Студент Архангельского музыкального колледжа известный молодой музыкант Арсений Синюшкин рассказывает о своих учителях, любимой музыке и о том самом моменте, когда он понял: гармонь — это мое

Первый раз на большой сцене

— Арсений, расскажите, с чего все началось?

— Началось все очень-очень давно. Мой прадедушка Николай Николаевич Симухин играл на гармошке. Совсем маленьким я приезжал к нему в гости в Кировскую область, садился на печку и слушал, как он играет. Вот такие первые воспоминания иногда всплывают…

А моя мама Ирина Симухина — преподаватель баяна и гармони. Сейчас она работает в Ломоносовском ДК и детской школе искусств № 48, а прежде преподавала в ДШИ № 31 на Варавино. Когда мне было семь лет, мама привела меня в школу искусств к преподавателю по классу гармони Николаю Борисовичу Дерябину. Класса до пятого я просто ходил в музыкалку, потому что так надо. Иногда даже пропускал занятия, думал — лучше я с друзьями погуляю.

— А когда стало понятно, что гармонь — это ваше?

— Наверное, в классе пятом это и произошло. Мне было лет 11–12, когда я впервые выступил на большой сцене — в Архангельском городском культурном центре, а потом и в драмтеатре. Я испытал незабываемые эмоции и с того момента понял — это мое.

Арсений Синюшкин, лауреат общероссийского конкурса «Молодые дарования России», обладатель высшей молодежной награды «Звезда академика Д. С. Лихачева»
Арсений Синюшкин,
лауреат общероссийского конкурса «Молодые дарования России», обладатель высшей молодежной награды «Звезда академика Д. С. Лихачева»

Педагогический секрет

— Кто ваши главные учителя?

— Мой первый учитель Николай Борисович Дерябин сейчас уже вышел на пенсию. Я с большим удовольствием ходил к нему на уроки. Помню, однажды не подготовился к занятию и он сказал только одно: «Двойка. Иди». Это было ужасно, я вышел от него чуть ли не в слезах. И Николай Борисович тоже переживал. После этой двойки я стал заниматься еще упорнее.

Как он мотивировал? Я, если честно, до сих пор не понимаю, в чем именно заключался его педагогический секрет. Но это человек, которого я уважал с первого урока. Он просто располагал к себе — и меня, и других учеников. Просто хотелось ходить к нему на занятия.

И второй мой учитель — ведущий педагог класса гармони, заслуженный работник культуры РФ Василий Николаевич Сыроватский.

Как я пришел в Архангельский музыкальный колледж: окончил семь классов в школе искусств, и Николай Борисович Дерябин сказал, что больше ничего не может мне дать — надо идти в колледж. А тогда здесь как раз открылся отдел дополнительного образования. Я пришел к Василию Николаевичу, и он предложил: либо мы занимаемся, как в музыкальной школе, — сидим, разбираем все по мелочам, по ноткам, по тактам… Либо он занимается со мной как со студентом: я учусь сам, прихожу к нему с готовым произведением и на занятии мы рассматриваем какие‑то более важные, крупные аспекты. Конечно, я выбрал второе.

С этого началось мое музыкальное взросление. Василий Николаевич перфекционист. У него все четко, к нему нужно приходить максимально готовым.

Не только народная музыка

— Еще два года вы будете учиться в колледже, а потом?

— В любом случае — высшее образование, консерватория.

— Кем вы видите себя в будущем — педагогом или концертирующим музыкантом?

— Еще в музыкальной школе в меня вложили, что сначала нужно отучиться, а уже потом начинать серьезную концертную деятельность. А в целом да, я вижу себя артистом. И может быть, впоследствии, когда будет накоплен необходимый опыт, получится совместить эту деятельность с педагогикой.

— А что вам как артисту интересно? Традиционная народная музыка или, может быть, то, что получается на стыке жанров…

— Многими известными музыкантами проверено: на гармошке можно играть не только народную музыку. Сейчас, если случается выступать на концертах, мы стараемся играть классическую музыку. В будущем мне было бы интересно попробовать поиграть с каким‑нибудь ансамблем или самому собрать ансамбль — объединить и народные, и эстрадные, и классические инструменты. Сам я, кстати, слушаю много очень разной музыки — и старой, и современной.

Вот ближайший пример. Вместе со студентом 3‑го курса Михаилом Окуловским в начале ноября мы ездили на конкурс «Самоцветы России». Наш дуэт взял Гран-при, а соло мы заняли 1‑е и 2‑е места. Дуэтом мы исполняли очень интересное произведение Дмитрия Шилова «Рок-токката», а по отдельности — одно произведение нашего гармониста-виртуоза и композитора Сергея Сметанина и одно — композитора Евгения Дербенко.

Евгений Петрович делает обработки и классических, и джазовых, и эстрадных, и народных произведений, очень много сам пишет музыки для гармони. Он преподает в городе Орле. Я знаком с его учениками — они рассказывали, что Евгений Петрович пишет все время. Например, у него жена делает заготовки на зиму, что‑то консервирует, а он крышки на столе разложит и начинает по ним стучать.

И получается мелодия.

Справка

Арсений Синюшкин — студент 2‑го курса Архангельского музыкального колледжа по специальности «инструментальное исполнительство (гармонь)».

Обладатель премии губернатора Архангельской области, лауреат общероссийского конкурса «Молодые дарования России», лауреат премии им. А. П. Петрова в номинации «Музыкальное искусство» и обладатель высшей молодежной награды «Звезда академика Д. С. Лихачева». Победитель XVII молодежных Дельфийских игр России, IV Всероссийского фестиваля-конкурса «Символы национальной культуры: Русская гармонь», конкурса-фестиваля в рамках международного проекта «Колыбель России», лауреат Дельфийских игр СНГ, абсолютный победитель международного проекта «Колыбель России».