Котласская автоколонна Группы «Илим»
Выполнить планы по вывозке леса, при этом сохранить коллектив — основные задачи Котласской колонны обособленного структурного подразделения «Транспортный цех» Группы «Илим». Расскажем, как это удается предприятию в условиях пандемии и санкций.
Всегда иметь ноль по ДТП
На базе предприятия развернуто четыре самостоятельных подразделения «Илима». Здесь и транспортники, и дорожники, и ремонтники, и техническая дирекция, а также лесозаготовители Удимского ЛЗУ.
— Корни истории нашей автобазы уходят еще в 1959 год, когда здесь открылся большой грузовой «Совнархоз». В 1975‑м его переименовали в военизированную автоколонну — 1182, которая была подведомственна Котласскому военкомату, работники имели бронь. В 1994 году базу в результате приватизации реорганизовали в «Котласавтотранс», часть акций которого тогда приобрел Котласский ЦБК. А в 2004 году собственник комбината купил полный пакет акций и предприятие стало называться «ИлимСеверАвто», с 2008‑го — «ИлимСеверЛес». С 2010 года здесь развернулась уже Котласская колонна транспортного цеха Группы «Илим», — рассказывает начальник колонны Сергей Евгеньевич Мокрянский (он начинал здесь водителем и механиком в 2003 году).
Техника в стояночных боксах дорожно-строительной службы поражает чистотой — никакой грязи, пыли. Для машин высокой проходимости это удивительно. «Трудимся, моемся! Вы увидите дальше мойку… Компания создает условия для работы», — отмечает Иван Николаевич Шивринский, руководитель дорожно-строительной службы.
В его подразделении восемь самосвалов, шесть экскаваторов, четыре бульдозера — больших и не очень, техника высокой проходимости, в том числе пожарная на гусеничном ходу, каток для уплотнения лесных дорог. Любой водитель может сесть за руль любого транспорта.
— Стараемся принимать водителей с тремя-четырьмя открытыми категориями — на автогрейдер и бульдозер, экскаватор. Универсалов немного, но у нас приходится учиться, и компания целенаправленно вкладывается в подготовку специалистов, особенно когда человек опытный, предан предприятию, — продолжает Иван Николаевич.
Он имеет в виду таких сотрудников, как Дмитрий Головин, Вадим Верещагин, Алексей Хабаров. По возрасту костяк его водителей — за 40. Работа у них во многом экстремальная.
Если говорить про транспортный цех, в составе Котласской колонны 32 лесовоза, четыре автобуса, 17 машин вспомогательной техники — топливозаправщики, вахтовки, легковые автомобили для доставки рабочих, уазики. В трех колоннах техники еще больше. Этими силами подразделение делает половину всей вывозки для комбината Группы «Илим» в Коряжме, остальной объем закрывают частные перевозчики.
«Нарушаем ПДД? Звони…» — эту надпись видишь на лесовозах и другой технике «Илима». Охрана труда и безопасность дорожного движения — в числе приоритетных требований к работникам.
— Всегда иметь ноль в показателях ДТП — наша высшая цель. Но при таком количестве автомобилей и водителей это очень сложно. Поэтому ежегодная цель — снижение числа аварий на дорогах по вине наших водителей на 10 процентов от показателя предыдущего года. В 2021‑м коллективу это удалось, всего восемь ДТП за год, — рассказывает начальник подразделения «Транспортный цех» Евгений Павлович Шмонин.
Каждое (!) утро в Котласской колонне анализируют отчет системы мониторинга скоростного режима водителей, поэтому количество нарушений ПДД минимально.
— В каждом автомобиле установлена система мониторинга через GPS. Мы можем отслеживать среднюю скорость, местоположение лесовоза, остаток топлива в баке, — уточняет детали Евгений Шмонин.
«Лучше, чем у нас, нигде нет!»
Выполнить планы и сохранить коллектив — задача для руководства многогранная. В последние годы наблюдается текучесть кадров. При увольнении водители в основном ссылаются на размер оплаты труда.
— К таким аргументам отношусь скептически: где‑то у частников в сезон, может, и платят больше, но по кругу на год гнаться не за чем, плюс люди лишаются массы льгот и соцгарантий «Илима», соглашаются на бешеные переработки. Бывает, работники возвращаются все‑таки к нам. У нас работа есть круглый год. А люди приезжают трудиться даже из Вельского, Устьянского районов, и из Архангельска есть! И в части зарплат сейчас работа ведется большая. С 1 апреля были пересмотрены часовые тарифные ставки и расценки на перевозку древесины, — комментирует Евгений Павлович, пока мы осматриваем территорию Котласской колонны.
— Придя на работу в «Котласавтотранс», я успел застать времена, когда людям зарплату не платили по четыре месяца, часть выдавали продуктами. Когда комбинат взял нас под свое крыло, зарплата стала своевременной, потом появились социальные пакеты. На смену машинам 1970‑х пришла новая техника. Парк обновляется, 100 процентов — иномарки. Работа водителей стала комфортабельной, им уделяется много внимания: обучение, санатории и так далее — у нас много плюсов. И на самой базе идет модернизация: крышу над стояночными боксами сделали, построили новый склад, современную круглогодичную мойку. Ремонты в кабинетах прошли. Лучше, чем у нас, нигде нет! — поддерживает разговор начальник Котласской автоколонны Сергей Мокрянский.
У смотровой ямы в помещении корпуса транспортного цеха проводит сезонное ремонтное обслуживание своей «буханки» стажист предприятия Владимир Михайлович Рыжов. Он работает 46 лет! Отец троих детей, дед шестерых внуков.
— В автоколонну-1182 я устроился еще до армии слесарем, уже через год пересел за руль, через три месяца ушел в армию, но после службы вернулся, трудился на самосвале. Вся молодость в командировках, как старшая дочь выросла — не заметил. Сейчас в основном вожу в лес мастеров Удимского ЛЗУ, операторов, запчасти. Время изменилось, но в лучшую сторону! Я начинал с бортового ГАЗ-51 и «Захара» (бортовой ЗИЛ-150). КамАЗ тогда для нас был — как сейчас «Вольво» и «Скания» для молодежи. Труд стал легче и для водителей, и для слесарей — все оборудование есть, инструмент. Был бы помоложе, еще б потрудился и на лесовывозке! — рассказывает Владимир Михайлович.
Четыре раза в неделю он ходит играть в теннис, а еще плавает (плюс — дешевые абонементы от компании в бассейн), бегает, стреляет в тире. Уже пять лет — с тех пор как Котласская колонна влилась в спартакиады ЦБК и Лесного филиала Группы «Илим» — Владимир Рыжов активно участвует во всех играх, командных и личных зачетах. И коллег подбадривает, увлекая участвовать.
— Спорт — тоже часть активной жизни на нашем предприятии. Это не только развлечение и отдых, но и весомый вклад в укрепление здоровья водителей. Здоровый образ жизни гарантирует им допуск на маршрут. Каждую смену водители начинают и заканчивают прохождением медосмотра, — говорит Евгений Шмонин.
Медосмотр — непредвзято
Медработник Юлия Кузеванова подтверждает слова руководителя. Водители уделяют большое внимание здоровью. А передовая организация медосмотра в Котласской колонне помогает вовремя заняться профилактикой проблем. Медик показывает нам программно-аппаратный комплекс, на котором ежедневно порядка 140 водителей фиксируют нужные параметры здоровья — давление, пульс, наличие или отсутствие алкоголя в крови, температуру.
— Не так давно это был пилотный проект компании. На Котласской колонне его обкатали, результат хороший. Все данные по каждому человеку есть на сервере, можно выгрузить графики, выделить группы риска, рекомендовать пройти дополнительное обследование у кардиолога, — говорит Евгений Шмонин.
Комплекс здорово облегчил труд Юлии и ее коллег. Медики, как и водители, тоже трудятся полную смену по 12 часов. А в период строгих ограничений по ковиду проводили экспресс-тестирование на наличие инфекции.
Мотивация для развития
В разгар пандемии Группа «Илим» усилила программу соцгарантий сотрудникам — выплат было больше, но вместе с тем работали люди в новых условиях охраны труда и здоровья.
— Очень сложный период для всех нас. Кто мог уйти на удаленку — научились работать из дома. Но водитель не может вести лесовоз на удаленке. Велись санитарные обработки техники. Маски, перчатки, бесконтактная передача смены — когда напарники не встречаются в лесу, не передают смену. Одни уехали, приехали другие. При въезде на вахту — ПЦР-тесты. Пока все отменено, не хотелось бы возврата ситуации. Но она многому нас научила, еще больше сплотила — один в поле точно не воин, та же прививочная кампания — это работа коллективная. С заболеваемостью в 25 процентов наши планы не выполнить. А ковид у нас доходил до этой планки, — продолжает Евгений Павлович.
Сегодня подразделение, как и вся компания, проходит новые испытания в условиях санкций.
— На всех уровнях идет контроль, чтобы не допустить остановок и простоев. По маслам, по запчастям, по закупке новой техники — по всем позициям анализируется ситуация. Службы смотрят: где есть аналоги зарубежных деталей, где нет. Цены, конечно, не радуют, но стараемся, ищем аналоги, выходим из положения. Этим плотно занимается техническая дирекция. Отработавшие положенный срок машины не списывают — они оставлены на запчасти, по крайней мере на какой‑то период. Максимально все хранится, проверяется, восстанавливается, чтобы минимизировать любые издержки по эксплуатации техники. Хотя санкции на самом деле не пугают. Это возможность для развития. СССР не раз доказывал это, — объясняет начальник дорожно-строительной службы Иван Шивринский.
Все будет хорошо!
Тем временем мы дошли до складской службы. На смене — специалист по учету товарно-материальных ценностей Елена Новодворская. Ее стаж в автоколонне уже 20 лет: начинала уборщицей, была заведующей складом. Четыре года, как склад переехал в новое здание. В помещении просторно, удобно. Все подписано и находится на своих местах. Елена Юрьевна легко найдет любую гайку или шину, чтобы выдать по требованию в дефектной накладной. Настроение у нее приподнятое. Как будет дальше с запчастями?
— Хорошо все будет, — уверенно отвечает она. — Оборотный склад у нас сейчас тоже есть, вновь восстановленные запчасти по ремонту.
Даже на таком вспомогательном участке чувствуется забота компании о людях. Складская служба обслуживает три подразделения, работы заметно добавилось. Но и автоматизация с цифровизацией в помощь. Есть оборудование по считыванию номеров МТЦ по шинам, запчастям, современные подъемники. Труд максимально облегчен.
«У мужиков в лесу не проще!»
Идем в диспетчерскую — это одна из самых горячих служб Котласской колонны. На смене Анна Александрова. Она владеет полной оперативной обстановкой в своем коллективе.
— В данный момент обрабатываю путевые листы на лесовозы, дорожную технику, легковую. Выдаем путевой лист — водители едут, отработали — сдают нам. А мы заносим данные в программу, чтобы они получали зарплату, — кратко объясняет суть работы диспетчер.
С объединением задач подразделений Анна с коллегами пережили переход на круглосуточный режим службы.
— Тяжелый график: день, ночь, отсыпной, выходной. Но в любом случае машины должны работать. Люди меняются, а машины работают. Ну, а бонусы — плюс к зарплате! Ночные смены — это тяжело, но реально. Тепло, светло и мухи не кусают. У мужиков в лесу не проще! — с настроением говорит второй диспетчер Александра Антропова.
Она видит и отслеживает любую машину базы в системе мониторинга, перенаправит водителя на другой маршрут, если в лесу сломался погрузчик, передать нужную информацию. Уже легко оперирует цифрами в немецкой системе учета всех путевых листов. Два года назад новшество после 1С страшило, но люди освоились, работают.
Каждый сотрудник, кого мы встречали и с кем общались, непременно указывал на ценность коллектива, стабильность и возможность все время развиваться. В последние годы транспортный цех внедрил ряд проектов директора Лесного филиала. С 15 октября 2021 года внесены изменения в структуру подразделения — все механики перешли в техническую дирекцию. Но в то же время введена должность ведущего инженера — им стал Андрей Анатольевич Александров, правая рука начальника большого коллектива Котласской колонны. Для некоторых проектов она стала пилотной площадкой. А что это, если не признак особого доверия? Потому и санкции не страшат — для «Илима» это возможность для нового витка развития.