Это рассказ об уникальной туристической программе, которую разработали в Вилегодском районе всего за один год, и немного о машине времени

I По крупицам

Сама идея проекта «Льняная свадьба на Виледи» родилась у главы района Алексея Аксенова. Как вспоминает сейчас директор краеведческого музея Ольга Ильина, музейщики сначала не то чтобы возразили, но крепко задумались: льняная свадьба — что это? Какие традиции, обычаи, ритуалы за ней стоят?

Свадебный венок
Свадебный венок

Здесь нужно уточнить, что программы с элементами традиционных свадебных обрядов в музее проводят уже давно — и довольно успешно. Более десяти лет назад на пороге музея появились жених и невеста, которые попросили: давайте мы придем к вам с гостями, а вы расскажете нам что-то интересное о свадебных традициях. Так и сложилось: время между регистрацией в загсе и банкетом в ресторане можно провести с большой пользой, весело и интересно — в музее.

Сотрудники музея сели, достали книжки по свадебному фольклору, воспоминания местных жителей, проштудировали их и подготовили программу, свадебные обряды проходили прямо в музее — в экспозиции, посвященной крестьянскому быту. Программа стала так популярна, что в иной день приходилось проводить ее по два раза.

Еще одной предтечей стал, конечно, музейный проект «Вилегодский лен». Он позволил во всеуслышание напомнить о том, что Вилегодский край — это льняной край, который сам себя одевал и где ткачество живо до сих пор. Поэтому мощной и едва ли не основной частью «Льняной свадьбы» стали стилизованные костюмы для жениха, невесты и всего свадебного поезда, приданое невесты: льняные полотенца, ширинки, скатерти, полотно, рубахи и многое другое.

Было в процессе работы и такое интересное открытие: оказывается, существовал обычай — дабы в семейной жизни приходилось меньше плакать, невеста во время выкупа рыдала и билась. Поэтому — чтобы не расшиблась — в избе скамейки и пол обкладывали льном.

Так по крупицам и собрали этот проект, в котором тема льна вплетается и в атрибутику, и в действо. Сегодня кроме краеведческого музея в него вовлечены учреждения культуры района и сельские поселения.

II Изба

Есть в Ильинско-Подомском изба, которая стоит на высоком светлом месте. Ее последний хозяин уехал из района в 1966-м, и с 1966 по 1989 год в доме находился районный краеведческий музей (какое-то время он назывался народным краеведческим музеем). Потом музей переехал в здание бывшего волостного правления, в котором живет и сейчас.

А изба стояла заброшенная. В 2008 году инициативная группа сотрудников Дома народной культуры написала проект «Вилегодская изба». После реализации нескольких этапов проекта дом был отремонтирован и обнесен забором. В 2012 году «Вилегодская изба» стала зданием краеведческого музея. Так музей вернул жизнь в свой прежний дом, а в Ильинско-Подомском появилось место, куда как магнитом тянет гостей и туристов.

Трудно в двух словах сказать, в чем его секрет. Да, здесь полностью, скрупулезно и дотошно восстановлено традиционное убранство деревенского дома — но не только. Восстановлен его дух.

— Когда гости приходят в «Вилегодскую избу», у них дыхание перехватывает, и особенно у тех, у кого бабушка жила в деревне, — рассказывает руководитель туристско-информационного центра «Виледь» Татьяна Регуш. — Это же как внезапно попасть в прошлое на машине времени. Здесь человеку не нужно никем притворяться — он остается сам с собой, такой, какой он есть. Поэтому мы стараемся наших гостей чуть-чуть задержать на пороге, подготовить.

В «Вилегодской избе» всех желающих знакомят с традициями деревенской жизни, обустройством крестьянского дома, рассказывают о достопримечательностях и истории района. И место для свадебных обрядов — самое подходящее. Поэтому, когда возник проект «Льняная свадьба на Виледи», лучшего места жительства для него было не найти.

В 2018 году проект выиграл конкурс на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на реализацию приоритетных проектов в сфере туризма. Благодаря этому в «Вилегодской избе» купили и поставили на стол глиняную посуду от котласского мастера, пошили льняные шторы, занавесь у печи, соткали столешни. И полностью заменили русскую печь.

III Мальчишник и девичник

А теперь просто представьте. Жених, невеста, их друзья и родня отправляются в двухдневный тур. Приехав в Вилегодский район, сторона невесты и сторона жениха поселяются жить в разных местах и в первый день встречаются, только чтобы вместе позавтракать или пополдничать на берегу реки Виледи в селе Никольск, а может, и в другом каком-нибудь живописном месте.

Потом невеста с подружками уезжает в Павловск к легендарной Валентине Русановой, чтобы приготовить «Невестин обед» для жениха и дружек. Валентина Александровна — методист местного ДК, руководитель ТОСа, редкий знаток деревенского быта, говори и постной вилегодской кухни, человек добрый, легкий, интересный, которого начинаешь слушать — и прикипаешь к нему тут же всем сердцем. На девичнике она учит печь шаньги и между делом рассказывает о разных житейских премудростях, вилегодских шепотках и ритуалах.

А в это время в деревне Быково жених и его друзья идут в мастерскую к опытному хозяину и мастеру, знакомятся с инструментами, о которых, скорее всего, до этого ни сном ни духом не слышали, проходят разные испытания на мужскую сноровку, учатся плести из бересты, мастерят подарки: жених для невесты, дружки для подружек.

Встречаются на обеде в Павловске, а вечером за ужином прощаются с холостяцкой жизнью, веселятся, учатся петь и плясать, готовятся к торжественному дню свадьбы.

Светлана Кобелева показывает братыню, в которой подают пиво на «Льняной свадьбе»
Светлана Кобелева показывает братыню, в которой подают пиво на «Льняной свадьбе»

Утром невесту собирают в «Вилегодской избе» и готовят к выкупу: расплетают ее девичью косу и заплетают две косы, которые прячут под головной убор, обряжают в свадебное платье. Особый ритуал — плач невесты. Мы же помним: чем больше девушка поплачет до замужества, тем меньше будет плакать в браке. Далее невеста сама укладывает сундук с приданым, а две «сватьи» — сотрудники музея Светлана Кобелева и Ольга Шевелева — едут за женихом. С жениховским поездом возвращаются к избе и проводят для парня испытания — как правило, проверяют, насколько он хорошо знает, что и где в традиционном доме расположено.

Ну, например, пусть найдет судки. Честное слово, не зная — не догадаешься: это красный угол, расположенный напротив русской печки. В судки приглашали самых важных гостей и здесь же совершались самые важные сделки.

IV Застолье

Главный элемент за вилегодским свадебным столом — вывороченный кафтан. Шерстью наружу. С ним связано сразу несколько поверий. Сколько шерстинок — столько чтоб богатства было в семье. А молодой жене говорили: «Погладь-ка по шерстке — мягко, удобно? Вот и ты так гладь мужа — все по шерстке да по шерстке».

На столе тарелки, стаканы, кувшины, миски и сосуды для вина — чудесная посуда, изготовленная котласским гончаром Алексеем Белых. Простые и красивые, приятные в руке ложки — их сделал вилегодский мастер Юрий Вилачев.

Ни одно вилегодское застолье не проходит без местного густого пива. В районе еще живут мастерицы, которые умеют варить настоящее вилегодское пиво, и для гостей избы его можно заказать. Пиво на свадьбе, как и в прежние времена, подают в братыне.

А в начале застолья, еще перед тем, как принесут пиво, молодым подают пирог с льняным семенем. Они берут пирог в обе руки и ломают его. Невеста с поклоном подает свою часть родне жениха, а жених — родне невесты. Так соединяются два рода.

Еще одно важное блюдо, фактически символ, — рыбный пирог, который подают с соблюдением многих ритуалов. Во-первых, его надо правильно положить — головой в судки, хвостом к порогу. Пирог должен быть заблаговременно разрезан — корка вскрыта и положена обратно. Считалось, что, если пирог разрезали уже на столе, молодые расстанутся.

А разрезая, поворачивать его нельзя: чтобы семья была крепка, нужно самому вращаться вокруг пирога. По пирогу рыбному могли и гадать — если внутри запечена щука, первой родится девочка, а если лещ — мальчик.

Кроме пирога в первый свадебный день на столе всегда есть каша, «заспинные» и «картовные» шаньги, мясо, запеченное в латке в русской печи, картошка, мясной суп и обязательно — жирная драчена на сметане. Она разрезалась на маленькие кубики, накрывалась полотенцем… И подавалась после того, как молодые «почелуются»!

V Костюмы

Специально для проекта разработана и отшивается коллекция льняной свадебной одежды. Руководит этим направлением мастер по традиционному костюму, ведущий методист краеведческого музея в Доме народной культуры Людмила Саламатова.

— Для «Льняной свадьбы на Виледи» мы сделали стилизацию под вилегодский костюм, которая заимствует традиционные элементы и при этом интересна современному человеку, в первую очередь молодежи, — подчеркивает Людмила Валерьевна.

От редакции добавим: трудно описать, из чего состоит коллекция, и при этом обойтись без излишнего восторга. Как нам кажется, результат этой работы станет самостоятельным культурным явлением — настолько красиво, тонко, чисто и без потерь традиция трансформирована под существующий современный запрос.

Костюмы жениха и невесты для проекта «Льняная свадьба на Виледи»
Костюмы жениха и невесты
для проекта «Льняная свадьба на Виледи»

Для жениха и невесты собраны два полных комплекта одежды с красным браным рисунком на вороте, рукавах и по подолу — красный цвет был обязателен в свадебной традиции. Причем в этот комплект входит и теплый, сшитый по традиционному крою домотканый азям. И ­обувь — кожаные хореографические ботиночки на шнуровке. И головные уборы — венки из искусственных цветов с семенными коробочками льна.

Для дружек жениха сшито шесть рубах в клеточку и сотканы обрядовые полотенца, которые надеваются через плечо. Для подружек невесты — шесть рубах с поясами, шейными украшениями и бутоньерками, которые можно приколоть к одежде, а можно и вплести в прическу. Для гостей — шейные украшения и десять предметов одежды, которые называются и занавесками, и нагрудниками, а по сути являются накидкой, которую надевают сверху на обычную одежду: специально переодеваться гостье не придется, а образ — вот он, создан.

Кроме того, собраны полные комплекты одежды с украшениями для восьми сотрудников музея, которые ведут все действо.

Выткано больше тридцати поясов — не только мастерами, но и учениками детской школы искусств № 28.

Создана линейка современных украшений по эскизам украшений традиционных.

Плюс — всевозможные платки, сороки, ленты, косняки, которыми украшали девичьи косы.

И отдельная линейка сувенирных предметов, которые имитируют содержимое свадебного сундука невесты и которые смогут приобрести гости: полотенца, платки, столешни…

Колоссальная, во многом ручная работа. И она еще не окончена.

VI Послесловие

Людмила Саламатова: «Льняная свадьба» не приурочена ни к какой дате. Она даже необязательно приурочена к бракосочетанию. Это событие, которое вы можете для себя организовать спустя четыре месяца семейной жизни, а можете — спустя пятьдесят лет. Просто потому что в вашей жизни такого никогда не было и вы хотите это испытать».

Татьяна Регуш: «На лето уже заказаны две полноценные двухдневные свадьбы: одни гости приедут из Архангельска, другие — из Санкт-Петербурга. Но часто бывает, что гости просят сыграть не весь обряд, а его элемент: выкуп невесты, обручение, сватовство — в промежуток времени между загсом и рестораном. И потом говорят, что уже не хотят идти ни в какой ресторан — так им здесь, в „Вилегодской избе“, хорошо. А молодожены, которых участвовать в „Льняной свадьбе“ уговорили родители, вспоминают это как самый трепетный момент в своей жизни».

Ольга Ильина: «Когда мы играем не всю свадьбу, а только часть обряда, все равно стараемся включить в него как можно больше традиционных элементов. Это важно для нас как для сотрудников музея: показать, что культуру наших предков возможно трансформировать в современную жизнь. Сегодня „Льняная свадьба на Виледи“ — это один из самых крупных наших проектов, в котором мы делаем ставку на сохранение традиции и продвижение туризма. Мы очень надеемся, что он прославит нашу Виледь».