Шенкурск встретил нас летним дождем и буйным ароматом сирени. В последнее воскресенье июня город отметил свое 880-летие. Отсчет историки ведут от первого упоминания важского поселения в 1137 году. Сегодня Шенкурск — это центр района, в котором более 250 населенных пунктов и восемь сельских муниципальных образований. Живет в районе 13 тысяч человек.

Паромная переправа
Паромная переправа

Переправа — как головная боль

Глава Шенкурской районной администрации Виктор Парфенов за те пять лет, что здесь работает, проехал и обошел пешком весь район, а потому о вверенной ему территории знает все не из отчетов. Причем знает до тонкостей: чем живут здесь люди и в чем нуждаются.

— Шенкурский район имеет довольно выгодное географическое расположение, — считает Виктор Парфенов. — Мы находимся в самом центре Архангельской области, а федеральная трасса обеспечивает абсолютную транспортную доступность.

Дороги и переправа через Вагу — главные проблемы местной власти. Правда, положение спасает понтонный мост, но в половодье единственным решением остается паром. Но он — частный, а потому преимуществом бесплатной переправы пользуется только спецтранспорт пожарных, почты, скорой и им подобных служб.

Работающим в Шенкурске предприятиям переправа обходится в немалые суммы. Решением проблемы может стать только строительство капитального моста.

Проектные изыскания по его строительству были начаты в прошлом году.

Капитальный мост решит транспортные проблемы района
Капитальный мост решит транспортные проблемы района

— Сегодня проект практически готов для проведения экспертизы, — рассказывает Виктор Парфенов. — Стоимость строительства — порядка одного миллиарда рублей.

Таких денег у района, конечно, нет. Но с имеющейся на руках готовой проектной документацией с помощью правительства и депутатов Государственной Думы от нашего региона источник финансирования искать все же легче, считает глава района.

Ну, а что касается остальных дорожных проблем, то они не настолько масштабны, как первая. К тому же в этом году — беспрецедентный для района случай — впервые за многие годы выделено порядка 100 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов на строительство двух дорог. Скоро будут построены два подъезда — к деревням Шеговары и Никифоровская, а также капитальный мост через реку Ледь. Несколько месяцев назад был сдан мост через речку Шеньгу на автодороге, ведущей в детский оздоровительный лагерь «Альтаир».

> 10 млн ₽ — стоимость строительства муниципальной бани. Проект полностью профинансирован частным бизнесом.
> 10 млн ₽ — стоимость строительства муниципальной бани. Проект полностью профинансирован частным бизнесом.

Отопление без катаклизмов

— Благодаря стараниям людей развивается и район, — говорит глава. — Взять, к примеру, коммунальную сферу. Здесь у нас произошла настоящая революция. Раньше котельные работали на угле, но, имея столько отходов лесопереработки, грех не отапливать ими город и крупные поселения. Приняли принципиальное решение, вложили средства в перевооружение котельных, и сегодня они все работают на местном топливе. В результате получили качественное отопление без сбоев и прочих катаклизмов.

Наши лесопромышленники — это тот самый социально ответственный бизнес, который никогда не стоит в стороне от решений проблем района, не говоря уж о пополнении бюджета. Они строят дороги. С их помощью мы, по сути, избавились от аварийных мостов.

Что вызывает сожаление, так это ситуация с лесным фондом. Его, увы, недостаточно для полноценной работы местных лесников. А развитие района мы видим все-таки в успехе лесопромышленных предприятий, которым нужна лесосека. У многих договор аренды истекает совсем скоро. И мы надеемся на то, что Госдума нас в этом вопросе услышит, что будут приняты изменения в Лесной кодекс, которые позволят добросовестным арендаторам получать лесосеку на льготных основаниях.

Тренер роботизировал колхоз

Второе направление, на которое делают ставку в развитии экономики района, — сельское хозяйство. И здесь тоже человеческий фактор — главное. Такой, как в случае с крестьянским хозяйством «Наводово», где спортивный тренер, ранее не имевший никакого отношения к сельскому хозяйству, развил на базе бывшего колхоза абсолютно современное полностью роботизированное производство.

Не менее активно развивается КХ «Шеговары», где в этом году сдали новую ферму, и многие другие. К слову, сельское хозяйство района — это не только мясомолочные фермы. Очень продуктивно и овощеводство. Глава района акцентирует, что в сфере сельского хозяйства у района хорошие перспективы — есть земли, которые можно обрабатывать. Дело за инвесторами.

Туристам на заметку

Большую ставку делают и на сельский туризм. За последние семь лет это направление в районе получило серьезное развитие.

— Практика показывает, что горожане имеют потребность и в спокойном отдыхе в глубинке, — говорит Виктор Парфенов. — У нас появилась целая сеть гостевых домов — порядка десяти. Это старинные деревенские дома, которые принадлежат местным жителям и предлагаются туристам.

В районе есть туристическая ассоциация, функционируют пять туристических маршрутов, развивается событийный туризм, главными мероприятиями которого стали фестивали «Вереница» и «Рыбачь-ка», а также Сретенская и Введенская ярмарки, собирающие не только мастеров Шенкурья, но и всего региона. Сохранением и развитием народных художественных промыслов занимаются шесть ТОСов.

880-летний юбилей Шенкурска в городе отметили в июне
880-летний юбилей Шенкурска в городе отметили в июне

Цифры

  • 5 674 т молока произведено в районе в 2016 году;
  • 5 283 кг — средний удой на одну корову;
  • 623,1 тыс. м³ — объем заготовки древесины в районе в 2016 году.