Архангельский областной институт открытого образования — локомотив в педагогическом сообществе региона по внедрению IT-проектов

В институте работает центр образовательных инфотехнологий. Его специалисты создали множество полезных сервисов, чтобы упростить труд педагогов: «Цифровое образовательное кольцо Архангельской области», «Личный кабинет педагога Архангельской области» и ряд других. Отдельное направление — взаимодействие со школьниками. Пять IT-мероприятий института включены в региональную программу «Развитие образования и науки Архангельской области».

Инновационная битва

Открытый командный дистанционный турнир по робототехнике AR2T2 не имеет аналогов в России, на него у института открытого образования получен патент. За зрелищной битвой роботов стоит инженерная смекалка участников — учеников 5–11‑х классов.

Юрий Бобров, директор центра образовательных инфотехнологий
Юрий Бобров,
директор центра образовательных инфотехнологий

— Идея появилась в 2013 году, когда мы задумались о более активном вовлечении школьников в робототехнику, — рассказывает директор центра образовательных инфотехнологий Юрий Бобров. — Все существующие соревнования очные, но не у каждого есть возможность ездить в другие города. Мы решили создать турнир, в котором ребята смогут участвовать, находясь в своих школах.

Состязания проводятся на специальном сайте. На первом этапе, за две недели до турнира, публикуются технические условия: какого робота нужно собрать и какое поле для него изготовить. А вот задачу — что именно предстоит делать роботу — организаторы держат в секрете до начала турнира.

— Такой подход дает замечательный пропедевтический эффект. В процессе подготовки ребята начинают сами ставить перед собой задачи, пытаясь угадать, что ждет их на конкурсе, — продолжает Юрий Владимирович. — Даже если они в итоге не выйдут на сам турнир, а просто сделают поле, соберут робота и попытаются генерировать идеи — уже серьезно продвинутся вперед. А представляете радость команд, которым удается почти угадать задачу и у них уже есть фактически готовый код!

О том, какого робота нужно собрать, участникам сообщают за две недели до турнира
О том, какого робота нужно собрать, участникам сообщают за две недели до турнира

В реальных условиях

Конкурсная задача появляется на сайте утром в день турнира. У ребят есть четыре часа, чтобы найти решение и загрузить его в «Личный кабинет». После небольшого перерыва команды могут увидеть в режиме онлайн, как написанные ими программы работают на аналогичных роботах у членов жюри. Так организаторы развивают идею промышленной робототехники.

— Мы запускаем решения участников на таких же роботах и на аналогичном поле, но могут отличаться условия освещения, другие факторы, — отмечает Юрий Бобров. — Поскольку речь идет о практической робототехнике, то программа должна решать поставленные задачи на всех аналогичных устройствах в рамках ограниченных условий. Робот-пылесос ведь уберет вашу квартиру независимо от освещения или конфигурации комнаты.

Жюри работает на четырех площадках: две — в Архангельске, одна — в Северодвинске на базе лицея № 17 и еще одна — в Сыктывкаре в Коми республиканском институте открытого образования. В 2014 году турнир начинался как региональное мероприятие, а за это время вырос до масштабного турнира, в котором участвуют команды из 35 регионов России, а также Беларуси.

Кстати, это не единственное мероприятие по робототехнике, организованное институтом открытого образования. В содружестве со школой № 20 Северодвинска проводится очная межмуниципальная олимпиада по робототехнике.

Написать игру и решить задачи

Уже 22 года институт открытого образования проводит дистанционный командный турнир по программированию. За восемь часов школьникам предлагается написать по предложенному сценарию маленькую компьютерную игру. Ребята пробуют себя не только в качестве программистов, но и гейм-дизайнеров, тестеров, генераторов идей. Созданные игры выкладываются на сайте, чтобы члены жюри и участники команд могли в них поиграть и выставить свои оценки. В дальнейшем высчитывается средний балл и определяются победители.

Пользуется популярностью дистанционная олимпиада по информационным и коммуникационным технологиям, которой в этом году исполнился 21 год. Она проводится в личном зачете, в ней принимают участие более 200 школьников региона. Над созданием задач работает большой коллектив авторов, и решить их на максимальные сто баллов практически невозможно. За последние два года это удалось только одному участнику — Михаилу Михаловскому из Урдомской средней школы (Ленский район).

Специалисты института открытого образования задействованы в техническом сопровождении Всероссийской олимпиады школьников и особо пристальное внимание уделяют информатике. Шесть лет назад они перевели муниципальный этап олимпиады по этому предмету на платформу системы автоматизированного проведения соревнований.

Пифагор всегда прав

Областной конкурс веб-квестов ежегодно собирает до 500 участников — более сотни команд со всей области. Для его проведения создан специальный портал, на котором аккумулируются все работы ребят. Разброс тем впечатляет: квест «Пифагор всегда прав» посвящен математике, «Ключи от профессии» — профориентации, «Вперед за сарафаном» — литературе…

— Каждый год мы берем проблему из различных сфер и исследуем ее с помощью информационно-коммуникационных технологий, — поясняет Юрий Бобров. — Веб-квест рассчитан на месяц. Еженедельно мы открываем новый этап: ребята отвечают на поставленные вопросы и решают микрозадачи. В результате получаем пул исследовательских работ, где школьники рассматривают одну проблему с самых разных сторон. Задачи, как правило, очень творческие. Например, сделать интерактивную экологическую экскурсию по своему населенному пункту или составить фоторобот героя литературного произведения. После квеста участники оставляют отзывы на сайте, и часто звучит одна и та же мысль: «Мы провели время с пользой и стали дружной командой». Для нас это высокая оценка и стимул двигаться дальше. Специалисты Архангельского областного института открытого образования постоянно ищут новые формы, идеи, направления и создают конкурсные мероприятия, позволяющие сделать жизнь школьников Поморья яркой и познавательной.

Цифры и факты

  • 35 регионов России участвуют в открытом командном дистанционном турнире по робототехнике AR2T2
  • Архангельский областной институт открытого образования давно и массово внедряет дистанционные образовательные технологии, благодаря чему с началом пандемии в 2020 году для системы образования региона не составило проблемы оперативно перейти на рельсы дистанта.

Центр образовательных инфотехнологий