О чем рассказывает народный историко-краеведческий музей

Коллекция прялок с палащельской (мезенской) росписью, роскошное собрание народной одежды и головных уборов, коновальское снаряжение, а также множество бесценных фотографий, документов, писем и других свидетельств истории — все это выводит Лешуконский музей за пределы района, делает его явлением большим, общероссийским.

Память о близких

В этом году в музее премьера — развернутая выставка народного костюма «Платье красит, песня славит», посвященная организатору Лешуконского народного хора Параскеве Павловне Масленниковой. На этой выставке впервые представлена женская праздничная одежда, бытовавшая на берегах реки Мезени в конце XIX — начале XX века. Причем выглядит она как новая, хотя те же рипсовые платки, например, очень капризны: их не то что стирать — даже просто в воде мочить нельзя.

Все костюмы — подлинные. И все — настоящее сокровище. Ведь что главное для краеведческого музея? Подлинность и доверие. Именно подлинность экспонатов дает нам знание о прошлом. А доверие к музею местных жителей, когда они считают его по‑настоящему своим, делает музей тем самым важным местом, где восстанавливается и сохраняется социальная память.

Лешуконскому музею доверие было дано от рождения. Он открылся в 1984 году и уже три года спустя получил статус народного. Организовал и возглавил музей директор школы села Вожгоры, учитель физики по образованию и краевед по призванию Николай Афанасьевич Галев. А собирали экспонаты сами жители района. Как говорит заведующая музеем Ольга Поташева, таким образом лешуконцы хотели сохранить не просто вещи, а память о близких.

Ольга Поташева, заведующая музеем
Ольга Поташева,
заведующая музеем

— Музей по‑прежнему пополняется. Хотя время проходит, много интересного уже вывезено, но мы продолжаем принимать в дар или выкупать за небольшие деньги вещи, которые нам приносят люди. Истории экспонатов могут быть самыми разными! Недавно женщина нашла на свалке и принесла нам часы, которые представляют большую ценность. Благодаря тому что мы всегда жили и живем отдаленно и добраться до нас непросто, нам удалось не размыть свою самобытность и сохранить историю, фольклор, культурные артефакты, — рассказывает Ольга Геннадьевна.

В музейной народной избе: Анна Фатьянова показывает прялку с палащельской (мезенской) росписью
В музейной народной избе: Анна Фатьянова показывает прялку с палащельской (мезенской) росписью

Когда выставки едут в деревню

Жители района создавали музей, о них же музей и рассказывает: о том, как во все времена люди трудились, творили, любили и отстаивали свою правду. Очень интересны экспозиции, посвященные заселению этих земель и традиционным промыслам. Настоящий бриллиант — комплект вещей и документов мезенских коновалов, включая медную бляху кижемского литья, отличительный знак, который коновалы носили на сумке. Редкий даже для крупных краеведческих музеев экспонат — обрядовая рубаха-исцеленница.

Но не менее интересны экспозиции о недавнем прошлом: вот Гражданская война и Мезенский уезд как место политической ссылки, Великая Отечественная война, лесозаготовки, развитие образования, художники и мастера… В музее хранятся целые фотоальбомы с историей аэропорта и речного порта, фотографии в которых собраны с величайшим трудом, подписаны от руки — и это делает историю промышленности района теплой и очень личной.

Отдельный феномен Лешуконского музея — миниатюрные копии народного костюма, выполненные местными мастерицами Тамарой Ивановной Лодыгиной и Майей Михайловной Никитиной. Наряды шиты по лекалам оригиналов, соблюдены все пропорции и детали — каждая вытачка на своем месте. Как рассказывает Ольга Поташева, в свое время Майя Михайловна работала в музее. А так как музей тогда находился в другом здании, меньшем по площади, и не мог позволить себе выставить народные костюмы в натуральную величину, она сшила миниатюрные копии, одела в них кукол, и получилась выставка, которую так и назвали — «Русский народный костюм в миниатюре».

— Эта выставка была мобильной, мы выезжали с ней в деревни района. Традиция выездных выставок жива до сих пор: людей в деревнях остается все меньше, но среди них есть те, кто интересуется своей историей. И до пандемии мы возили показывать старинные наряды, платки, рукоделия, тканые пояса и варежки с традиционным узором… Планируем возобновить такие выставки, как только появится возможность, — говорит заведующая музеем.

Коновальское снаряжение
Коновальское снаряжение

А в планах музея — тематическая выставка, на которой будут представлены игрушки советского периода. Будущая экспозиция активно пополняется: игрушки находят сами сотрудники музея, их приносят местные жители.

За последние два года в музее проведена большая работа: заменены стойки, смонтирована современная система отопления, в планах — внутренний ремонт стен, и после этого музей, располагающийся на втором этаже, начнет осваивать пространство первого этажа. Конечно, это даст простор и свободу постоянным экспозициям, которые сейчас размещены довольно плотно, а также откроет возможность для новых временных тематических выставок.

И еще одна новость: благодаря гранту, полученному от района, довольно скоро у входа в музей появится арт-объект — деревянная фигура красного коня, известного нам по мезенской росписи. Роспись эта родом из деревни Палащелье, которая стоит на правом берегу реки Мезень и сейчас находится на территории Лешуконского района. Так что конь здесь будет как дома.

Цифры и факты

  • 1987-й — год присвоения Лешуконскому историко-краеведческому музею звания «Народный музей»
  • Решение об открытии музея было принято с подачи первого секретаря райкома КПСС Ивана Мефодьевича Максимова в начале 1980‑х годов.
  • Вторым по счету директором музея стала дочь Николая Галева Светлана Николаевна Антонова, тоже физик по образованию.