Традиции новаторства Котласского центра дополнительного образования

Удивительно, но все самые заметные новшества в российском образовании уже были внедрены в работу Котласского ЦДО — и даже стали его традицией. О том, как коллектив центра работает на опережение, рассказывает его директор Елена Чиркова.

«Движение первых»

Елена Чиркова, Директор центра дополнительного образования, заслуженный учитель Российской Федерации, кавалер медали «Патриот России»
Елена Чиркова, Директор центра дополнительного образования, заслуженный учитель Российской Федерации, кавалер медали «Патриот России»

— Часто бывает так, что мы начинаем воплощать какую‑либо идею, а потом наша же инициатива возвращается к нам в виде распоряжения областного или федерального министерства, тем самым подтверждая, что мы выбрали правильный путь, — рассказывает Елена Леонидовна. — Возьмем «Движение первых»: новые формы работы общероссийского общественно-государственного движения, созданного 14 июля 2022 года по инициативе руководства России, во многом строятся на коммунарской методике доктора педагогических наук Игоря Петровича Иванова, 100‑летие со дня рождения которого отмечается в этом году. А мы работали по этой методике и сохраняли коммунарские традиции независимо от изменений, происходящих в стране, наших личных жизненных обстоятельств и реформ учреждения.

Год педагога и наставника, несомненно, внес новую струю в организацию работы коллектива. Как и требуется, появились форматы наставничества «педагог — педагог», «педагог — ученик», «ученик — ученик». Но в ЦДО традиция работать в таких форматах зародилась еще с тех времен, когда центр был Домом пионеров.

— Особая черта педагогов нашего учреждения — преданность, — подчеркивает директор. — Есть люди, которые по воле обстоятельств сегодня сменили работу, но продолжают сотрудничать с нами или участвуют в каких‑либо проектах, потому что ЦДО — их стартовая площадка. Это очень важно и ценно.

Продолжают работать с центром наши уважаемые ветераны. Приведу такой пример: я в учреждении с четвертого класса, работаю уже 49‑й год. Своими наставниками по педагогической деятельности считаю Римму Александровну Стрельцову, которая создала городской штаб школьников «Товарищ», и Тамару Изосимовну Бурдаеву, она вводила меня в профессию. Они обе давно не работают, но остаются в курсе новостей и событий нашего штаба, причем Римма Александровна по‑прежнему участвует в наших с ребятами поездках. В свою очередь у меня есть свои преемники — это Михаил Викторович и Наталья Геннадьевна Шарины. Эта цепочка не прерывается: сегодня у них уже свои ученики и продолжатели.

«Разговоры о важном»

Сегодня каждый понедельник во всех школах страны начинается с уроков «Разговоры о важном». В Котласском центре дополнительного образования такие «Разговоры» всегда были элементом любого занятия — здесь дети не сидят смирно за партами, а постоянно находятся в движении и в творчестве.

— На занятиях ребята и педагог обсуждают книги, фильмы, важные события, семейные традиции, этикет, отношения мальчиков и девочек, первую любовь… Они говорят обо всем, что им пригодится в жизни и о чем дома не успевает поговорить мама, — рассказывает Елена Леонидовна. — Наш стажист, педагог дополнительного образования Людмила Васильевна Козлова умеет по‑особому выстраивать такие диалоги. Она очень востребованный педагог, к которому ведут детей независимо от программы: секрет — в общении! Ее направление — народная игрушка, но, рассказывая о ней, Людмила Васильевна также говорит о народных и семейных традициях, о любви к Родине, к своим родным и близким.

Или возьмем нашего ветерана Николая Михайловича Шабалина, который вел радиотехнику и авиамоделирование. Дети приходили к нему и говорили: «Вы как папа или дедушка». Мамы мальчиков из неполных семей отдавали своих сыновей в группы Шабалина, потому что он тот мужчина, который может научить мужскому делу и отношению к жизни.

Выпускник ЦДО, педагог судоавиамоделирования О. Г. Амосов
Выпускник ЦДО, педагог судоавиамоделирования О. Г. Амосов

Новое поколение преподавателей тоже имеет важное преимущество — они с легкостью разговаривают с современными детьми на их языке, имеют навык обращения с гаджетами. Это хорошо помогает молодым педагогам обсуждать с учениками самые ключевые аспекты жизни человека в России.

«Большая перемена»

В 2015 году в центре появился городской клуб ветеранов педагогического труда «Большая перемена».

— Мы назвали его так, еще не зная, что будет учрежден такой всероссийский конкурс. Думаю, это не случайное совпадение, а знак, — подчеркивает директор. — Клуб объединил в одной команде Котласский педколледж и абсолютно все школы городского округа. В его актив вошли экс-директора школ во главе с лидером Надеждой Васильевной Добрыниной. Мы провели много совместных праздников и чествовали своих наставников далеко до старта Года педагога и наставника. Встречаясь, они обнимаются, и я радуюсь тому, что наши ветераны сохранили свой удивительный командный дух.

Коллектив центра дополнительного образования и сам по‑особому демонстрирует, насколько ценны профессиональная дружба и уважительное отношение друг к другу.

— Нам много раз повторяли, что современный переход на выбор кружков через «Навигатор дополнительного образования» приведет нас к конкуренции с коллегами, но наш опыт показывает несостоятельность конкуренции в образовании. Мы все — партнеры, готовые дружить и работать, вместе придумывать новые проекты, — отмечает Елена Чиркова.

Педагог-наставник С. В. Казакова (слева) ведет занятие для детей и родителей
Педагог-наставник С. В. Казакова (слева) ведет занятие для детей и родителей

Ребята и педагоги московской школы № 1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова, которых с нами связывает история знаменитого котлашанина, каждый раз, приезжая, удивляются возможностям учреждения. Имея весьма скромное финансирование, центр дополнительного образования развивает лучшие практики и инициативы страны — благодаря сильному коллективу энтузиастов-бессребреников, которые просто живут своим делом.

Коллектив ЦДО в цифрах:

  • Выпускники учреждения — педагоги — 60 %
  • Стажисты — 12 %
  • Молодые педагоги — 5 %
  • Семейные династии (пары) — 6
  • Учебных групп — от 225 и свыше
  • Обучающихся — до 3500 человек
  • Количество программ по шести направлениям — более 145
  • Методисты — 8

Официальная группа Котласского центра дополнительного образования в соцсети «ВКонтакте»