Образование доступно всем

Образцами и во многом пионерами в организации обучения детей и подростков с инвалидностью и ОВЗ в Поморье стали Архангельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 31, Северодвинский техникум строительства, дизайна и технологий, Архангельский политехнический техникум и Архангельский техникум строительства и городского хозяйства.

Больше не необучаемые

Первопроходцем в обучении и воспитании детей с ментальными нарушениями стала Архангельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 31.

В начале 1990‑х годов в нашей стране произошли существенные изменения, результатом которых стала гуманизация специального образования. До того времени дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью считались необучаемыми. В 1992 году в Архангельске по инициативе родителей и директора 31‑й школы Станислава Евгеньевича Малкова открылся класс для этой категории детей.

Основная сложность заключалась в том, что в стране еще не было ни специальных образовательных программ, ни методических материалов по обучению детей с ментальными нарушениями. Но коллектив школы не испугался трудностей и в результате вместе с родителями и представителями других организаций выстроил систему, которая помогает максимально раскрыть возможности учащихся и дать им образование для успешной социализации в будущем.

Программы — на вес золота

Подробнее о том, как складывалась история школы, рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Марина Димитрова:

Марина Димитрова, заместитель директора специальной (коррекционной) школы № 31 по учебно-воспитательной работе
Марина Димитрова, заместитель директора специальной (коррекционной) школы № 31 по учебно-воспитательной работе

— В настоящее время в школе обучаются 325 детей. Многие ученики имеют сложные сочетанные нарушения: нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, синдром Дауна, эпилепсию, расстройство аутистического спектра.

Обучают их 80 педагогов, из них 73 — с высшим дефектологическим образованием. Организовать процесс было бы невозможно без службы сопровождения, в которую входят педагоги-психологи, социальный педагог, учителя-логопеды, тьюторы, педагоги дополнительного образования, ассистенты (помощники).

Но в самом начале обучать детей с множественными тяжелыми нарушениями развития было непросто из‑за отсутствия специальных образовательных программ. Наши педагоги, несмотря на то что они не научные работники, активно искали подходы и нарабатывали собственный опыт, благодаря чему в 1997 году в школе появился сборник авторских программ «Экспериментальные программы для специальных (коррекционных) школ для детей со сложными дефектами в развитии». Более 10 лет все процессы в школе выстраивались именно по этому сборнику. Эти программы были для нас на вес золота. Тогда нашими главными помощниками являлись Лига помощи умственно отсталым людям из Санкт-Петербурга и псковский Центр лечебной педагогики.

В то время отношение к детям с ментальными нарушениями среди сверстников было неоднозначным. Поэтому в 1997 году для формирования толерантного отношения мы начали сотрудничество с другими общеобразовательными школами. Результатом совместной работы с гимназией № 6 стала изданная нами методическая разработка «Формирование толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями через призму интеграции».

Значимую роль в истории школы сыграла кандидат психологических наук, профессор Ирина Магомедовна Бгажнокова, автор базисного учебного плана (2‑й вариант) для образовательных учреждений VIII вида, с которой нам посчастливилось познакомиться в 2010 году. Это было интересное время. В 2012 году наработанные с педагогами школы материалы под руководством Ирины Магомедовны были систематизированы и представлены в сборнике методических материалов «Инновационные подходы к обучению детей с нарушениями интеллекта». Так коррекционные школы Поморья получили региональный учебный план для детей с тяжелыми нарушениями, а также рабочие программы по предметам.

В 2010 году школе присвоен статус ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования. Его главная цель — организационно-методическое и научное обеспечение деятельности государственных образовательных учреждений. С тех пор школа регулярно организует семинары и конференции регионального уровня при участии ведущих специалистов в области специальной педагогики и психологии.

В 2016 году школа являлась пилотной площадкой по введению федерального государственного общеобразовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Сенсорный стенд «Дерево времен года»
Сенсорный стенд «Дерево времен года»

Сотрудничество помогает добиваться целей

— Как ресурсный центр, школа активно развивает систему социального партнерства с другими общеобразовательными учреждениями, организациями дополнительного образования, культуры и спорта, научными организациями, — уточняет Марина Владимировна. — Большое внимание в школе уделяется внеурочной работе. Отличные результаты дает театрализованная деятельность с использованием исторической тематики. В течение нескольких лет в школе проводился цикл интегрированных и интерактивных занятий, объединенных общей темой «Вот она какая, дорогая Родина моя!». Такая форма работы, при которой учащиеся принимают участие в оформлении сцены, изготовлении декораций, пошиве костюмов, является доступной, увлекательной и познавательной для наших учащихся.

В настоящее время в школе созданы все необходимые условия для полноценного воспитания и обучения детей. Реализуется адаптированная основная общеобразовательная программа 1‑го или 2‑го варианта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Оборудованы 40 кабинетов, среди которых есть мастерские швейного и столярного дела, кабинет информатики, картонажного дела и социально-бытовой ориентировки, кабинет психологической разгрузки, спортивный и тренажерный залы, зал ЛФК, кабинет по изготовлению мыла и свечей, кабинет песочной терапии.

Но самое главное — в школе царит безопасная и доброжелательная атмосфера, учитывающая возможности и потребности каждого ученика. Наши дети участвуют в конкурсах и соревнованиях, получают грамоты, искренне радуются и радуют нас своими достижениями.

Профессия и трудоустройство

В Архангельской области людям, имеющим инвалидность или ограниченные возможности здоровья, становится все более доступным среднее профессиональное образование и профессиональное обучение. Порой техникумам и колледжам приходится ломать общественные стереотипы, но все больше особенных подростков получают профессию и трудоустраиваются.

Одним из первых учреждений, взявшимся за обучение выпускников специальных коррекционных школ, инвалидов и людей с ОВЗ, стал техникум строительства, дизайна и технологий. Это произошло в 2009 году, когда на должность директора была назначена Татьяна Сергеевна Пятовская.

Татьяна Пятовская, директор техникума строительства, дизайна и технологий
Татьяна Пятовская, директор техникума строительства, дизайна и технологий

— С 2009 года мы обучаем таким профессиям, как повар, парикмахер, портной, маляр строительный, штукатур, столяр строительный, плотник, — рассказывает Татьяна Сергеевна. — Сегодня у нас есть мечта расширить перечень профессий и готовить работников по благоустройству территорий — например, по программам «Рабочий зеленого хозяйства», «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий», для оказания услуг гостиничной сферы по программе «Горничная».

Техникум принимает на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью любого возраста, а граждане, которые стали инвалидами после получения профессионального образования и по состоянию здоровья не могут работать по этой профессии или специальности, имеют право получить вторую профессию или специальность за счет бюджетных ассигнований.

Все время администрация техникума ведет планомерную работу по созданию доступной среды.

— Архитектурная доступность у нас создана практически на 90 процентов. Построены пандусы к учебному корпусу и общежитию, подъемная платформа, опорные устройства по всему периметру зданий и лестничным маршам, нанесена тактильная разметка; приобретены мобильные передвижные компьютерные классы, оборудование для учебно-производственных мастерских по профессиям, оборудование для видео-конференц-связи и многое другое. Сейчас ведется работа по созданию территориальной доступности, — отмечает директор техникума.

Специальное оборудование в действии
Специальное оборудование в действии

Созданные материально-технические условия, методическая база и наработанный бесценный опыт обучения студентов и обучающихся с инвалидностью и ОВЗ определили дальнейшее развитие образовательного учреждения. Так, в 2015 году на базе техникума был организован ресурсный центр по профессиональному обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. А в 2016 году, когда на уровне Федерации было принято решение о создании во всех регионах базовых профессиональных образовательных организаций (БПОО), техникум строительства, дизайна и технологий был выбран площадкой для создания такой организации.

— Можно выделить несколько основных направлений деятельности БПОО. Это сопровождение всех профессиональных образовательных учреждений региона в вопросах обучения студентов из этой категории и повышение квалификации педагогических работников области. Второе — профориентация детей с инвалидностью и ограничениями по здоровью. Мы используем все возможные формы работы — как групповые встречи в общеобразовательных и коррекционных школах, так и индивидуальную работу. Помогаем выявить профессиональные намерения детей и скорректировать личностные планы в зависимости от особенностей здоровья. Третье — непосредственно обучение профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования, программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, учитывающим особенности ограничений по состоянию здоровья. И еще одно важное направление — содействие трудоустройству выпускников посредством взаимодействия с работодателями и Центром занятости, — поясняет Татьяна Пятовская.

Быть активным членом общества

Чтобы помогать людям этой категории с трудоустройством, на площадке техникума бы создан и региональный центр развития движения «Абилимпикс». С тех пор ежегодно расширяется его география и увеличивается количество участников. Победители регионального этапа каждый год представляют Архангельскую область на Национальном чемпионате «Абилимпикс» в Москве. Главная цель чемпионата — пропаганда равных возможностей для профессионального роста и трудоустройства инвалидов. Во время соревнований участники могут продемонстрировать свои способности работодателям, заинтересовать их и в последующем трудоустроиться к ним на предприятие.

Рабочий процесс на чемпионате «Абилимпикс»
Рабочий процесс на чемпионате «Абилимпикс»

Еще одним действенным механизмом трудоустройства обучающихся стала производственная практика, во время которой на предприятии привыкают к студенту и потом берут его на работу.

Участники VII Регионального чемпионата «Абилимпикс» с начальником отдела среднего профессионального образования министерства образования Архангельской области Игорем Костромитиновым и начальником отдела реализации активной политики министерства труда, занятости и социального развития региона Мариной Мороз
Участники VII Регионального чемпионата «Абилимпикс» с начальником отдела среднего профессионального образования министерства образования Архангельской области Игорем Костромитиновым и начальником отдела реализации активной политики министерства труда, занятости и социального развития региона Мариной Мороз

По убеждению Татьяны Сергеевны, несмотря на ограничения по здоровью, каждый человек имеет право в меру своих возможностей быть активным членом общества, учиться, реализовывать себя в работе и творчестве:

— Необходимо создавать специальные мастерские для этой категории людей, и тогда они смогут реализовывать себя, приносить пользу государству и обществу. Это еще одна наша большая мечта, к которой мы со временем обязательно придем.

Ресурсный учебно-методический центр

Актуальные задачи в сфере инклюзивного профессионального образования успешно решает ресурсный учебно-методический центр в системе СПО, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ СПО), созданный в 2020 году на базе Архангельского политехнического техникума.

Конференц-зал
Конференц-зал

В 2021 году РУМЦ СПО выиграл федеральный грант на развитие и приобрел статус федерального (опорного) центра.

Дмитрий Ермолин, директор Архангельского политехнического техникума
Дмитрий Ермолин,
директор Архангельского политехнического техникума

— В настоящее время РУМЦ СПО осуществляет экспертно-консультационную, методическую и научно-образовательную деятельность по вопросам обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ на межрегиональном уровне, курируя 45 образовательных организаций Архангельской области, реализующих образовательные программы СПО, и три профессиональных образовательных организации Ненецкого автономного округа, взаимодействуя со многими субъектами РФ, — рассказывает директор Архангельского политехнического техникума Дмитрий Петрович Ермолин. — Ресурсный учебно-методический центр проводит семинары, интерактивные практикумы, вебинары, конференции, разрабатывает учебно-методическую продукцию, составляет адаптированные образовательные программы, реализует курсы повышения квалификации.

Сергей Герасимов, заместитель директора Архангельского политехнического техникума по инклюзивному профессиональному образованию — руководитель РУМЦ
Сергей Герасимов,
заместитель директора Архангельского политехнического техникума по инклюзивному профессиональному образованию — руководитель РУМЦ

— Мы делаем все для того, чтобы в ПОО педагоги были готовы принять обучающегося с ограничениями по здоровью и грамотно выстроить с ним работу, — рассказывает Сергей Александрович Герасимов, заместитель директора Архангельского политехнического техникума по инклюзивному профессиональному образованию — руководитель РУМЦ. — Средства гранта, о котором речь шла выше, мы направили на оснащение конференц-зала и трех лабораторий инклюзивного профессионального образования специальным оборудованием для людей с инвалидностью и ОВЗ разных нозологий. В образовательном комплексе созданы необходимые условия как для повышения квалификации педагогов, так и для обучения самих обучающихся.

В лаборатории инклюзивного профессионального образования
В лаборатории инклюзивного профессионального образования

В 2022 и 2023 годах РУМЦ СПО на базе ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» в рамках проекта «Профессионалитет» выиграл федеральные гранты на проведение повышения квалификации педагогических работников ПОО по компетенциям, необходимым для работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ.

В кабинете адаптационных учебных дисциплин
В кабинете адаптационных учебных дисциплин

В 2022 году Архангельскому политехническому техникуму также присвоен статус базовой профессиональной образовательной организации.

Между техникумами выстроено позитивное сотрудничество и взаимодействие.

Справка

Архангельский политехнический техникум — победитель региональных конкурсов лучших инклюзивных практик 2021 и 2023 годов, победитель заочного этапа II Всероссийского конкурса практик инклюзивного высшего и среднего профессионального образования (2022 год). Его опыт организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, проведения соответствующей профориентационной работы представлен в федеральном сборнике лучших практик в сфере инклюзивного образования, подготовленном в прошлом году Федеральным методическим центром по инклюзивному образованию (г. Москва).

Контакты

Общеобразовательная школа № 31

Архангельск, Проспект Ленинградский, 17