«Профессионалитет»: перезагрузка среднего профессионального образования

В этом учебном году Новодвинский индустриальный техникум, Архангельский педагогический колледж и Архангельский медицинский колледж начали обучение студентов в рамках новой федеральной инициативы Министерства просвещения России — «Профессионалитет».

Гарантировано трудоустройство

Участие в данном проекте дает возможность учебным заведениям за счет федеральных средств оснастить учебные лаборатории и мастерские современным высокотехнологичным оборудованием. Работодателям предоставляет возможность формировать образовательные программы под свои запросы. Выпускникам, освоившим навыки работы с новыми технологиями, гарантировано трудоустройство по полученной специальности на предприятия региона.

Реализация проекта рассчитана на три года, и если опыт будет признан удачным, то программы «Профессионалитета» распространятся на все ссузы страны.

Кадры для лесной промышленности

Новодвинский индустриальный техникум стал первой образовательной организацией Архангельской области, на базе которой создан образовательно-производственный кластер лесной отрасли «ПрофиПром».

Подробнее об участии в проекте рассказывает директор техникума Наталья Тарасова:

Наталья Тарасова, директор Новодвинского индустриального техникума
Наталья Тарасова, директор Новодвинского индустриального техникума

— Мы стали базой первого образовательно-производственного кластера в регионе, выиграв конкурс в 2022 году. В состав кластера вошли 13 колледжей и пять организаций лесопромышленного комплекса, в их числе Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат, Группа компаний «Титан», Архангельский фанерный завод, Новодвинская ремонтно-строительная компания, Лесозавод № 25.

Применение имитационного тренажера лесозаготовительной техники
Применение имитационного тренажера лесозаготовительной техники

В проекте предусмотрено три источника финансирования: федеральный и областной бюджеты, а также средства работодателей. Общая сумма гранта на 2023–2025 годы составляет 192 миллиона рублей. На 2023 год выделено 130 миллионов рублей, и к началу учебного года 70 процентов средств мы уже реализовали — полностью готовы к работе шесть современных площадок, остальные находятся в процессе ремонта и обустройства.

Работодатели принимали активное участие в составлении перечня оборудования для конкретных площадок. Говорили, что именно необходимо закупить и установить для формирования тех профессиональных навыков, которые позволят нашим выпускникам стать мастерами своего дела и безболезненно войти в работу.

Образовательные программы, разработанные нашими педагогами, немного отличаются от обычных программ — они также учитывают требования предприятий-партнеров к подготовке кадров. Обучая по новым программам, мы выпустим специалистов, полностью адаптированных под предприятия.

Главная задача проекта «Профессионалитет» — уйти от принципа «Забудьте все, чему вас научили в колледже, будем переучиваться».

Программа популяризации

— В прошлом году на уровне региона была разработана программа популяризации федерального проекта «Профессионалитет», — продолжает Наталья Сергеевна, — в рамках которой проводилось множество интересных профориентационных мероприятий для школьников 8, 9, 10‑х классов не только Новодвинска, но и области: классные часы, экологические мероприятия, игры, квесты, квизы, хакатоны и, конечно, экскурсии на предприятия.

Во время приемной кампании абитуриентам помогали в профессиональном самоопределении наставники, партнеры-работодатели, специалисты приемной комиссии, педагоги-психологи, студенты — амбассадоры «Профессионалитета». Представители руководства техникума и члены приемной комиссии отвечали на многочисленные вопросы, возникающие в ходе кампании. Проводились встречи работодателей с родителями абитуриентов и поступающими, были организованы экскурсии по учебным классам и мастерским техникума.

Благодаря этому общий набор по кластеру выполнен на 100 процентов и составил 588 человек.

В этом году на программы «Профессионалитета» мы перевели также студентов второго курса: будущих техников-технологов и теплотехников.

Обучать быстро и качественно

— Кроме того, по программам «Профессионалитета» мы впервые открыли и заочную подготовку с сокращенным сроком обучения — два года вместо четырех лет. Это особенно востребовано у предприятий, которые хотят повысить уровень образования работников за более короткий срок. Несмотря на то что мы особо и не рекламировали эти программы, к нам уже обращаются предприятия из других регионов. В перспективе будем расширять перечень дополнительных профессиональных программ. Обучение также будет проводиться на новых площадках.

Сокращен до 2,6 года и срок обучения по очень востребованной профессии мастера контрольно-измерительных приборов и автоматики.

По остальным направлениям сроки обучения стандартные: по программам подготовки квалифицированных рабочих — два года, по программам подготовки специалистов среднего звена — три года.

На третий год проекта мы проучим около тысячи человек, но полностью не покроем потребности предприятий. Поэтому с трудоустройством у наших выпускников проблем не будет.

Я всегда говорю нашим абитуриентам, студентам и их родителям, что они сделали правильный выбор, потому что все наши специальности практические и гарантируют трудоустройство. Полученные в стенах техникума профессиональные навыки помогут молодежи уверенно войти во взрослую жизнь, — подчеркивает Наталья Тарасова.

Открытие «Профессионалитета» в Архангельском педагогическом колледже, 1 сентября 2023 года
Открытие «Профессионалитета» в Архангельском педагогическом колледже, 1 сентября 2023 года

«ПРОобразование»

Символично, что в Год педагога и наставника одно из самых крупных и старейших образовательных учреждений региона — Архангельский педагогический колледж — также вошло в федеральный проект «Профессионалитет» по направлению «Педагогика».

Какие изменения ждут будущих воспитателей и учителей, рассказала директор Архангельского педколледжа Людмила Перова:

Людмила Перова, директор Архангельского педагогического колледжа
Людмила Перова, директор Архангельского педагогического колледжа

— В этом году перечень направлений «Профессионалитета» пополнился педагогикой. В марте мы написали заявку на грант, а в апреле узнали, что выиграли. Мы поставили перед собой задачу сформировать инновационную среду с уникальными образовательными программами по педагогическим специальностям.

Мы — амбассадоры «Профессионалитета», мы ведем за собой!
Мы — амбассадоры «Профессионалитета», мы ведем за собой!

Наш образовательный кластер называется «ПРОобразование». В него входят пять образовательных организаций региона: Архангельский государственный многопрофильный колледж, Котласский педагогический колледж имени А. М. Меркушева, Каргопольский педагогический колледж, Вельский индустриально-экономический колледж и наш колледж как базовая организация.

Разработанный сетевой регламент позволит студентам других образовательных организаций кластера проходить на нашей базе циклы профессиональных дисциплин.

Партнерами кластера в качестве работодателей стали 12 образовательных организаций Архангельска, в их числе детские сады, школы и учреждения дополнительного образования. В перспективе мы планируем дополнить список работодателями из Котласа, Каргополя и Вельска, чтобы содействовать в трудоустройстве по месту жительства.

Спрос на педагогические специальности у нас в регионе очень большой. Всего за три года мы планируем обучить не менее двух тысяч человек. На 1 сентября по кластеру мы набрали 635 первокурсников, из них почти 400 человек будут обучаться в нашем колледже.

Студенты Архангельского педагогического колледжа — участники программы «Профессионалитет»
Студенты Архангельского педагогического колледжа — участники программы «Профессионалитет»

Педагоги будущего

— Программы подготовки будущих педагогов сориентированы на потребности сферы образования Архангельской области, — подчеркивает Людмила Алексеевна. — Они составлены с учетом современных требований, с внедрением цифровых технологий, применением искусственного интеллекта и виртуальной реальности. Обновлением образовательных программ мы занимались все лето — и уже в этом учебном году начали работать в новом формате. Среди направлений, которые будут реализованы в кластере «ПРОобразование», — дошкольное образование, преподавание в начальных классах, педагогика дополнительного образования, специальное дошкольное образование, физическая культура, музыкальное образование. В рамках проекта будут внедрены и новые образовательные программы СПО: в 2023 году — специальное дошкольное образование, в 2024‑м — коррекционная педагогика в начальном образовании, в 2025 году — педагогика дополнительного образования (туристско-краеведческая, социально-педагогическая).

В нашем кластере мы акцентируем внимание на том, что студентам необходимо овладеть как образовательными программами, так и программой воспитания детей, нацеленной на передачу ценностей нашего общества, формирование гражданской позиции. Это поможет студентам быть готовыми к вызовам современного мира, развить навыки, необходимые педагогам.

В перспективе реализация проекта предполагает постепенное внедрение демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации. Данный шаг нацелен на повышение качества подготовки выпускников.

Отработка практических навыков сварки
Отработка практических навыков сварки

Ремонт и оборудование

— На создание образовательного кластера из федерального бюджета предоставлен грант в виде субсидии в размере 60,5 миллиона рублей, — продолжает Людмила Перова. — В рамках этих средств запланирован капитальный ремонт кровли второго корпуса и учебных помещений первого и второго корпусов. Будут проведены работы, связанные с брендированием помещений кластера. Приобретем оборудование, мебель, средства обучения и воспитания, необходимые для реализации новых образовательных программ. Создадим следующие зоны по видам работ: лабораторию развития мягких навыков, мастерскую развития цифровых компетенций, мастерскую робототехники, мастерскую физического развития детей, мастерскую музыкального воспитания детей, мастерскую продуктивных видов деятельности, мастерскую по работе с детьми с ОВЗ, лабораторию проектной деятельности, учебную лабораторию методической работы.

Так, например, для лаборатории «Организация проектной деятельности» будут приобретены модели и цифровые лаборатории по разным дисциплинам. С их помощью мы будем учить студентов разрабатывать различные дисциплинарные проекты, в том числе тому, как это делать с детьми. В лабораторию «Робототехника» закупим различные конструкторы и наборы для изучения основ программирования. Лаборатория «Цифровые технологии» будет оснащена аппаратурой для 3D-моделирования, портативным центром прототипирования, голографическим столом, лабораторией виртуальной реальности, набором учебного квадрокоптера, учебной летающей робототехнической системой и другим оборудованием для отработки навыков использования цифровых технологий. В лаборатории «Внеурочная, досуговая и вожатская деятельность» появятся комплекты для создания мультфильмов, мультстанок для кукольной анимации, интерактивная трибуна, комплект для проведения онлайн-обучения с интерактивной прозрачной доской и многое другое. Все оборудование очень интересное. Оно призвано вовлечь студентов в систему научно-технического творчества.

Дизайн-проект, соответствующий федеральным требованиям, уже утвержден. До конца календарного года мы должны закупить и установить все оборудование. Планируем, что обучение в лабораториях начнется с января 2024 года.

Кроме того, 15 миллионов рублей из областного бюджета и 3 миллиона рублей из внебюджетных средств колледжа мы направим на текущий ремонт.

Управленцы и педагоги тоже учатся

— Проектом «Профессионалитет» предусмотрено также повышение квалификации педагогических кадров и управленческих команд.

Педагоги нашего кластера смогут овладеть актуальными педагогическими, профильными, цифровыми навыками в рамках дополнительного профобучения и во время стажировок на предприятиях, в том числе в других педколледжах страны.

По дополнительной профессиональной программе «Развитие управленческой команды образовательного кластера: ключевые компетенции и видение будущего» повышает квалификацию региональная управленческая команда Архангельской области. В нее вошли представители органов управления образования и директора базовых организаций. В ходе программы подготовки наша команда изучила интереснейший опыт коллег, маркетинговые стратегии, законы управления финансами, ресурсами. Далее мы будем переосмысливать свой подход к управлению, развивать лидерские качества, способности к анализу и стараться применять все это на практике.

В завершение важно сказать, что всю жизнь колледжа с сентября до сентября пронизывает профориентация. Реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на широкое информирование целевой аудитории о возможностях федерального проекта и об особенностях поступления на образовательные программы, — отметила Людмила Перова.

Вся актуальная информация о реализации проекта «Профессионалитет» регулярно размещается на официальных информационных ресурсах колледжей.

Цифры и факты

  • 588 человек составил общий набор абитуриентов по кластеру
  • Образовательные программы, разработанные педагогами техникума, немного отличаются от обычных программ — они также учитывают требования предприятий-партнеров к подготовке кадров.
  • 60,5 миллиона рублей выделено из федерального бюджета на создание образовательного кластера

Официальная группа Новодвинского Индустриального техникума в соцсети «ВКонтакте»

Официальная группа Архангельского педагогического колледжа в соцсети «ВКонтакте»