, что в самом маленьком и самом южном районе есть деревня Кошкино, где находится главная база Вилегодских электрических сетей. Приехала, огляделась: рядом большая дорога, по которой можно до Сыктывкара доехать, река Виледь. И решила, что только здесь будет строить новый дом, — рассказывает ведущий библиотекарь детской библиотеки Наталья Витальевна Александрова, которая встречает гостей на пороге «Кошкиного дома».
Чудеса рядом
Входим в дом с закрытыми глазами — таков сценарий. Открываем глаза — и оказываемся в необычной комнате: здесь находятся коллекция керосиновых ламп, лучина и светец, костюм электромонтера, монтерские когти… Это музей света. Сюда приводят детей перед встречей с тетей Кошкой, пока она спит.
В этот момент ваш внутренний ребенок радуется в предвкушении чудес: провожатую по музею света зовут бабушка Света; когти по‑другому называются как? — правильно, «кошки»; и где еще говорить об освещении жилища до появления электричества, как не в доме Кошки, которая хорошо видит в темноте.
Наталья Александрова — бабушка Света — свои истории рассказывает, как будто сплетает волшебную сеть. Раз — и попался, как рыбка, и ты уже не здесь, а в деревенской избе сидишь, прислонившись к бабушкиному боку. Темнеет. Керосиновая лампа стоит на столе, но керосин дорог, и взрослые стараются лампу зажечь как можно позже, потушить как можно раньше.
Хорошо, бабушка знает, чем занять детей в темноте: вместе вы поете песни, читаете стихи, отгадываете загадки, играете в прятки и жмурки. А надоест — и в голосянку. Вдыхаешь воздуха побольше, а выдыхаешь с речитативом, в котором самый последний звук надо долго-долго тянуть:
— Давайте, робятушки, голосянку тянуть, кто не дотянет, того за волосы-ы-ы…
Кто ж захочет, чтобы его за волосы дергали? И вы стараетесь, тянете… А там, глядишь, и лампу зажгли.
Бабушка Света и костюм электрика
К слову, происходит это с вами не в какие‑то незапамятные времена, а возможно, что и в середине прошлого века. Керосином вилегодские дома освещались довольно долго. Самая первая электрическая лампочка на Виледи загорелась в 1932 году в Ильинске, где находился филиал ленинградского льнозавода «Труд». А полная электрификация района произошла только в 1961 году.
Обо всем этом рассказывают детям в музее света, а еще дают примерить монтерский костюм и разговаривают с ними о пожарной безопасности.
Музей света — это практически идеальное место для таких бесед. Потому что мы же помним, что дом у Кошки сгорел. А как сгорел? Что не так было в Кошкином доме? Правильно, у печки лежал ковер — но нужен‑то лист железа! Таких загадок у бабушки Светы предостаточно, за каждый правильный ответ ребенок получает жетончик, а в конце игры — приз. И в итоге запоминает правила обращения с огнем гораздо лучше, чем если бы ему прочитали длинную серьезную лекцию.
Вот игра в музее света закончилась, и в соседней комнате звонит в колокольчик тетя Кошка…
Платья Кошка сшила сама
Золотистый диван с шелковыми кистями и розовыми подушками, буфет с фарфором, расставленные всюду безделушки, пианино… Комната тети Кошки так органична, что возникает эффект, какой еще бывает от просмотра хорошего исторического кино, — веришь, что так все и было на самом деле.
Главный библиотекарь детской библиотеки Алена Топорова в роли тети Кошки очень органична: обаятельная, мягкая, вкрадчивая. Она рассказывает вам, какие бывают кошки, загадывает загадки, поет песни и играет «Собачий вальс». Вместе вы пьете чай с блинами и мастерите для котенка бантик из гофрированной бумаги. Потом оказывается, что прошло полтора часа, пора домой — а уходить не хочется. Причем взрослым наверняка еще больше, чем детям: трудно вынырнуть из такого глубокого погружения в детство…
…Как рассказывает Алена Топорова, за время существования «Кошкиного дома» их команда научилась гибко работать с аудиторией, чувствовать и понимать настроение гостей. Время существования — это четыре года: дом был открыт в самом конце 2014‑го и стал первым туристическим объектом в Вилегодском районе, созданным специально для детей.
Такая идея была у сотрудников районной библиотеки довольно давно, а оформить ее и направить в нужное русло помогла руководитель турагентства «Семь континентов» Елена Траберг. Именно она сказала: подарите детям сказку, тем более что здесь, в Кошкино, столько совпадений, из которых можно сложить красивую легенду.
Алексей Аксенов, который тогда был заместителем главы района по социальным вопросам, поставил задачу: разработать туристический объект и до Нового года принять первые группы. Дело было в самом начале декабря. Как вспоминает директор Вилегодской ЦБС Валентина Патрушева, «Кошкин дом» создали буквально на энтузиазме: за двадцать дней команда придумала персонажей, сценарий, дизайн и полностью сделала ремонт в доме. Свои платья Кошка сшила сама. Интерьер в мещанском стиле — работа Татьяны Бебякиной. Керосиновые лампы для музея света собирали в окрестных домах.
В итоге до Нового года тетя Кошка приняла около восьми туристических групп.
Сегодня ее гости — ребята из соседних районов, Котласа и Коряжмы, Сыктывкара, Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска. Стало популярно отмечать здесь дни рождения в «кошачьем стиле». А на базе основной программы разрабатывается вторая, где появляется новый персонаж — Коза.