Самый крупный налогоплательщик Архангельской области, одно из передовых и самых масштабных производств региона, ежегодно обеспечивающее область, соизмеримую по площади с тремя Франциями, сотнями рабочих мест и надежными социальными гарантиями. И это далеко не полный перечень характеристик крупнейшего судостроительного предприятия России — северодвинского Севмаша.

Великолепный коллектив

Родина первой отечественной атомной подводной лодки, Севмаш и по сей день не имеет конкурентов в этой области среди российских предприятий: больше половины атомного подводного флота страны построено на стапелях завода. О развитии кораблестроения на Севере России мы беседуем с генеральным директором Севмаша, лауреатом премии «Достояние Севера» и обладателем знака «За заслуги перед Архангельской областью» Михаилом Анатольевичем Будниченко.

Михаил Будниченко, генеральный директор АО «ПО «Севмаш»
Михаил Будниченко, генеральный директор АО «ПО «Севмаш»

— Михаил Анатольевич, на закладке атомной подводной лодки «Ульяновск» вашу фразу о том, что на предприятии работают более 27 тысяч профессионалов, подхватили многие областные и городские СМИ. Сложно ли управлять та-ким огромным коллективом?

— Стоять во главе такого коллектива и предприятия, работающего на безопасность страны, — колоссальная ответственность. На Севмаше строится техника, которая в разы сложнее космических аппаратов. А потому здесь работают люди высочайшей квалификации и внутренней дисциплины, талантливые и преданные своему делу. Другие просто не приживаются.

Человек, который соприкасается с кораблестроением однажды, влюбляется в него, работает с полной самоотдачей. И не только за зарплату, но и из интереса, из любви к профессии. Это главная отличительная черта коллектива Севмаша — великолепного, очень компетентного и грамотного.

Наше предприятие формировалось десятилетиями. В освоении ряда направлений строительства атом-ных подводных кораблей мы были первопроходцами.

Здесь создана сильная кораблестроительная школа, которая сегодня позволяет нам решать такие задачи, которые не под силу ни одной верфи России.

— На стапелях закладывается по одной-две АПЛ проектов «Ясень» и «Борей» в год. Очень хороший показатель не только для флота и Севмаша, но и для области…

— Да, с реализацией программы гособоронзаказа мы создаем новые рабочие места. Набираем квалифицированных сварщиков, сборщиков, токарей, рабочих других судостроительных специальностей, инженеров-машиностроителей.

За последние годы численность рабочих основных специальностей на Севмаше увеличилась на рекордную цифру: в 2015 году — на 986 человек (что превысило показатель, державшийся с 1958 года); в 2016-м коллектив «прирос» еще почти на 900 человек. Причем чет-верть из них — иногородние.

АПК «Северодвинск» — головной корабль проекта «Ясень»
АПК «Северодвинск» — головной корабль проекта «Ясень»

Не сбавляем темпы

— Крупное предприятие, обеспечивающее работой десятки тысяч человек, должно иметь программу развития по меньшей мере на десять лет вперед. Какие планы у Севмаша? Работники предприятия могут быть уверены в завтрашнем дне?

— Мы твердо стоим на ногах. Портфель заказов пред-приятия на ближайшие годы вселяет уверенность. В наливном бассейне ведется ремонт надводного корабля проекта 11442 М, на стапелях строятся две группировки современных атомных подводных лодок.

Недавно Президент России Владимир Владимирович Путин утвердил новую доктрину государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года. В ней предельно ясно поставлена за-дача перед Военно-морским флотом и предприятиями ОПК — сохранение второго места в мире по уровню мощи флота, масштабное военно-морское строительство и создание группировки авианосцев. Это значит, что в ближайшее десятилетие наше предприятие не будет сбавлять темп в строительстве кораблей в интересах Военно-морского флота России. Кроме того, четыре года по контракту с Военно-морскими силами Индии мы ведем техническое сопровождение авианосца «Викрамадитья». В городе Карвар постоянно находится наша гарантийная группа.

И, конечно, продолжаем работу в сфере нефтегазового сектора — на другом нашем значимом проекте — морской ледостойкой стационарной платформе «Приразломная», которая уже добыла 5 миллионов тонн нефти на арктическом шельфе. Мы ее строили, а сейчас участвуем в техническом перевооружении. Это изначально интегрированный в схему освоения место-рождения процесс, ключевым направлением которого является модернизация бурового и других комплексов.

Достойная зарплата, доступное жилье

— Севмаш как градообразующее предприятие в период своего расцвета построил в Северодвинске большую часть жилых зданий, детских садов… Михаил Анатольевич, а сейчас пред-приятие развивает социальные программы?

— Безусловно. Ведь что нужно человеку, чтобы чувствовать себя комфортно? В первую очередь — достойная зарплата. Для того чтобы он мог с полной самоотдачей работать, понимая, что семья обеспечена, дети учатся, обуты, одеты, накормлены. Кроме хорошей зарплаты, что еще? Доступное жилье. Чтобы, приходя домой, он чувствовал себя защищенным и уверенным в завтрашнем дне. И третье — это, наверное, хороший досуг. Администрация Севмаша этими вопросами всегда очень плотно занималась.

За последние несколько лет зарплата на Севмаше выросла. Сегодня она в среднем составляет чуть больше 59 тысяч рублей. За пять лет нам удалось увеличить зарплату почти вдвое. Что касается доступного жилья, то мы сегодня реализуем корпоративную программу по строительству. Она действует до 2020 года.

За пять лет построили четыре дома, сейчас идет забивка свай пятого жилого здания, готовится проектная документация на следующие дома. Жилье возводится по договорам долевого участия и льготной стоимости. Отмечу, что цена квадратного метра в них значительно ниже, чем по городу.

Цифры

  • 30 000 м² площадь территории предприятия
  • 27 000 человек — коллектив Севмаша
  • 59 тыс ₽ — средняя зарплата на предприятии