Как профориентационные проекты помогают найти свое место в жизни
С 1 сентября этого года начал работу Центр опережающей профессиональной подготовки. Одна из задач центра — содействие профессиональному самоопределению учащихся. О самых интересных, популярных и эффективных проектах, которые помогают ответить на вопрос «Кем быть?», рассказывает методист центра Александра Жилина.
— Александра Васильевна, с 1 сентября 2023 года во всех школах введена единая модель профессиональной ориентации — профориентационный минимум. Что это значит?
— На федеральном уровне определен единый комплекс мероприятий, которые должны подготовить учеников к профессиональному самоопределению. Предусмотрено три уровня реализации профориентационного минимума: базовый, основной и продвинутый. Уровень зависит от ресурсов школы, но Министерство просвещения предупредило, что уже с 1 сентября 2025 года базового уровня (когда на профориентацию в учебном году заложено минимум 40 часов) будет недостаточно.
В любом случае каждый из уровней подразумевает урочную и внеурочную деятельность, взаимодействие с родителями; основной уровень дополнительно предполагает внедрение практико-ориентированного модуля и дополнительного образования, а продвинутый уровень — профессионального обучения.
В Архангельской области 60 школ приняли решение реализовывать модель профориентации на основном и продвинутом уровнях. Причем работать на продвинутом уровне планируют школы Архангельска, Северодвинска, Вельского и Приморского районов.
Отмечу, что в этом учебном году профминимум будет реализован на базе проекта «Билет в будущее».
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.
— «Билет в будущее» — это самый крупный федеральный профориентационный проект, который является частью проекта «Успех каждого ребенка». Как он работает?
В начале каждого календарного года мы вместе с управлениями образования на местах начинаем отбирать среди школьных учителей тех, кто станет педагогами-навигаторами, и регистрируем их на специальной платформе «Билета» bvbinfo.ru. Педагог заводит там «Личный кабинет», проходит обучение и получает удостоверение о повышении квалификации.
В течение учебного года учитель проводит профориентационные уроки и профориентационную диагностику и по итогам этой работы может проанализировать, у кого из детей сформирована осознанная компетентность — другими словами, кто из детей уже понимает, в какой сфере он хочет попробовать свои силы. Такого ребенка педагог ведет на перечень профессиональных проб — мастер-классов, которые проходят на базе колледжей и техникумов области.
Этот перечень согласован с областным министерством образования и федеральным Министерством просвещения. Все 33 специальности, которые в него входят, перспективны и востребованы. К квалификации мастера-наставника, расходным материалам и даже площади помещения, где будет проходит проба, предъявляются строгие требования — не все учреждения СПО имеют ресурсы, чтобы их выполнить, но тем не менее мы стараемся расширять спектр площадок проб и их географию.
— Что именно делает ребенок на пробе?
— Допустим, на мастер-классе по плотницкому делу он под руководством наставника изготавливает ящик для мелочей. Результат пробы, если это возможно, ученик забирает с собой. А самое важное — мастер обязательно должен получить отклик от ребенка и в свою очередь тоже дать ему обратную связь.
Результаты пробы, работы на уроках профориентации и профориентационной диагностики педагог-навигатор собирает в «Личном кабинете» ребенка и там же выдает ему индивидуальные рекомендации. Могу отметить, что это довольно содержательные рекомендации: там отображаются навыки, которые нужно прокачать, направления допобразования, возможные личные тренинги и так далее.
— А если человек сделал ящик и говорит: «Нет, не мое»?
— Специалисты в области профориентации считают, что отрицательный результат — это тоже результат. Он очень важен для нас, потому что сужает круг поиска.
В течение одного учебного года можно пройти одну очную пробу, перейдя в следующий класс — еще одну, а кроме того, начиная с прошлого года на платформе «Билета в будущее» стали доступны виртуальные пробы — это тоже интересно.
Еще одна особенность: с этого года к проекту «Билет в будущее» присоединились предприятия-партнеры. Мы заключили соглашение с достаточно большим количеством организаций, куда дети могут попасть на профессиональные пробы или экскурсии. Среди них — Севмаш, «Северный рейд», «Звездочка», «Арктика», «Регион 29», «Белозорие», «Малые Корелы», УЛК, «Арбис», Архангельский театр кукол, «Горсвет» и другие.
— Можно ли стать педагогом-навигатором по собственному желанию?
— До этого года отбор проходил только через районные управления образования. Но теперь появилась возможность подать заявку самостоятельно через открытый доступ на сайте. Эти заявки мы тоже включаем в «Билет в будущее». И, несмотря на то что данный проект для учителя весьма ресурсозатратный (на одного педагога-навигатора приходится как минимум 60 детей), очень многие регистрируются для участия в нем по своей инициативе.
В целом же в этом году в проекте «Билет в будущее» принимают участие 11 муниципальных образований, 169 педагогов (плюс те, кто заявится самостоятельно), 16 профессиональных образовательных организаций. Порядка 10 тысяч школьников будут зарегистрированы на платформе проекта, 1603 из них сходят на профессиональную пробу.
Для сравнения: в 2021 году на платформе зарегистрировались 43 педагога и 2742 обучающихся из 29 школ Архангельской области, в 2022 году — 58 педагогов и 2690 обучающихся из 35 школ.
— А какие региональные профориентационные проекты работают в Архангельской области?
— Один из самых популярных региональных проектов — «Дегустация профессий». Он похож на «Билет в будущее»: здесь мы тоже организуем мастер-классы на базе колледжей и техникумов. Но требования к оборудованию, программам и расходным материалам в «Дегустации профессий» более мягкие. Проект рассчитан и на детей с ОВЗ.
Два интересных проекта — «Формула профессий» и «Пусть к успеху» — реализуются через видео-конференц-связь. Есть и такая форма работы, как видеопроект «Уроки профессии», когда мастер-класс записывается на видео.
С 2022 года мы проводим крупный областной профориентационный форум, который пришел на смену выставке профобразовательных услуг. В прошлом году темами форума были лесопромышленный комплекс и сельское хозяйство, в этом — педагогика. Мы планируем, что он станет ежегодным и каждый раз будет посвящен какой‑то определенной сфере. Его особенность в том, что он проводится не в Архангельске, а сразу в нескольких муниципальных образованиях, причем главная площадка форума также располагается в административном центре одного из МО. По итогам мероприятия мы проводим ВКС со всеми участниками для обмена опытом.
— Можно оценить результат профориентационной работы?
— Профориентационная работа имеет отложенный эффект. Например, сейчас страна испытывает огромную потребность в кадрах среднего звена — и на то, чтобы покрыть эту потребность, мы направляем много усилий. Но оценить результат сможем только через несколько лет. В любом случае наш центр ежегодно проводит социологические исследования профессиональных намерений выпускников школ, и результаты этих исследований помогают нам корректировать свою работу.
Цифры и факты
- 12 тысяч человек в год охватывает профориентационной работой Центр опережающей профессиональной подготовки
- В Центре опережающей профессиональной подготовки ученики 8–11‑х классов могут пройти профориентационную диагностику с использованием компьютерного комплекса «Профориентатор» и методики «Профмастер». Подробная информация — на сайте центра https://copp29.ru.